18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Современная детская литература в России

  
Сообщений: 0
Писатель Андрей УСАЧЕВ: «Детское мнение для меня ничего не значит»
(Один из самых издаваемых российских детских писателей)

У ДЕТЕЙ ДУРНОЙ ВКУС

- Хорошая детская литература - это высший пилотаж в литературе. Думаю, с этим согласится любой родитель, озабоченный тем, что читать ребенку.

- Вы очень точно сказали. Выше ничего не бывает, потому что с этого все начинается и к этому вся взрослая литература приходит.

- Виртуозность детского писателя в том, чтобы попасть в детскую тему?

- Нет, думаю, не в этом. Всякая хорошая литература должна быть мифологична. Мифологичность предполагает наличие сюжета, обязательного для детской литературы. Должен быть герой, который куда-то идет, что-то совершает… Та самая высокоумная литература почему-то думает, что ей это необязательно, она может заниматься описанием чего-то, не давая сюжета. А в детской литературе обязательно рождается миф, к примеру, о Винни-Пухе, о человечке с пропеллером.

- Придумать такого героя, который проживет не один десяток лет, наверное, очень сложно...

- Когда говорят: детская литература - это так сложно, мне странно. Я, например, даже не представляю, как можно сесть и написать взрослый роман. Для меня это сложно.

- На ком вы проверяете - получилось или нет?

- Ни на ком. Никого точнее, чем я сам, нет. Есть умные люди, с которыми я могу посоветоваться, но это только потому, что иногда нужно отойти и посмотреть на работу со стороны. У меня часто на это нет времени, тогда-то и нужны редакторы, хорошие друзья.

И вообще, то, что детям что-то нравится или не нравится, не показатель. У детей дурной вкус, вернее, у них его вообще еще нет. Аргумент «А мои дети смеялись» не говорит ни о чем. Самое простое, вообще не читать стихи, а снять штаны, и дети будут смеяться. Для этого не нужно писать книжек, а можно написать такие стихи, что дети будут точно смеяться. Но не в этом задача литературы, должна быть мысль какая-то, идея в произведении, чувство, которым оно пронизывается. Для меня детское мнение ничего не означает.

- От чего получается, что многое в детских книгах понимаешь, только когда вырастаешь сам?

- Это совершенно нормально. У хорошей литературы есть первый пласт, второй, третий… И во взрослой литературе то же самое. Когда мы первый раз читаем Чехова, мы думаем, что прочли его. А когда перечитываешь, видишь, сколько ты всего не заметил. Это каждый раз будет поворачиваться та самая игрушка-калейдоскоп, у которой, как не переверни, все время новый рисунок.

Есть, конечно, очень простенькие вещички для маленьких - потешки. Но это прикладные вещи, это не литература.

ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ, И НЕ НАДО


- Но дети сейчас читают все меньше и меньше.

- Вам, может быть, покажется диким, но я, детский писатель, от этого не расстраиваюсь. Потому что то, сколько читало наше поколение, это ненормально. У нас не было других развлечений, чтение заменяло все - нельзя было ездить за границу, не было видиков, многих других вещей, в том числе информационных и художественных.

- То есть родителям не стоит расстраиваться?

- Нет. К тому же всегда был контингент людей, которые не читали и не будут читать. Нельзя делать поголовно читающую публику. Научили грамоте - и буде.

- Но мы переживаем, что нечитающие дети будут обделены, необразованны.

- У меня двое детей. Сын очень много читал, а дочка и училась хуже, и читала меньше. Так вот, сын теперь не читает практически ничего, в год, может быть, 2 - 3 книжки. А дочка читает. Но кому-то это оказывается не нужно. Есть другие виды искусства, никогда литература не даст тебе столько эмоций, сколько музыка.

- Вы ощущаете, что круг ваших читателей сужается?

- Нет, нам, детским писателям, в этом смысле лучше. Дети учатся читать, а учатся они на наших персонажах. Поэтому нас будут читать даже тогда, когда уже никого читать не будут.

- Детская литература как отдельный вид достаточно молода. Что, интересно, читали детям в XVIII - XIX веках?

- Там были очень понятные тексты, те же пушкинские сказки. Они, конечно, не детские, но настолько хороши, что понятны и детям. Басни Крылова тоже писались для взрослых. Они читали взрослую литературу. И все-таки цивилизация любопытно движется. Несколько столетий назад человек в 14 лет считался взрослым, и даже понятия детства как такового не было. Были просто маленькие люди, недоросли, поэтому никому в голову не приходило создавать какую-то специальную литературу для них. Они в 14 лет командовали полками, в 16 рождали. А у нас срок детства все время увеличивается, у нас в 27 все еще ребеночек. У нас появилась возрастная психология.

- А вы учитываете эту самую детскую психологию, когда пишете?

- Ничего не учитываю. Просто я пишу ДЛЯ СЕБЯ, для себе подобных, для людей с определенной ментальностью. Поэтому специально для детей я не пишу.

- А дети меняются?

- Абсолютно нет. Я уже 20 лет профессионально занимаюсь литературой. Какие были дети, такими и остаются. Они знают, что такое люблю, ненавижу, сострадание, переживают те же самые страсти. И то же детское одиночество, которое было и в наше время, есть и сейчас. Может быть, сегодняшние детишки немножко побыстрее.

- И свободнее?

- Вот это стопроцентно. А в остальном структура человека не меняется, те же две руки, две ноги…


Андрей УСАЧЕВ
родился в 1958 году в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после IV курса перешел на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала «Веселые картинки».

Публикуется с 1985 года. Среди его книг - поэтические "Сны Петушкова" (1994), "Волшебная Азбука" (1996), "Мы играли в паповоз" (1998), "Сказочная Азбука" (1998), "Шкатулка" (1999), "Планета кошек" (1999), "Шуршащая песня" (2003), "Любопытная Варвара" (2003), "Шел по улице жучок" (2003), а также сборники сказок и фантастических историй для детей "Флюм-пам-пам" (1992), "Умная собачка Соня" (1996), "Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" (1998), "Оранжевый верблюд" (2002), "Малуся и Рогопед" (2003), "Сказочная история воздухоплавания" (2003).

По его сценариям поставлены мультипликационные фильмы "Умная собачка Соня", "Девица Бигелоу, или Жевательная история", «Рыцарский роман», "Девочка и крот", "Меню".
источник
Сообщений: 0
Как приятно встретить знакомое имя.Мы с ним учились на одном факультете.Подруга до сих пор по старой памяти периодически приглашает его выступить в школе перед детьми.Читала не все,но многое из прочитанного мне нравится 3-35
Сообщений: 0
amelia:
Как приятно встретить знакомое имя.Мы с ним учились на одном факультете.
Здорово! Интересно человека знать и как человека, не только как писателя. Объёмней портрет получается.

amelia:
Читала не все,но многое из прочитанного мне нравится
А я очень люблю все его произведения.
Моё мнение - он один из немногих качественных современных детских писателей.
К огромному сожалению уже и Успенский, и Остер исписались. Их новые сочинения мягко говоря... коммерческие и без души. А для детей нельзя писать без души! Нельзя писать для детей сочинения, в которых неприкрыты претензии к взрослому миру, политике, социуму и проч. А именно это сейчас видно в произведениях этих известных писателях... Читать можно только первые сочинения для детей.

Для меня тема детской литературы - очень близкая тема. И очень серьёзная тема. Какие детские книги - так всё в детской душе и заложится. А именно в детстве очень многое в жизни человека программируется, формирует личность и душу.
Сообщений: 0
Качественная детская литература - основа для формирования качественной личности ребенка. "...значит нужные книги ты в детстве читал..."
Сообщений: 0
ну и ладненько....при случае шепну Танюшке эти дифирамбы,пусть Андрюшке передаст!нам пустячок-а ему приятно! Laie_91B
Сообщений: 0
amelia:
при случае шепну Танюшке эти дифирамбы,пусть Андрюшке передаст!нам пустячок-а ему приятно!
Да уж, когда адресно передаёшь благодарствие, оно как-то вернее. :prof23: curtsey
Сообщений: 0
amelia, вспомнила, что хотела попросить-то!
Когда будете передавать дифирамбы, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА спросить - можно ли на нашем сайте разместить произведения Андрея Усачёва в разделе "библиотека".
Хотелось бы наполнить её качественной литературой.
Сообщений: 0
хорошо...только сейчас в школе такой противный период..ЕГЭ...все в запарке,так что просьбу буду выполнять чуть позже-когда подруга вернется от этих хлопот к нормальной человеческой жизни 3-154
Сообщений: 0
Ох уж эти ЕГЭ. Родители и иже с ними страдают....
Сообщений: 0
да...хорошо,что мы отучились еще в прошлом...веке...и даже - тысячелетии t4810
Сообщений: 0
amelia:

да...хорошо,что мы отучились еще в прошлом...веке...и даже - тысячелетии t4810

Это точно!.. LaieA_005
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.