18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Цветы с необычными, смешными названиями

  
Сообщений: 0
Остеоспермум, капская маргаритка - Osteospermum ecklonis



"Многолетний полукустарник или кустарник высотой до 1 м, родом из Капской области Южной Африки, близкий родственник однолетней диморфотеки.

Остеоспермум не похож ни на одно другое растение из семейства сложноцветных. У других видов, например ромашек, краевые язычковые цветки соцветий-корзинок привлекают насекомых и направляют их к трубчатым цветкам, которые опыляются и завязывают семена. У остеоспермума же всё наоборот: трубчатые цветки оказываются стерильными, а семена образуют язычковые. В этом феномене можно легко убедиться, если понаблюдать за растением собственными глазами. Действительно, темные крупные семена как бы опоясывают бесплодную серединку соцветия.

Популярность остеоспермума не снижается уже несколько лет, и начиная с марта садовые центры предлагают широкий ассортимент растений этого вида. Обычно их продают уже достаточно закаленными, и они могут переносить отрицательную температуру в несколько градусов. Дикорастущая форма и сорта старой селекции, для того чтобы вступить в фазу цветения, нуждаются в обязательном воздействии холода. Современные вариации не требуют такой стимуляции. Им свойственна и более компактная форма. Раньше при промышленном разведении растений этого вида часто использовали ингибиторы роста. Теперь, когда появились низкорослые, компактные и даже полукарликовые сорта, необходимости в этом нет. В продажу поступают экземпляры с длиной побегов около 20 см. В последствии они вырастают при ярком солнечном освещении до 50 см, а в тени — до 1 м."

источник текста

А у меня остеоспермум прекрасно рос весь сезон! Так что нет ничего экзотического, что не может стать привычным. Вот! :laugh:
Сообщений: 0
Иван-да-марья, Иванчай, Мать и Мачеха. Вот бы фото и историю названия найти.
Сообщений: 0
Время-не-ждет:
Иван-да-марья, Иванчай, Мать и Мачеха. Вот бы фото и историю названия найти.
А и правда интересно! 1186
Сообщений: 0
"Иван-да-марья, марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum),Однолетнее травянистое растение - полупаразит высотой 10-50см, семейства норичниковых. Листья супротивные, ланцетовидные. Соцветие кистевидное, двуцветное (отсюда название) с ярко-желтыми цветками и сине-фиолетовыми прицветниками; венчик двугубый; тычинок четыре; семена крупные, длиной около 6мм, с сочными придатками, которые поедают муравьи, способствуя таким образом их распространению.



Встречается почти по всей Европе, на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам. Молоко коров, поедающих Иван-да-Марья, приобретает неприятный привкус. Ядовитые семена, содержащие гликозид ринантин, могут вызвать отравление домашних животных. Иван-да-Марья нередко называют анютины глазки и некоторые другие растения.

Цветет с июня по сентябрь.

Плод — яйцевидная двухгнездная коробочка.

Растет в светлых и затененных местах, на сухих, богатых минеральными солями почвах: в светлых лиственных лесах, кустарниковых зарослях и на лесных опушках.

На корнях растения есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и подкармливается от них соком. Поэтому растение считается полупаразитом.

В состав растения входят гликозид дульцит, алкалоиды, в семенах найден ядовитый гликозид аукубин.



Народные названия: марьянник, брат-с-сестрой, желтяница, иванова трава, меткая трава, братка, медунка, медянка, огнецвет, желтушка, луговой звонец, Адам и Ева, золотушная трава, сорочьи стружки, кушарка, люкрец, кобылья трава, желтоголовик.

Кузнецова М. А. и Резникова А. С. приводят следующую трактовку возникновения фитонима (народное название растения) Иван-да-Марья. Молодые люди — парень и девушка — горячо полюбили друг друга, а затем поженились, не ведая о том, что они являются братом и сестрой. А когда узнали об этом, то, чтобы не разлучаться, превратились в цветы — иван-да-марья, окрашенные в разные цвета. И стал этот цветок с тех пор символом верности.


Целебные свойства Иван-Да-Марья

В лекарственных целях используют траву и плоды. Растение обладает противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настои травы в небольших дозах применяют при заболевании желудка, сердца и крапивнице, а наружно в виде ванн и обмывания при кожных заболеваниях (диатез, экземы, туберкулез кожи).

Свежая размельченная надземная часть лекарственного растения заживляет раны. Водный отвар плодов растения ивана-да-марьи используют для уничтожения насекомых как инсектицид. Также трава марьянника дубравного применяется при эпилепсии.

Для изготовления препаратов применяется лечебная трава иван-да-марья (цветки, стебли, листья и плоды). Плоды растения собирают в июле - сентябре, надземную часть - в мае – сентябре. Траву сушат в тени, под навесом, хранят не более 10 месяцев отдельно от других растений.

Магия Иван-да-Марья




Это один из четырех цветков атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы.

В народе считается, что цветы ивана-да-марьи, собранные на Купалу защищают дом от черных людей весь год, а трава восстанавливает мир в семье между супругами.

Это растение считается антидемонической травой. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло.

Человек взявший эту траву на безы­мянной могиле после заката солнца никогда не будет пойман властями и врагами, пройдет всюду незаме­ченный и неуслышанный. Раньше знахари пользова­ли этой травой тех, кто служил гонцом или в тайной канцелярии. Особо ценили ее те, кто должен был незамеченным пройти во вражеский стан."

источник


...Название цветка Иван-да-марья, как целое предание о любви...


Иван-да-марья, марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum),Однолетнее травянистое растение - полупаразит высотой 10-50 см, семейства норичниковых. Листья супротивные, ланцетовидные. Соцветие кистевидное, двуцветное (отсюда название) с ярко-жёлтыми цветками и сине-фиолетовыми прицветниками; венчик двугубый; тычинок 4; семена крупные, длиной около 6 мм, с сочными придатками, которые поедают муравьи, способствуя таким образом их распространению. Встречается почти по всей Европе, на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам. Молоко коров, поедающих Иван-да-Марья-да-М., приобретает неприятный привкус. Ядовитые семена, содержащие гликозид ринантин, могут вызвать отравление домашних животных. Иван-да-Марья нередко называют анютины глазки и некоторые другие растения.
Цветет с июня по сентябрь.
Плод — яйцевидная двухгнездная коробочка.
Растет в светлых и затененных местах, на сухих, богатых минеральными солями почвах: в светлых лиственных лесах, кустарниковых зарослях и на лесных опушка


Почему Иван-да-марья?
Как ни странно, ответить на этот вопрос сразу и однозначно не получится.

Прежде всего, потому, что это название в народе распространяется на несколько растений. Чаще всего имеется в виду то, что зовется еще марьянником, братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой.

Желтые цветы с синими прицветниками встречаются в лесах и лугах, на полянках и опушках.

Иваном-да-Марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда - живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

С фитонимом анютины глазки связана история о девушке, превращенной в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни.

Все легенды, характеризующие разные названия растения Фиалка трехцветная, объединяет тема греховности, вины и расплаты за недозволенное, аморальное, осуждаемое людьми поведение.

Не случаен в обеих легендах выбор мужских и женских имен. Они намеренно избираются распространенные, а потому стремящиеся к неконкретным, обобщенным. Есть огласовка этих имен в парном их употреблении у разных народов, например Хуан и Марья.

Почему именно с Фиалкой трехцветной связывается идея греховности?

Фиалка - фиолетовый, по-английски viole - фиолетовый, violena - фиалка, violence - насилие, неистовство, яростный viole - нарушать (клятву, закон и т.п.), изнасиловать, violation - нарушение, изнасилование. Пример языковой параллели приведен из английского языка. Возможно, и в других языках это значение осознается. По-видимому, это очень древняя связь между фиолетовым цветом и вызываемыми представлениями. Следует рассмотреть архетипы восприятия цвета на уровне праязыка.

Известно, что первоначально названия цветов имели не цветовое обозначение. Так, слово “красный” на Руси означало красивый, хороший. Черный - злой и т.д. Возможно, в древности европейское значение слова “фиолетовый” таило в себе - “нарушение запрета”. Каким-то образом, опосредованно связалось с оттенком, цветом, который получил название - фиолетовый.

Может быть, как пурпуровый цвет ассоциировался с царскими регалиями, секрет пурпурового цвета, тщательно и долго сохраняемый, так и фиолетовый цвет ассоциировался с каким-то событием, действиями людей. Позднее, оттого что фиолетовый цвет стал восприниматься как нехороший, преступный цвет, цвет нарушения, предметы, имеющие фиолетовую окраску, могли восприниматься тоже подобным образом.

Фиолетовый сложный, насыщенный цвет, пронизывающий, пронзительный. Такой оттенок имеет и Фиалка трехцветная. Пронизывающий цвет - пронизывающий взгляд (мешающий, чужой, любопытный). Возможно, подобным образом возникла эта сема нарушения запрета (клятвы) у Фиалки трехцветной, отразившись в названиях иван-да марья, анютины глазки.

М.Э. Кузнецова трактует названия иван-да-марья и соответствующие легенды, как принадлежащие изначально Фиалке трехцветной. Нам также кажется убедительной подобная позиция, так как эти фитонимы ярко-образные, что говорит о том, что номинация происходит не по одному мотивирующему признаку, а по их совокупности. В данном случае нам несложно было выделить подобную совокупность:

I Внешнее подобие:

Представлены два субъекта действия. Фиалка цветет парными цветками. Это вызывает ассоциацию о парности, связности происходящего. Имеет место бинарная оппозиция, что является следствием дуальности сознания номинатора: мужчина-женщина, день-ночь. А так как издревле народная лирическая культура проводила параллели между состояниями природы и жизни человека (психологический
параллелизм), то не случайно двойные цветки сравниваются с парой мужчины и женщины. В этой паре имя мужчины, видимо, как активного начала стоит на первом месте «Иван да Марья».

II Цвет.

А) Реакция на фиолетовый цвет (см. выше о символике фиолетового цвета).

Б) Реакция на дисгармоничное сочетание желтого и фиолетового цветов. Все это вместе создает атмосферу опасности, тревоги, что отразилось в легендах, связанных с данными фитонимами.

В) Два контрастных цвета - желтый и фиолетовый воспринимаются в качестве двух разнородных начал: мужское и женское. Два разных начала, слитых воедино порождают идею о дисгармонии, нарушении природного баланса. Отсюда возникают ассоциации с преступностью данного рода связи, кровосмешением, ее недозволенностью, аморальностью и пр.

Можно подискутировать по поводу того, всегда ли слияние женского и мужского начал воедино является дисгармоничным. Вспомним восточное представление об началах янь (мужское) и инь (женское), составляющих вместе единое целое, дополняющих друг друга. В данном случае, безусловно, оно именно
таким и трактуется: отталкивающее сочетание цветов тревожно воспринимается человеческим сознанием.

А цветы, чаще всего будут связываться именно с мужским и женским началами как вестники умирающей и возрождающейся природы в связи с естественными ежегодными ее циклами. Чтобы природа возродилась, дала новую жизнь, новый урожай необходимо ритуальное совокупление, пара мужчины и женщины, небо и
земли, где цветочное семя мифологически связывается с небесным семенем, оплодотворяющим землю.

В преданиях отразилась вера людей в возможность перехода из одного состояния в другое. Люди могли превращаться в цветы, растения и наоборот. Человек мыслился подобным небесному семени, опущенному в землю, растущему и развивающемуся там. Лирический герой в фольклоре говорит о себе как о растении, части природы, окружающего мира. Нередко образы людей определяются через образы деревьев, образы растений через образы людей. Можно сравнить в лирической поэзии фольклора соответствие и психологический параллелизм состояний человека и растений:

Князь хорошенький, молоденький,

Князь - верба кудреватая,

Князь - наливная ягодка.

В песнях свадебного цикла верба олицетворяет новобрачного молодца, князя-жениха. Насколько хорош князь — выразить это можно через образы природы. Золотые шарики вербы символизировали мужское осеменяющее начало. Все это вместе характеризует особое мышление человека того времени.

Тема любви Ивана и Марьи фигурирует в обрядовой песне:

По бору, по бору,
По вересу, по вересу,
Ходит коник, ходит коник,
Воронененький, воронененький.
На том коне, на том коне,
Седло лежит, седло лежит.
На том седле, на том седле,
Иван сидит, Иван сидит,
За ним Марья,
Сейчас, Марья,
За ним Марья,
Сейчас, Марья,
Вдогон бежит, вдогон бежит:
«Постой, Иван, постой, Иван!
Скажу нечто, скажу нечто!
Скажу нечто,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
С тобой пойду,
С тобой пойду!»

Отзвуки той же темы прослеживаются в купальском напеве:

Нонче Купалы,
Завтра Иваны.
Купалы на Иваны!
Купался Иван,
Да в воду упал.
Ох брат сестру,
Двору кличет.
Двору кличет,
Загубить хочет.
«Ой, братец мой, Иванушка!
Не губи меня,
В буденный день,
Загуби меня,
В воскресный день.
Положи меня
У ограды,
Обсади меня
Стрелицами,
Обвешай меня,
Наметками,
Васелечками!
Молодцы идут,
Стрелицы рвут.
Старушки идут,
Наметки берут.
Васелечки рвут,
Васелечки рвут,
Веночки вьют.
Меня младу,
Поминать будут».

Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.

Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни.

Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подоженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Вот каким он был для наших предков, малый да скромный цветок Иван-да-Марья!

...Название цветка Иван-да-марья, как целое предание о любви...


Немного лирики.

Иван-да-марья

Покрылось небо грозовою хмарью
Склонясь, трава купается в пыли.
И лишь один цветок - иван-да-марья
Почуяв дождь не гнется до земли.

Он с любопытством тянет к небу листья
За всем вокруг внимательно следя
И 2 души в его цветущей кисти
С волненьнем ждут июльского дождя.

Столетья слова меткого не старят
Так в целом свете, странствуя, живи
Название цветка - иван-да-марья
Как целое преданье о любви.

(возможно, стихотворение приведено не полностью и автора я, увы, не помню)

ИВАН-ДА-МАРЬЯ (июль)

Скучны цветов названья по латыни,
Но сколько в них любви вдохнул народ!
Вот это имя мне сродни святыне,
Как сказ звучит и песнею поёт.

Его услышав, возвращаюсь в старь я,
Как будто в сказочные времена.
Два имени в одном: Иван-да-Марья -
Он верен ей, она ему верна.

Сияет Марья в жёлтом сарафане,
Она - невеста, а Иван - жених,
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном
Среди лугов встречаются они -
Иван-да-Марья - в том названье звучном
Знак верной неизмеренной любви!

Александр Соловьёв

источник
Сообщений: 0
Остеоспермум... Как звучит 864
Сообщений: 0
Лох обыкновенный... Вот это название! 2fbf885e9c75
Сообщений: 0
Есть еще лох серебристый
Сообщений: 0
НАРОДНЫЕ НАЗВАНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

В каждой местности или регионе существуют традиционные (народные) названия комнатных растений, которые, естественно, не имеют отношения к принятым в науке наименованиям. А иногда одним и тем же именем зовут абсолютно разные растения
Очень часто названия бывают весьма смешными и оригинальными.

«Березка» — циссус, лагерстремия, плющ, дуранта
«Бабьи сплетни» — филодендрон краснеющий
«Ванька мокрый» — бальзамин
«Виноград » — циссус
«Венерин волос» – адиантум
«Волшебный цветок» – ахименес
«Венерин волос», «Девичьи волосы», «Женские волосы» — адиантум
«Венерин башмачок»- Пафиопедилюм
«Восковой плющ» — Хойя
«Денежное дерево» — толстянка древовидная
«Дерево семейного счастья» и «Дерево невесты» — мирт
«Живучка» — семпервивум (молодило)
«Женское счастье» — спатифиллум
«Золотое дерево»- aукуба японская
«Золотой ус »- каллизия душистая
«К алачик» — пеларгония
«Каменная роза» — эхеверия, грапнопелатум
«Китайская роза» — гибискус
«Комнатный хмель» – белопероне
«Комнатный клён» — абутилон
« Коньячная пальма» — аморфофаллюс
«Кавалерская звезда» — пассифлора
«Кошкин хвост » — акалифа щетинистая
«Мольное дерево» — плектрантус
«Олений язык» — гемантус
«Оленьи рога» — платицериум
«Лисий хвост» — акалифа
«Пельмень»- адромискус
« Плащ Марии»- розмарин
«Пустынная роза» — адениум
«Рождественская звезда» или «Вифлеемская звезда»- пуансеттия
« Рыбий хвост » – кариота
«Сережки», «цыганские серьги» — фуксия
«Слоновьи уши» — колоказия, алоказия
«Слоновья нога» — нолина
«Терновый венец» — молочай Миля
«Щучий хвост» или «тещин язык» — сансевьерия
И это конечно же не полный список.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.