18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Картины, знакомые с детства

  
Сообщений: 0
Картины сопровождают нас всю жизнь. С некоторыми из них мы, вольно или не вольно, знакомимся с раннего детства.
А так ли хорошо мы с ними познакомились? Зачастую помнится только само изображение, а вот о художнике, об истории создания картины мы так ничего и не знаем.

Давайте восполним пробел и вспомним самые известные картины - такие знакомы и такие не знакомые.

Начну с картины Татьяны Яблонской "Утро".
Помните, как мы все писали сочинение, внимательно рассматривая её. Целью сочинения было описать то, что мы видим на картине, пофантазировать о том, что это за девочка, какая у неё жизнь. И мы фантазировали...
Но до сих пор так и не узнали, что же это за девочка, где она жила и какая у неё жизнь. Да и о самой художнице также ничего не знаем.

Итак, о девочке изображённой на картине "Утро":





Картина «Утро» была написана в 1954 году. На ней Яблонская изобразила свою старшую дочь Лену.
"С Гаяне Атаян, дочерью известной украинской художницы Татьяны Яблонской, мы беседуем в мастерской Татьяны Ниловны, недавно ушедшей из жизни. Сколько пейзажей художница написала здесь, глядя в окно и пододвинув к нему массивный мольберт на колесах! Сколько чисток у себя устраивала: это сохранить, это дописать, это уничтожить! Небольшой камин накалялся докрасна, когда Татьяна Яблонская жгла в нем свои работы.
«Иногда мама жгла свои забракованные работы целыми рулонами»

— Мама всегда была очень строга к себе, — рассказывает Гаяне. — Иногда она жгла свои забракованные работы целыми рулонами. Это было своего рода самоочищением для движения вперед. К тому же масса маминых картин разлетелась по всему свету. Поэтому установить сегодня абсолютный перечень всех работ Татьяны Яблонской нереально. Ее последний альбом был издан в Украине в 1991 году, и весь тираж мгновенно раскупили. Теперь, после смерти мамы, буду серьезно заниматься этими вопросами, в том числе и изданием мемуаров. Я прочитала вместе с мамой все ее рукописные тексты и не хочу передоверять кому-то эту ответственную работу.

— Скажите, девочкой, делающей зарядку у открытого балкона, на известной по советским учебникам картине Татьяны Яблонской «Утро» были вы?

— Нет, я, в отличие от своей старшей сестры Лены, которая и позировала маме, никогда не делала зарядку. Эту работу мама писала еще до моего рождения, когда жила с первым мужем, художником Сергеем Отрощенко, в доме на углу улиц Красноармейской и Саксаганского — здесь на первом этаже в былые времена находился антикварный комиссионный магазин. На картине схвачена радостная атмосфера утра.

Между прочим, один парнишка из Казахстана вырезал понравившуюся репродукцию картины из какого-то журнала и приколол ее над своим столом. Прекрасная, устремленная ввысь девочка стала для мальчишки своего рода мечтой — познакомиться с ней, а заодно научиться так же рисовать. И судьба распорядилась таким образом, что молодой человек поступил в Московский художественный институт, познакомился с нашей Леной, тоже студенткой факультета прикладного искусства этого института. Со временем они… поженились!"
источник

Немного о самой художнице:



"Яблонская Татьяна Ниловна (1917, Смоленск – 2005, Киев).
Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины.
Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.
В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте у Ф. Кричевского и С. Григорьева. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор).
Официальное признание Т.Н. Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949), в сюжете которой художник идеализировал социалистический труд колхозного крестьянства. В 1950 году за данное произведение была представлена к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила Бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Этапными для творчества автора стали картины «Весна» (1951, ГРМ, Государственная премия СССР 1951 г.), «Лен» (1977, Государственная премия СССР 1979 г.), «Вместе с отцом» (1961; Музей изобразительных искусств УССР, Киев).
1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Т.Н. Яблонской.

Произведения хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве."

источник

И продолжение интервью с дочерью художницы Гаяне:

"— С одной из самых загадочных маминых работ (»Юность», где юноша стоит на фоне маленького озерца) тоже произошла интересная история. Какой-то банковский служащий из Японии увидел репродукцию этой картины и так был ею очарован, что, оказавшись по служебным делам в Париже, решил на выходные обязательно приехать в Киев и увидеть «Юность». Нам позвонила переводчица и сообщила: приехал какой-то странный японец, на два дня, специально, чтобы увидеть картину. Но полотно уже долгие годы хранится в фондах Музея украинского изобразительного искусства, а в выходной день фонды, к сожалению, недоступны.

Еще одна женщина рассказывала, что, когда была беременна, любовалась этой работой, и у нее родился сын, похожий на юношу с маминой картины.

— Как ваша мама относилась к своей популярности?

— Спокойно. Как-то мы ехали с ней на очередную консультацию в больницу Стражеско — у мамы, как и у многих пожилых людей, были проблемы с сердечно-сосудистой системой. Поймали такси, подъехали к больнице, и, выходя из машины, мама обратилась к таксисту: «Пожелайте мне здоровья, я иду лечиться». Водитель ответил: «Здоровья вам, Татьяна Ниловна!»

Я долго анализировала содержание разговора с мамой в такси — совершенно нейтральное. По нему нельзя было угадать, кто едет в машине…

— Одна из первых работ второкурсницы Яблонской до сих пор висит в здании Национальной академии искусств и архитектуры (бывший Киевский художественный институт) как образец написания обнаженной натуры…

— Этой маминой работе вскоре исполнится 70 лет, и, видимо, за эти годы никто из последующих поколений студентов ничего лучше не сделал.

Мама была профессионалом со студенческих времен и до своих последних дней. Незадолго до инсульта, будучи уже в 80-летнем возрасте, она увидела за нашим окном осенние золотые липы и потребовала: «Привези мне холст, метр на метр». Я еще ленилась: «Мамочка, ну куда ты спешишь? И потом, как я его привезу? Холст большой, в такси не поместится». Но она не успокоилась, пока я не привезла материал — если мама хотела работать, никогда и ни перед чем не останавливалась.

Мама поставила меня у окна и за два сеанса написала мой портрет. Фантастически тяжелая работа для человека с больными ногами — простоять два дня у мольберта. Но она сделала ее на одном дыхании, смело, широкой кистью. Как по мне, это высший пилотаж мастерства, мощнейшая живопись! И, представьте, на следующий день пошел дождь, налетел ветер, сразу же потухли краски — мама как будто заглянула в будущее. Через полгода она заболела и больше маслом не работала. А эту работу называла своей лебединой песней.

«Фальшивки Яблонской, Глущенко, Шовкуненко стоят пятизначные суммы в долларах»

— Незадолго до смерти Татьяны Ниловны в Киеве прошла скандальная выставка, на которой оказались подделки ее работ.

— Это произошло год назад на выставке в Музее русского искусства. Экспонировались картины из частных коллекций каких-то сильных мира сего, как сейчас говорят. Среди работ были выставлены и фальшивки, подписанные «Т. Яблонская». Естественно, маму на выставку никто не пригласил. Я об этой акции узнала случайно, в списке приглашенных моя фамилия не значилась. Поэтому мне пришлось буквально просачиваться на открытие выставки в музей. Это очень уважаемое учреждение, с которым у мамы всегда были самые лучшие отношения. И вот я стою под фальшивками, и у меня земля уходит из-под ног. Хотела сказать: «Господа, что вы делаете?» — но к микрофону меня не пустили…

То, что известные имена подделывают, это не ново. Базар есть базар — купи себе работу на Андреевском спуске, повесь и радуйся. Здесь же произошла попытка легализовать фальшивки через музей. Подделки не только Яблонской, но и Глущенко, Шовкуненко, Григорьева, Трохименко, Костецкого после подобных легализаций продаются по колоссально высоким ценам — называли пятизначные суммы в долларах. На маме скандал сфокусировался из-за того, что тогда она была единственной живой из этой плеяды.

И что вы думаете? Работники музея даже не покраснели. Перед моей мамой никто не соизволил извиниться. Скандал до сих пор не завершен. Я доведу суд до конца. Это дело чести. Мама не для этого работала всю жизнь, чтобы «ее» работы продавались в каждой подворотне.

— Всю жизнь Татьяна Яблонская была продуктивным и хорошо оплачиваемым художником. Дача, машина, антиквариат у вас имелись?

— Мы не были нуворишами, да и мама к накопительству не стремилась. Но мы и не нуждались ни в чем.

Мама коллекционировала живопись. Помимо маститых художников, отбирала и работы неизвестных авторов. Она собирала вещи, которые что-то говорили ее душе или были связаны с человеческими симпатиями. Например, предметы народного быта. Видите, вон висит рубель деревянный, стоят плетеные корзины, соломенные изделия. При случае мама могла подарить кому-то экземпляры своей «коллекции».

Дачи у нас не было. Однажды дело дошло до забивания колышков на каком-то участке, но на обзаведение участком мама так и не решилась. Она считала, что дача привязывает человека к месту, а художнику необходимы мобильность, свобода, движение. А вот о собственной машине мечтала, потому что автомобиль давал возможность остановиться где угодно и писать этюды.

В 70-е годы у нас появились чудесные белые «Жигули». Мама очень лихо водила машину. Пару раз она даже оказывалась виновницей небольших происшествий. Однажды разбила подфарник какому-то поляку. Ушлый иностранец, пользуясь известностью Яблонской, предъявил ей завышенные расходы на ремонт. Но наша милиция восстановила справедливость, и мама оплатила разумный счет. В следующий раз в нашу машину сели несколько «весомых» художников, и мама, не рассчитав их вес, зацепила «Жигулями» дерево.

Как-то, переходя улицу, мама не заметила мчавшегося на нее мотоциклиста и оказалась под колесами. К счастью, отделалась какой-то легкой травмой, но поняла, что у нее уже нет внимания, необходимого для вождения машины. И тут же прекратила садиться за руль.

После инсульта художница научилась писать… левой рукой

— После инсульта, случившегося в 1999 году, Татьяна Яблонская была прикована к инвалидному креслу.

— Шесть лет я ухаживала за мамой. Даже старенькая, больная, она оставалась элегантной. Когда я вывозила маму на кресле к ужину, она обязательно просила: «Причеши мне волосы, поправь халат… »

— Несмотря на болезнь, Татьяна Ниловна научилась писать… левой рукой.

— В этот период мама работала пастелью, потому что масляные краски для нее стали непосильны. В день смерти она написала мелками букет садовых колокольчиков, который стоял на подоконнике.

В последние годы в мой день рождения мама спрашивала: «Какую пастель тебе подарить? Которая тебе больше нравится?» И на выбранной работе корявым почерком левой рукой писала: «Дорогой доченьке в день рождения».

— А что вам мама дарила раньше?

— Как и всем детям, игрушки и платья. Частенько купленные в Москве. Больше всего я любила играть с куклой-кошкой для кукольного театра, надевая ее на руку. Был период, когда мама клеила мне в подарок коробочки из холста. Очень своеобразные. Она всегда старалась что-то сделать своими руками.

— Даже новогодние игрушки в вашей семье делались вручную?

— Эта традиция родом из маминого детства, когда ее родители вместе со своими двумя дочками и сыном клеили елочные украшения. Позже мама стала делать игрушки со мной — в нашем доме всегда царила творческая атмосфера.

— Татьяна Ниловна еще застала времена, когда в СССР запрещалось празднование Нового года с «буржуйской» елкой…

— Мама родилась в Смоленске в 1917 году и, как мы шутим, две недели прожила при царе. Ее отец, Нил Александрович Яблонский, и мать, Вера Георгиевна, до революции преподавали в гимназиях, были образованными людьми. Они не хотели отдавать детей в советскую школу, опасаясь коммунистического влияния, а серьезно занимались их домашним образованием. Моя мама ходила в школу только один год — в седьмой класс, чтобы получить аттестат.

При большевиках в конце декабря родители мамы плотно завешивали окна одеялами, чтобы никто ни в какую щелочку не увидел у них елку и зажженные на ней свечи. Но все-таки Новый год семья праздновала. Как и Рождество, Пасху. Позже и мы с мамой обязательно красили яйца к этому празднику. Она волновалась, что по остаткам краски на моих пальцах в школе догадаются о нашей подготовке к Христовому Воскресению… Это был страх еще со сталинских времен.

— Почему? Ведь репрессии не коснулись ее семьи.

— История страны серьезно отразилась на судьбе моих бабушки и дедушки. Дед Яблонский, как и все разночинцы, воспитанные на Белинском и Добролюбове, душой приветствовал революцию, пока она не произошла. Вместе с передовой молодежью он был за освобождение, за прогресс. За участие в студенческих волнениях 1905 года Нила Яблонского даже исключили из Петербургской духовной академии. Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, вернулся в родной Смоленск, где со временем и женился на преподавательнице французского языка городской гимназии Вере Варгасовой. Но, увидев рабоче-крестьянское лицо Октябрьской революции, дед ее не воспринял.

Будучи по-настоящему интеллигентным человеком, Нил Яблонский с женой и тремя детьми решил покинуть родину. Маме тогда было всего 11 лет. Но попытки выехать по морю, через Одессу, и перейти западную границу в районе Каменца-Подольского провалились. Во избежание доносов от лиц, участвовавших в несостоявшихся выездах, Яблонские переехали в Луганск. Откуда мама и поступила в Киевский художественный институт, после чего ее судьба оказалась прочно связана с Украиной. Долгие годы мама старалась не оглашать историю, как ее семья оказалась в Украине.

— Говорят, Татьяна Яблонская просила исполнить на поминках украинскую песню…

— Да, мама очень любила украинские песни, особенно «Там, де Ятрань круто в'ється». У нее был хороший звонкий голос. Находясь в мастерской одна, мама всегда пела украинские или же русские народные песни, которым в детстве ее научил отец. Одной из ее любимых была песня, если я не ошибаюсь, на слова Алексея Толстого: «Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра, где ветерок степной ковыль колышет, в вишневых рощах тонут хутора… » В ней выражалась мамина любовь к Украине, и, будучи сентиментальной, она попросила спеть ее на поминках. Вместе с родственниками мы исполнили это желание. Всем было невыносимо грустно…"

И ещё одна статья, рассказывающая о Татьяне Ниловне Яблонской:

"

У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит природа.

Известно, что дети, появившиеся на свет под знаком Рыб, часто бывают наделены не только безупречным вкусом, но и вкусом к творчеству, такой уж им подарок делает щедрый Зодиак. В этом смысле Татьяна Ниловна Яблонская, родившаяся 24 февраля 1917 года в Смоленске, была истинной Рыбой.

Отец Тани считался очень одаренным и опытным художником, но ему не хватало решимости целиком отдаться любимой живописи: он зарабатывал на хлеб, преподавая историю и литературу в смоленской гимназии.

Собственную мечту о свободном творчестве Нил Александрович Яблонский сумел привить всем своим детям, а особенно – по-настоящему талантливой Татьяне, которая, сколько себя помнила, всегда на падающую звезду загадывала одно и то же желание: "Хочу стать хорошим художником!"

Мама Тани, Вера Георгиевна, до революции преподавала в гимназии французский язык, но с рождением детей целиком отдалась их воспитанию и обучению.

В 1928 году семья переехала на Украину. Довоенные годы Татьяна посвятила учебе в киевском Художественном институте – для поступления туда с лихвой хватило отцовской подготовки. Потом, в разгар войны, художница поехала в Саратовскую область, на Волгу, на полевые и сельскохозяйственные работы, где ее быстро научили пасти скот, молотить и класть стога. Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, - знаменитую картину "Хлеб".



"Хлеб" в истории советской живописи играет ту же роль и выражает ту же мысль, что и фильм "Кубанские казаки" Ивана Пырьева (любопытно, что даже год создания этих шедевров совпадает – 1949): нужно дать уставшим от потерь, разрухи и бесконечного тяжкого труда людям возможность хоть недолго передохнуть, поднять глаза и увидеть свое, как все были уверены, непременное будущее.

Веселье, энергия, здоровье, красота, сплоченный коллектив, изобилие еды и ни единого отрицательного персонажа, все такие прекрасные, что и позавидовать-то не получится; зато можно уверовать, что такое счастье в принципе возможно, а значит, будет скоро так и у нас! Эдакая коллективная визуализация желаемого результата получается, и, может быть, удалось бы довизуализировать и до настоящего коммунизма, если бы не случилась хрущевская оттепель. К этому моменту четырехметровый "Хлеб" уже обосновался в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях, а Татьяна Ниловна получила еще одну госпремию за картину "Весна" и стала мастером первой величины.


Т. Яблонская, "Хлеб"

На волне разоблачения культа личности Яблонскую, как и Пырьева, неоднократно обвиняли в приукрашивании действительности, в оскорбительной для голодных советских крестьян показухе.

Татьяне было нечего стыдиться – она всегда была честна с собой и со своим зрителем и писала только то, что видела, а чтобы точнее и тоньше передать увиденное, она не стесняла себя рамками принесшего ей славу соцреализма. Она не боялась пробовать различную технику, различные стили, круто менять манеру письма и цветовую палитру. Она была художником. "Мне часто приходится слышать: Яблонская постоянно изменяется. Это неверно. Не художник изменяется, изменяется жизнь", - скажет она.



Wikimedia Foundation
Но что такое женщина-художник, кто она прежде всего, кто она больше – женщина или художник? Живопись определяла весь строй жизни Татьяны, и, закономерно, ее спутниками жизни стали коллеги по цеху. В такой ситуации в отношения двоих рано или поздно вмешивается творческая ревность. Именно творческая ревность разрушила заключенный по любви брак с художником Сергеем Отрощенко, от которого Татьяна родила двух дочерей - Елену и Ольгу. Череда премий, наград и званий, которых была удостоена Яблонская, скорее оскорбляла, чем радовала ее мужа, и Татьяна надолго осталась одна. Во второй раз она вышла замуж за художника Армена Атаяна, у них родилась дочь Гаяне, но и этот союз вскоре распался по тем же самым причинам, что и первый: муж не желал существовать в тени своей знаменитой жены.

К своей известности и сопутствующим ей благам Татьяна Яблонская относилась без пиетета, ни в коей мере звездной болезнью не страдала и, бывало, даже шла на конфликт с партийной властью по идеологическим соображениям. В творчестве Яблонской был период увлечения народным украинским искусством, плоды которого считались проявлением национализма и полностью игнорировались. Она по-прежнему день за днем бросала всю силу своего таланта и вкладывала всю свою искренность в проявление того, что умела увидеть сама и могла показать другим. Она преподавала, она растила дочерей, а потом помогала им растить внуков.

Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством. Старшая, Елена, в свое время послужила моделью для картины "Утро", по которой не одно поколение советских школьников писало потом сочинения.

"Утро" мистическим образом вмешалось в судьбу Елены, которая мечтала стать художником и отправилась учиться живописи в Москву, в Строгановку. Когда выяснилось, что именно Лена изображена на знаменитой картине, один из студентов признался, что репродукция "Утра" много лет висит у него в комнате как образец настоящего изобразительного мастерства и что именно благодаря ей он решил стать художником. Это удивительное совпадение послужило началом отношений, увенчавшихся законным браком, и в результате Елена смогла лично убедиться, что в далеком городе на родине избранника, в его комнате, действительно висит репродукция работы ее матери, на которой изображена она сама.


Т. Яблонская, "Колокольчики"

"Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…"
Т.Н. Яблонская

В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после перенесенных инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой.

Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными, радостными и гармоничными. Она не сопротивлялась угасанию, она день за днем рисовала то, что видела – городских птиц на подоконнике, посуду, цветы в вазе.

"Я счастлива в своем ограниченном пространстве" - говорила она, и пространство все сжималось вокруг нее, но ее это совершенно не заботило; ее занимало кухонное окно – бесчисленное количество сочетаний освещения, погоды, угла зрения и стоящих на подоконнике предметов.

Лауреат трех Государственных премий, народный художник СССР, была совершенно счастлива здесь, на кухне, в окружении родных, она день за днем проводила в инвалидном кресле, растирая пальцами пастель и всматриваясь в оконное стекло. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков."

источник
Сообщений: 0


Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка».


Решетников задумал написать картину о школе.

Вот перед нами первый рисунок. На нем изображен класс, ребята за партами, учитель и мальчик, не выучивший урок.

Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не понравилось в этом наброске. Ему показалось, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка - очень неприятная для всей семьи отметка, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков - людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку - вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.

Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Для всех героев Федор Павлович подбирал натурщиков - людей, похожих на тех, кого он хотел изобразить.

Наконец долгая подготовительная работа была закончена. На подрамник натянут холст, и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

О художнике Федоре Павловиче Решетникове.

Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником, он ходил по деревням и расписывал церкви.

Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти, тайком от всех пробовал рисовать сам.

Время было тяжелое, голодное - шла Гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.

Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему ни приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки - карикатуры.

Кончилась Гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В детстве Ф.П.Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.

И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.

Это было время всеобщего увлечения Арктикой. Решетникову очень хотелось побывать в Арктике, своими глазами увидеть северное сияние, белых медведей, царство вечного холода. В это время ледокол «Сибиряков» собирался пробиться от Архангельска к Берингову проливу. Но начальник экспедиции, замечательный ученый Отто Юльевич Шмидт, сказал: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад». Тогда Решетников познакомился со многими членами экипажа. Он рисовал своих новых друзей, и они от души смеялись над его веселыми карикатурами.

Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.

Федор Павлович Решетников действительно стал незаменимым членом экипажа - помогал кочегарам, матросам, нес вахту и рисовал. Он придумал стенную газету «Ледовый крокодил», для которой делал смешные рисунки с забавными подписями. За участие в походе на «Сибирякове» Решетникова наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Спустя год Шмидт стал собираться в новую экспедицию на пароходе «Челюскин» и, уже не задумываясь, включил художника в состав экипажа.

В Чукотском море случилась беда: могучие льды стали сжимать корабль, стальная обшивка не выдержала и лопнула, в трюмы хлынула вода.

Два часа тонул пароход, а команда и пассажиры переносили на льдину вещи и продукты. Вместе с «Челюскиным» затонули многие картины и рисунки Решетникова. Люди ждали помощи, а пока разбили палатки на льдине. Была полярная ночь, стоял сильный мороз, но никто не падал духом. В эти дни в лагере челюскинцев выходила стенная газета «Не сдадимся!», которую талантливо и остроумно рисовал Решетников.

Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные летчики спасли всех, народ восхищался летчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Федор Решетников написал их групповой портрет.

источник

И на "десерт" одно из сочинений по этой картине. LaieA_005

Редактировалось: 1 раз (Последний: 21 июня 2012 в 15:19)
Сообщений: 0



"Утро в сосновом бору"


Какой российский гражданин не знает картины "Утро в сосновом лесу" Ивана Ивановича Шишкина? В советское время это была любимая картина всех мальчиков и девочек. Потому что именно этому полотну было суждено десятилетия красоваться на обертках чудесных вафельных конфет с шоколадной начинкой.

Но мало кто знает подлинную историю написания этой картины. Как известно, Шишкин был классическим пейзажистом. Картина появилась в 1889 году. Вероятно, художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней был изображен утренний сосновый бор. Обладая исключительным талантом живописца, художник невероятно точно изобразил тихую мощь пробуждающегося леса.

А, собственно, всеми нами любимые мишки появились на картине чуть позже. Их автором стал товарищ и коллега Ивана Ивановича Константин Аполлонович Савицкий. Знакомство двух живописцев ,страстно любивших природу,произошло в художественной артели. Там же, якобы, Шишкин показал Савицкому законченный пейзаж и посетовал на то, что картине не хватает динамики. А Савицкий, дескать, предложил свою помощь в написании какой-нибудь лесной живности, которую великий Шишкин, к сожалению, писать не умел. Так, совместными усилиями, появилась одно из самых известных русских художественных полотен.

Интересно, что подписывая полотно, оба художника оставили на нем свои подписи. Однако, коллекционер Павел Третьяков подпись Савицкого стер,отдав тем самым авторство Ивану Ивановичу. Хотя существует и другая версия исчезновения подписи Савицкого под картиной. Если брать ее за правду, Савицкий сам пришел к Третьякову с просьбой снять с картины инициалы автора мишек.

источник

Существует и несколько другая версия создания картины. Но несомненно одно - авторов картины "Утро в сосновом бору двое - Шишкин и Савицкий.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу.
1889. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.

Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.


Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".


О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...». Но при этом художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль».

Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

«Россия - страна пейзажей», - утверждал Шишкин. Им создано немало художественных пейзажей-символов России, и картина Утро в сосновом лесу является для многих поколений людей на всей планете одним из таких символов.

источник
Редактировалось: 1 раз (Последний: 21 июня 2012 в 21:41)
Сообщений: 0
Чёрвен:
Начну с картины Татьяны Яблонской "Утро".
Помню тоже писал сочинение по этой картине.
Сообщений: 0
Дмитрий с.:
Помню тоже писал сочинение по этой картине.
И что написал? Как девочку-то назвал в сочинении?
Сообщений: 0
Девочка с персиками



Великий портрет "Девочка с персиками" Валентин Серов написал летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии.



Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили там с самых ранних юношеских лет. Так и в тот раз быстро уехать оттуда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных. Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он уходил один, с утра, даже не позавтракав. Он шел - и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака.



Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: "Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж".

Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми - непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь... Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью. Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В.Серов не раз заговаривал о ее портрете.

Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина. Очень колоритная.



Вера Мамонтова в костюме Иосифа. 1880 год.

И В. Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: "Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!" А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: "Ты же замучишь меня... Скучно сидеть, лето..."

В Абрамцеве В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его "муки творчества" зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве вдохновения.

Как сложилась судьба девочки дальше?



Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была очень велика.



Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год.
Сообщений: 0
Радовались за них все – родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка. В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.

27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и произошло несчастье… Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Ей было всего 32 года. Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.



А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился. В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.



В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных хим. удобрений. Сейчас усилиями прихожан, меценатов храм потихоньку восстанавливается. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.



А. Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год

Через девять лет после "Девочки с персиками" Серова еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского... После смерти Веры эта картина всегда висела над письменным столом Александра Дмитриевича Самарина.



"Девушка с кленовой веткой". В.Васнецов, 1896 год

источник
Сообщений: 0
История о картине "Тройка", рассказанная Перовым


Несколько лет тому назад я писал картину, в которой мне хотелось представить типичного мальчика. Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался.


Василий Перов. Автопортрет

Однако раз весной, это было в конце апреля, я как-то бродил близ Тверской заставы, и навстречу мне стали попадаться фабричные и разные мастеровые, возвращающиеся из деревень, после Пасхи, на свои тяжелые летние работы; тут же проходили целые группы богомольцев, преимущественно крестьянок, шедших на поклонение преподобному Сергию и московским чудотворцам; а у самой заставы, в опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившемся крыльце я увидел большую толпу усталых пешеходов. Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба; другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у разносчика.

Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Я сейчас же завел со старушкой и с ним разговор и спросил их между прочим: откуда и куда они идут? Старушка не замедлила объяснить, что они из Рязанской губернии, были в Новом Иерусалиме, а теперь пробираются к Троице-Сергию и хотели бы переночевать в Москве, да не знают, где приютиться. Я вызвался показать им место для ночлега. Мы пошли вместе.

Старушка шла медленно, немного прихрамывая. Все ее внимание было обращено на мальчика, который беспрестанно останавливался и смотрел на все попадающееся с большим любопытством; старушка же, видимо, боялась, чтобы он не затерялся.

Я между тем обдумывал, как бы начать с ней объяснение по поводу моего намерения написать ее спутника. Не придумав ничего лучшего, я начал с того, что предложил ей денег. Старушка пришла в недоумение и не решалась их брать. Тогда уже, по необходимости, я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет. Она еще более была удивлена и даже как будто оробела.

Я стал объяснять мое желание, стараясь говорить как можно проще и понятнее. Но как я ни ухитрялся, как ни разъяснял, старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Я по возможности старался уверить ее, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св. евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого.

Старушка подумала, подумала и, наконец, к моей великой радости, согласилась позволить снять портрет с ее сына, как оказалось впоследствии, двенадцатилетнего Васи. Сеанс начался немедленно. Старушка поместилась тут же, неподалеку, и беспрестанно приходила и охорашивала своего сына, то поправляя ему волосы, то одергивая рубашку: словом, мешала ужасно. Я попросил ее не трогать и не подходить к нему, объясняя, что это замедляет мою работу.

Она уселась смирно и начала рассказывать о своем житье-бытье, все посматривая с любовью на своего милого Васю. Из ее рассказа можно было заметить, что она вовсе не так стара, как мне казалось с первого взгляда; лет ей было немного, но трудовая жизнь и горе состарили ее прежде времени. Сеанс продолжался. Тетушка Марья, так ее звали, все рассказывала о своих тяжелых трудах и безвременье; о том, как схоронила своего мужа и детей и осталась с одним утешением — сынком Васенькой. И с той поры, уже несколько лет, ежегодно ходит на поклонение великим угодникам Божиим, а нынешний раз взяла с собой в первый раз и Васю.

Сеанс был кончен. Она обещала прийти на другой день и сдержала свое обещание. Я продолжал мою работу. Мальчик сидел хорошо, а тетушка Марья опять много говорила. Но потом начала позевывать и крестить свой рот, а наконец, и совсем задремала. Тишина настала невозмутимая, продолжавшаяся около часу. Марья спала крепко. Но вдруг она проснулась и стала как-то беспокойно суетиться, ежеминутно спрашивая меня, долго ли я еще их продержу, что им пора, что они опоздают, и нужно бы давно им быть в дороге. Поспешив окончить голову, я поблагодарил их за труд, рассчитался с ними и проводил их. Так мы и расстались, довольные друг другом.


"Тройка"

Прошло около четырех лет. Я забыл и старушку и мальчика. Картина давно была продана и висела на стене известной в настоящее время галереи Третьякова. Раз в конце Страстной недели, возвратившись домой, я узнал, что у меня была два раза какая-то деревенская старуха, долго дожидалась и, не дождавшись, хотела прийти завтра. На другой день, только что я проснулся, мне сказали, что старуха здесь и ждет меня.

Я вышел и увидал перед собою маленькую, сгорбленную старушку. Это была не простая деревенская старушка, каких мы встречаем так много, нет — это было типичное олицетворение беспредельной любви и тихой печали; в нем было что-то среднее между идеальными старушками в картинах Рафаэля и нашими добрыми старыми нянями, которых теперь уже нет на свете, да и вряд ли когда-либо будут им подобные.

Я спросил, что ей нужно.

Она долго беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платочек, подала их мне, прося убедительно принять подарок и не отказать ей в ее просьбе. Тут она сказала мне, что знает меня давно, что года три назад она была у меня и я списывал ее сына, и, насколько умела, даже объяснила, какую я писал картину. Я вспомнил старушку, хотя и трудно было узнать ее: так она постарела в это время!

Я спросил ее, что привело ее ко мне? И только я успел произнести этот вопрос, как мгновенно все лицо старушки как будто всколыхнулось, пришло в движение: нос ее нервно задергался, губы задрожали, маленькие глазки часто-часто заморгали и вдруг остановились. Она начала какую-то фразу, долго и неразборчиво произносила одно и то же слово и, видимо, не имела сил досказать этого слова до конца. «Батюшка, сынок-то мой», — начала она чуть ли не в десятый раз, а слезы текли обильно и не давали ей говорить. Они текли и крупными каплями быстро скатывались по ее морщинистому лицу. Я подал ей воды. Она отказалась. Предложил ей сесть — она осталась на ногах и все плакала. Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, в прошлом году заболел оспою и умер. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник.

Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила. И вот, похоронивши свое дорогое дитя, распродавши весь свой скарб и проработавши зиму, она скопила деньжонок и пришла ко мне с тем, чтобы купить картину, где был списан ее сынок. Она убедительно просила не отказать ей в ее просьбе. Дрожащими руками развязала она платок, где были завернуты ее сиротские деньги, и предложила их мне. Я объяснил ей, что картина теперь не моя и что купить ее нельзя. Она опечалилась и начала просить, нельзя ли ей хоть посмотреть на нее.

Я ее обрадовал, сказавши, что посмотреть она может, и назначил ей на другой день отправиться со мной; но она отказалась, говоря, что уже дала обещание Страстную субботу, а также и первый день Светлого праздника пробыть у св. угодника Сергия, и, если можно, то придет на другой день Пасхи. В назначенный день она пришла очень рано и все торопила меня идти скорее, чтобы не опоздать. Часов около девяти мы отправились к Третьякову. Там я велел ей подождать, сам пошел к хозяину, чтобы объяснить ему в чем дело, и, разумеется, немедленно получил от него позволение показать картину. Мы пошли по богато убранным комнатам, увешанным картинами, но она ни на что не обращала внимания.

Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать ее. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» – и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол. Предупредивши человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит.



Следующая сцена представилась моим глазам: человек, с влажными глазами, прислонившийся к стене, показал мне на старушку и быстро вышел, а старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына. Я остановился, не смея помешать ее святой молитве, и, когда мне показалось, что она кончила, подошел к ней и спросил: нагляделась ли она на своего сына?



Старушка медленно подняла на меня свои кроткие глаза, и в них было что-то неземное. Они блестели каким-то восторгом матери при нечаянной встрече своего возлюбленного и погибшего сына. Она вопросительно остановила на мне свой взгляд, и было ясно, что она меня или не поняла, или не слыхала. Я повторил вопрос, а она тихо прошептала в ответ: «Нельзя ли к нему приложиться», — и показала рукой на изображение. Я объяснил, что этого нельзя, по наклонному положению картины.

Тогда она стала просить позволить ей еще насмотреться в последний раз в ее жизни на ее милого Васеньку. Я ушел и, возвратившись с хозяином Третьяковым часа через полтора, увидел ее, как и в первый раз, все в том же положении, на коленях перед картиной. Она нас заметила, и тяжелый вздох, более похожий на стон, вырвался из ее груди. Перекрестившись и поклонившись еще несколько раз до земли, она проговорила: «Прости, мое дорогое дитя, прости, мой милый Васенька!» — встала и, обернувшись к нам, начала благодарить г. Третьякова и меня, кланяясь в ноги. Г. Третьяков дал ей несколько денег. Она взяла и положила их в карман своего полушубка. Мне казалось, что она это сделала бессознательно.

Я, со своей стороны, обещал написать портрет ее сына и прислать ей в деревню, для чего взял ее адрес. Она опять повалилась в ноги — немало было труда остановить ее от изъявления такой искренней благодарности; но, наконец, она как-то успокоилась и распрощалась. Сходя со двора, она все крестилась и, оборачиваясь, кому-то низко кланялась. Я также простился с Третьяковым и пошел домой.

На улице, обгоняя старушку, я посмотрел еще раз на нее: она шла тихо и казалась утомленной; по временам она разводила руками и о чем-то сама с собой разговаривала. Через год я исполнил свое обещание и послал ей портрет ее сына, украсивши его вызолоченною рамкою, а спустя несколько месяцев получил от нее письмо, где она мне сообщала, что «лик Васеньки повесила к образам и молит Бога о его успокоении и моем здравии».

Все письмо от начала до конца состояло из благодарностей. Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинками, с тряпицею на голове, но великой душой. И эта простая русская женщина в ее убогом наряде становится высоким типом и идеалом материнской любви и смирения.

источник
Редактировалось: 1 раз (Последний: 2 декабря 2013 в 22:19)
Сообщений: 0
Прекрасная знакомая незнакомка Карла Брюллова

«Красота, как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее»

Фрэнсис Бэкон


Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима. Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.). Знаменитая «Всадница» (1832 г.), написанная по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой, также является повторением вышеупомянутой темы. Не удивительно, что в том же 1832 году картина была выставлена на Миланском показе в галерее Брера. И именно этой работе Великого Творца хотелось бы уделить особое внимание.




всадницаК.П. Брюллов "Всадница" (1832 г.)

До 1872 года картина находилась в собрании графини, которое было распродано незадолго до смерти разорившейся Юлии Павловны. Интересно, что изначально считалось, что всадница это и есть сама Самойлова. Рассуждая теоретически, думаю, что подобные предположения могли быть связаны с тем, что на ошейнике одной из собак, изображенных на полотне, Брюллов написал фамилию «Самойлова». К сожалению, репродукции, предоставленные в сети интернет, не позволяют достаточно отчетливо разглядеть надпись, но для заинтересованных читателей открою секрет. При посещении «Третьяковской галереи», где в настоящий момент находится шедевр, обратите внимание на ошейник черного пса.



собачка Вот этого.

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Прортрет графини Ю.П. Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине. Прекрасные создания это ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини. Известно, что Амацилия - маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.



девочка Амацилия Пачини

А, вот о главной героине шедевра известно мало. Одна из версий звучит следующим образом: настоящее имя Джованины – Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой. Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта – Барбара».



МалибранПевица Малибаран

За себя скажу так. Кем бы ни была прекрасная Всадница – Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо – на картине я вижу прекрасную, юную и смелую девушку. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

источник
Сообщений: 0
Трогательное творение сурового Гения

«Детей не отпугнешь суровостью. Они не переносят только лжи»

Л.Н. Толстой


Серов Валентин Александрович - один из живописцев, входивших в Товарищество Художников – Передвижников. По словам Константина Алексеевича Коровина, он был человеком «угрюмым и задумчивым, однако, в душе своей носил удивительный юмор и смех».

Одна из самых известных и вместе с тем трогательных работ Серова - «Мика Морозов», была написана в 1901 году. На картине запечатлен пятилетний сын талантливого мецената Михаила Абрамовича Морозова. Изображение настолько ярко передает детскую искренность и нетерпеливость главного героя, что кажется мальчик вот – вот подскочит со стула и побежит, сломя голову, в свою комнату или в сад… Да - куда угодно, лишь бы вырваться из невольного плена «модели» живописца, навязанного родителями.

Золотая копна кудрей, румянец и белая распашонка – делают Мику похожим на ангела, сошедшего с картин отображающих библейские сюжеты. Однако, широко распахнутые глаза говорят о том, что внутри этого трогательного создания живет настоящий бесенок.

Во многих описаниях картины встречается сравнение Морозова младшего с «птицей, готовой сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении». Любопытно, что глядя на фотографии взрослого Михаила Михайловича - серьезного исследователя творчества Шекспира, почти невозможно узнать непокорного Мику. Куда подевался былой задор и непокорность? Или, может быть, это положение, которое обязывает «держать марку»? Что бы там ни было, угадать в этом суровом господине героя картины Серова, не представлялось бы возможным, если бы не одно «но»… Глаза… Принято считать, что именно они являются «зеркалом души». Именно взгляд выдает Михаила Михайловича с головой. Та же непокорность и стремительность, что и в детстве. И, если внимательно приглядеться, отбросив внешние детали, выражение лица и идущий изнутри свет входит в резкий резонанс с деловым костюмом.

Так и получилось, что суровый и строгий художник Валентин Александрович Серов, написавший картину «Мика Морозов», не только исполнил пожелание известного мецената М.А. Морозова и увековечил свое имя, но также дал редкую возможность самому подросшему Мике когда – нибудь посмотреть на себя настоящего.

Вопрос: «Почему?» - здесь был бы риторическим, т.к. ответ очевиден.

Даже самая лучшая, профессиональная фотография делается в течение нескольких минут, что позволяет модели, в известной степени, контролировать движения, чувства,

эмоции. Картина пишется несколько часов, а то и дней. Как тут совладать с собой, даже взрослому человеку, не говоря про пятилетнего мальчика?

Признаю.. Как ярый поклонник искусства Живописи, возможно, не могу быть предельно беспристрастен в выносимых суждениях. Однако, с тем фактом, что в портрете, написанном от руки куда больше жизни, чем в фотографии – не поспоришь.

Пророй, прогуливаясь, среди картин, в какой - нибудь галереи или рассматривая творчество уличных художников, невольно вспоминаю слова Алексея Гавриловича Венецианова: «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа».

На мой взгляд - бессмертные слова, абсолютно точно передающие основную задачу, которую несет в себе искусство Живописи.


В. А. Серов "Мика Морозов", 1901 год.




М. М. Морозов. Зрелые годы.

источник
Сообщений: 0
История одной картины. Иван Крамской. Неизвестная.



Одну из самых знаменитых своих картин Иван Николаевич Крамской написал в 1883 году и дал ей название «Неизвестная», тем самым окружив ее ореолом таинственности и интриги. Возникало множество гипотез о том, кем же была дама, послужившая моделью художнику. Достаточно популярна версия о собирательности образа и использовании черт различных женщин. Есть и достаточно сенсационное предположение (увы, я не знаю имени его автора) о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…

А вот еще одна история о женщине, которая могла быть моделью Крамского. Правда, искусствоведы отмечают, что история не подтверждена никакими документальными свидетельствами и вообще не понятно, откуда у нее «растут ноги».
Но история, даже будучи мифом, по-своему красивая.

В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.

Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете.
Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении... Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.

Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?!. Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.

В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.

После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что "на людях" возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее "пленником" оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.

...Как то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, к Бестужевым пришел "на огонек" Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: "Ах, какая встреча сейчас была у меня!"

Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывшую хозяйку - помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю...

Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.

Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.

Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.

По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.
Сообщений: 0
Шесть главных символов, зашифрованных в «Сикстинской мадонне»



Павел Синичкин

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его земной женщине — Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека, вероятно, с собственной любовницы.



1 МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. «Вокруг света»)».


2 МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.


3 СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.


4 РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.


5 ПАПСКАЯ ТИАРА. снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.


6 СВЯТАЯ ВАРВАРА. была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.


7 ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.
8 АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.


9 РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС. символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.
Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине — Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал мадонну с реального персонажа — собственной любовницы.

***

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.




ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти

1483 — Родился в Урбино в семье художника.
1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо ».
1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 — Умер в Риме.

источник
Сообщений: 0
Майор на фейсконтроле


Павел Синичкин
Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на comedy club. Публика смеялась от души. «Вокруг света» объясняет шутки живописца

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.

2. СВЕТИЛЬНИКИ. На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.

3 МАЙОР. Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.

4. СВАХА. На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.

5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.

6. ПЛАТОК. Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.

7. КУПЕЦ впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.

8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.

9. КОМНАТА. Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».
10. КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.

11. СКАТЕРТЬ. По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
12. СИДЕЛЕЦ несет вино. Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.

13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах. Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».

14. КАРТИНЫ. Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.


В жизни Павла Федотова огромную роль играл случай. В 1843 году, когда он служил в гвардии, его картину «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара» случайно увидел Николай I и предложил художнику-любителю уйти в отставку с военной службы, чтобы взяться за живопись профессионально. Монарх положил Федотову содержание, чтобы тот мог заниматься творчеством, — 100 рублей в месяц (около 100 000 на современные деньги).

Федотов хотел стать баталистом, но случайно его комические бытовые зарисовки увидел Иван Крылов и убедил художника работать именно в этом жанре. Так появились картины «Свежий кавалер» (1846) и «Разборчивая невеста» (1847).

Их, в свою очередь, случайно увидел Карл Брюллов и был так восхищен, что предложил Федотову написать картину на соискание звания академика. Вместе они долго обсуждали сюжет. Так возникла комическая картина «Сватовство майора» (Третьяковская галерея), на которой зритель впервые смог увидеть купеческую жизнь, на тот момент почти неизвестную аристократической публике.

Картину выставили в Петербурге в 1849 году на ежегодной выставке Академии художеств. Успех был ошеломляющим. Все покатывались со смеху. Так в одночасье Федотов стал знаменит и встал в один ряд с такими бытописателями-комиками, как Гоголь и особенно Островский, который тоже интересовался жизнью купцов. По словам художника, он был абсолютно счастлив.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.