18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

На самом деле было так...

развенчание исторических мифов
  
Сообщений: 0
Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света, которое, как принято считать, располагалось в Вавилоне, на самом деле не имеют к этому городу никакого отношения. Как пишет Independent, историк из Оксфордского университета Стефани Далли потратила более 20 лет, чтобы опровергнуть исторический миф.



В результате более чем 20-летнего исследования доктор Стефани Далли собрала множество доказательств того, что знаменитые сады были построены в Ниневии, в 300 милях к северу от Вавилона, и возвел их ассирийский правитель Синаххериб, а не Навуходоносор, царь Вавилонский.

Труды доктора Далли, которые должны быть изданы в конце мая, опираются на несколько ключевых доказательств.

Во-первых, она выяснила, что на барельефе из дворца Синаххериба в Ниневии были изображены деревья, которые росли на крытой колоннаде - в точном соответствии с классическими описаниями висячих садов.

По мнению доктора Далли, когда Ассирия в 689 г. до н.э. завоевала Вавилон, ассирийскую столицу, Ниневию, стали называть "Новым Вавилоном" - таким образом, позже создалось убеждение, что висячие сады были построены в самом Вавилоне, утверждает она. Подобные переименования в те времена были не редкостью - так, по крайней мере один город в Месопотамии, Борсиппа, еще в XIII веке до нашей эры назывался "другим Вавилоном".

Известно, что в Вавилоне всегда называли городские ворота в честь кого-либо из богов. Далли обратила внимание на то, что когда Синаххериб покорил Вавилон, ассирийский монарх переименовал все городские ворота Ниневии, и они стали носить имена вавилонских богов. А это значит, что Ниневия действительно стала "Новым Вавилоном", полагает исследователь.

Изучив сравнительную топографию Вавилона и Ниневии, Далли пришла к выводу, что из-за абсолютно плоской местности вокруг настоящего Вавилона в то время было бы невозможно доставить к висячим садам достаточное количество воды.

Исследовав пост-ассирийскую историю Ниневии, она выяснила, что в 331 году до н.э. Александр Македонский, который накануне он победил персов в знаменитой битве при Гавгамелах, разбил лагерь рядом с городом, возле одного из больших акведуков.

В свите Александра были несколько греческих историков, на которых позднее авторы, которые занимались описанием висячих садов Семирамиды, ссылались как на очевидцев.

"Потребовалось много лет, чтобы найти доказательства - сады, связанные системой акведуков и каналов, были построены Синаххерибом в Ниневии, а не Навуходоносором в Вавилоне. Впервые может быть доказано, что висячие сады действительно существовали", - говорит доктор Далли.

Синаххериб Ассирийский, которому историк из Оксфорда приписывает строительство чуда света, как и Навуходоносор Вавилонский, "прославились" уничтожением древних культовых зданий. Так, Навуходоносор разрушил храм Соломона в Иерусалиме - по легенде, за это разгневанные боги превратили его в зверя. А Синаххериб уничтожил великие храмы Вавилона - это событие потрясло Месопотамию.

Легенда гласит, что когда ассирийский правитель был убит своими сыновьями, это стало божественным возмездием за уничтожение вавилонских храмов.

А что же касается висячих садов Семирамиды, то, как считают некоторые историки, они тоже были не более чем легендой.

источник
Сообщений: 0
Человека создал не труд, а погода

Американские ученые составили климатический календарь, по которому эволюции человека способствовали пять (за последние 200 тысяч лет) резких изменений климата. Верность этих выводов попытались оценить российские эксперты.

Исследователи из США считают, что мгновенные, по геологическим меркам, чередования климата резко ускорили эволюцию человека. Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам ускоряла развитие мозга, способствовала развитию прямохождения, появлению орудий труда и так далее. В пользу своей версии ученые приводят тот факт, что экологические неурядицы совпали с периодом, когда на данной территории появились первые предки человека, научившиеся использовать первые орудия труда. толчок

Мнения экспертов на этот счет разделились. Социальный антрополог Александр Казанков считает климатическую теорию мейнстримом университетской науки:

"Homo sapiens sapiens именно в таких условиях и произошел. И это доказанный факт. Люди изучают палеоклиматические изменения, в основном по содержанию изотопов. Выясняют, какой был климат, и сопоставляют это с археологическими находками. Выясняется, что климат воздействует на человека и он начинает прогрессивно эволюционировать. Когда климат резко колеблется, эволюция движется скачками".

Эксперт уверен, что благодаря климатическим изменениям предок человека выделился из предшественников более 100 тысяч лет назад. Перемены климата заставили первых людей расселиться сначала по Африке, которую многие ученые считают колыбелью человечества, а затем перебраться на другие континенты.

Но у климатической теории немало противников. Палеоантрополог Александр Белов считает климатический фактор важным, но не определяющим.

Находки, сделанные на разных континентах, особенно в последнее время, не укладываются ни в одну из существующих теорий. Более того, почти невозможно установить преемственность между различными древними формами человека, чтобы более-менее достоверно реконструировать историю человечества:

"Трудно установить преемственность между древними формами. Ранний Homo sapiens, это формы, которые жили 130-200 тысяч лет назад в Африке, не очень сочетаются с неантропами, кроманьонцами, которые жили около 54-50 тысяч лет и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Австралии.

Преемственность между этими двумя группами – древнего sapiens и sapiens sapiens очень трудно провести. Скорее всего, этой преемственности нет".

Новые археологические находки, по словам ученого, заставляют научный мир постоянно менять точку зрения на появление человека и на его эволюцию. Ни одна из существующих гипотез, по мнению Александра Белова, не сможет объяснить всех находок, а найденные артефакты не удается соединить в цепочку эволюционного восхождения.

Напротив, порой наблюдается процесс так называемой "обратной эволюции", уменьшения мозга. Мозг кроманьонца на 300 кубических сантиметров превышает мозг современного человека. Возможно, науке о человеке нужен принципиально новый философский фундамент, говорит Александр Белов:

"Нет уверенности, что это было так или иначе. Недостаточно знаний на это счет. И знаний чисто фактических – археологических, антропологических и даже идейных, философских, обобщений явно недостаточно. Потому что дарвинизм, в основном, это идеология. А другой альтернативной теории не существует. Есть креационизм, но он основан не на фактах, а на религиозных свидетельствах. Просто здесь образовался вакуум. Нужна какая-то идея, которая могла бы объяснить новые факты, новые находки".

Биологическое порой не сочетается с культурным и климатическим. Возможно не внешние факторы, а какие-то особенности, заложенные в геноме человека, заставляют его развиваться или деградировать. Похоже, пока наука о человеке вновь накапливает фактический материал. А тем, кто хочет знать правду о происхождении своих далеких предков, остается ждать, когда по закону диалектики количество накопленного перейдет в качество.

источник
Сообщений: 0
Человека создал не труд, а погода

Американские ученые составили климатический календарь, по которому эволюции человека способствовали пять (за последние 200 тысяч лет) резких изменений климата. Верность этих выводов попытались оценить российские эксперты.

Исследователи из США считают, что мгновенные, по геологическим меркам, чередования климата резко ускорили эволюцию человека. Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам ускоряла развитие мозга, способствовала развитию прямохождения, появлению орудий труда и так далее. В пользу своей версии ученые приводят тот факт, что экологические неурядицы совпали с периодом, когда на данной территории появились первые предки человека, научившиеся использовать первые орудия труда. толчок

Мнения экспертов на этот счет разделились. Социальный антрополог Александр Казанков считает климатическую теорию мейнстримом университетской науки:

"Homo sapiens sapiens именно в таких условиях и произошел. И это доказанный факт. Люди изучают палеоклиматические изменения, в основном по содержанию изотопов. Выясняют, какой был климат, и сопоставляют это с археологическими находками. Выясняется, что климат воздействует на человека и он начинает прогрессивно эволюционировать. Когда климат резко колеблется, эволюция движется скачками".

Эксперт уверен, что благодаря климатическим изменениям предок человека выделился из предшественников более 100 тысяч лет назад. Перемены климата заставили первых людей расселиться сначала по Африке, которую многие ученые считают колыбелью человечества, а затем перебраться на другие континенты.

Но у климатической теории немало противников. Палеоантрополог Александр Белов считает климатический фактор важным, но не определяющим.

Находки, сделанные на разных континентах, особенно в последнее время, не укладываются ни в одну из существующих теорий. Более того, почти невозможно установить преемственность между различными древними формами человека, чтобы более-менее достоверно реконструировать историю человечества:

"Трудно установить преемственность между древними формами. Ранний Homo sapiens, это формы, которые жили 130-200 тысяч лет назад в Африке, не очень сочетаются с неантропами, кроманьонцами, которые жили около 54-50 тысяч лет и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Австралии.

Преемственность между этими двумя группами – древнего sapiens и sapiens sapiens очень трудно провести. Скорее всего, этой преемственности нет".

Новые археологические находки, по словам ученого, заставляют научный мир постоянно менять точку зрения на появление человека и на его эволюцию. Ни одна из существующих гипотез, по мнению Александра Белова, не сможет объяснить всех находок, а найденные артефакты не удается соединить в цепочку эволюционного восхождения.

Напротив, порой наблюдается процесс так называемой "обратной эволюции", уменьшения мозга. Мозг кроманьонца на 300 кубических сантиметров превышает мозг современного человека. Возможно, науке о человеке нужен принципиально новый философский фундамент, говорит Александр Белов:

"Нет уверенности, что это было так или иначе. Недостаточно знаний на это счет. И знаний чисто фактических – археологических, антропологических и даже идейных, философских, обобщений явно недостаточно. Потому что дарвинизм, в основном, это идеология. А другой альтернативной теории не существует. Есть креационизм, но он основан не на фактах, а на религиозных свидетельствах. Просто здесь образовался вакуум. Нужна какая-то идея, которая могла бы объяснить новые факты, новые находки".

Биологическое порой не сочетается с культурным и климатическим. Возможно не внешние факторы, а какие-то особенности, заложенные в геноме человека, заставляют его развиваться или деградировать. Похоже, пока наука о человеке вновь накапливает фактический материал. А тем, кто хочет знать правду о происхождении своих далеких предков, остается ждать, когда по закону диалектики количество накопленного перейдет в качество.

источник
Сообщений: 0
Зачем ученые лгут, что на Земле человек построил первую разумную цивилизацию?

В подтверждении того, что мы даже не вторые на планете, беру только то, что буквально валяется у нас под ногами. Сознательно исключаю самые яркие тому свидетельства, вроде египетских пирамид, щадя убеждения ортодоксов.



Древние зубы с драгоценными камнями – находка 2009 года. Она демонстрирует просто фантастическое мастерство дантистов древних времен. Коренные американцы могли вставлять в зубы драгоценности еще 2,5 тысячи лет назад.



Этому отпечатку ладони человеческой руки в известняке около 110 миллионов лет. Найден он был в Глен Роуз (Glen Rose), штат Техас . На нем можно различить даже ногти.



На острове Аксель-Хейберг а севере Канадского Арктического архипелага был найден окаменелый палец. Возраст данной находки составляет около 100 миллионов лет. Радиографический анализ показал, что находка является именно пальцем, а не каменным объектом, похожим на него.

В октябре 1922 года в «Нью-Йорк санди Америкен» появилась статья «Тайна окаменелой подошвы туфли». В ней сообщалось, что известный геолог Джон Рейд во время поиска окаме-нелостей обнаружил на скале окаменевший отпечаток подошвы туфли. Сохранился контур только двух третей подошвы. Хорошо была различима нить, соединявшая рант обуви с подошвой. Далее шел еще один шов, а в центре, в том месте, где давление стопы было наибольшим, имелось углубление, какое осталось бы от кости пятки, стирающей и изнашивающей подошвы.

Джон Рейд привез этот образец в Нью-Йорк, где специалисты согласились с датировкой загадочного отпечатка — 213-248 миллионов лет.

Производители обуви охарактеризовали этот отпечаток как оттиск подошвы обуви с рантом ручной работы, а микрофотография выявила все мельчайшие детали перекручивания и искривлений нитей. Это след прямоходящего человека, который ходил по земле и носил обувь более 200 миллионов лет назад.

Естественно, «подошву туфли» ученые объявили «чудом природы» и «удивительной подделкой» одновременно.





Еще один отпечаток туфли обнаружил в глинистых сланцах штата Юта собиратель трилобитов Уильям — Мейстер. Разбив кусок сланца, он увидел окаменевший след, а рядом с ним — останки трилобитов, ископаемых морских членистоногих. Возраст сланца с отпечатками составляет 505-590 миллионов лет. Отпечаток каблука вдавлен в скалу на 3,2 миллиметра больше, чем подошва, и является, несомненно, отпечатком, оставленным правой ногой, судя по характерной изношенности каблука.

Ученые, конечно же, объявили эту находку «странным случаем эрозии».
Сообщений: 0


Это обыкновенный с виду молоток. Металлическая часть молота имеет длину 15 сантиметров и диаметр около 3 сантиметров. Но он буквально врос в известняк возрастом порядка 140 миллионов лет, так и хранится вместе с куском породы.

Это чудо попалось на глаза миссис Эмме Хан в июне 1934 года в скалах неподалеку от американского городка Лондон, что в штате Техас. Эксперты, осматривавшие находку, сходу вынесли единодушное заключение: мистификация. Однако дальнейшие исследования, проводившиеся различными научными учреждениями, в том числе знаменитой Баттелевской лабораторией (США), показали, что все обстоит гораздо сложнее.

Во-первых, деревянная рукоятка, на которую насажен молот, снаружи уже окаменела, а внутри и вовсе превратилась в уголь. Значит, ее возраст тоже исчисляется миллионами лет. Во-вторых, специалистов Металлургического института в Колумбусе (штат Огайо) изумил химический состав самого молота: 96,6% железа, 2,6% хлора и 0,74% серы. Никаких других примесей выявить не удалось. Столь чистого железа не получали за всю историю земной металлургии.






У нас в России в южном Приморье (Партизанский район) были найдены обломки постройки, сделанные из материала, который не может быть пока получен с помощью современных технологий. При прокладке лесовозной дороги трактор срезал оконечность небольшой сопки. Под четвертичными отложениями оказалась какая-то постройка или конструкция небольшого (не более 1 м в высоту) размера, состоящая из конструктивных деталей разной величины и формы.

Как выглядела конструкция неизвестно. Бульдозерист за отвалом ничего не видел и растащил обломки конструкции метров на 10, раскрошив ее еще и траками.

Осколки собрал геофизик Юрковец Валерий Павлович. Они имеют идеальные геометрические формы: цилиндры, усеченные конусы, плиты. Цилиндры представляют собой емкости.

Вот его комментарий:

"Только через десять лет я догадался сделать минералогический анализ образца. Детали постройки оказались выполнены из зерен кристаллического муассанита сцементированного тонкозернистой муассанитовой же массой. Размер зерен достигал величины 5 мм при толщине 2-3 мм».

Получение кристаллического муассанита в таких количествах, чтобы "построить" что-то большее ювелирного изделия в современных условиях невозможно. Это не только самый твердый минерал. Но и самый кислото-, термо-, щелочно-стойкий. Уникальные свойства муассанита используются в аэрокосмической, ядерной, электронной и других суперсовременных отраслях промышленности.

Каждый кристалл муассанита стоит примерно 1/10 от такого же размера алмаза. При этом выращивание кристалла толщиной более 0,1 мм возможно только на специальных установках, использующих температуру свыше 2500 градусов.



В докладе Scientific American в июне 1851 года сообщалось, что при взрывных работах в скальных породах докембрийского возраста (534 миллиона лет) в Дорчестере, штат Массачусетс, были найдены два осколка металлической вазы.
Скрепленные вместе, осколки образовали куполообразную форму 4,5 дюйма высотой, 6,5 дюймов в основании, 2,5 дюйма в верхней части и одну восьмую дюйма толщиной. Визуально материал сосуда напоминает окрашенный цинк или сплав с большой примесью серебра. Декоративные элементы — цветы и виноградная лоза — инкрустированы серебром. Качество исполнения вазы говорит о высочайшем мастерстве ее изготовителя.



В 1912 году двое служащих городской электростанции в г.Томас (штат Оклахома), раскалывая большие куски угля, обнаружили внутри одного из них небольшой железный котелок. Геолог Роберт О. Фей оценил возраст каменного угля приблизительно в 312 миллионов лет. Ныне котелок находится в Музее креационизма (www.creationevidence.org, Creation Evidence Museum).
Сообщений: 0



В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно считается большой вазой с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к ее центру . А на что, на ваш взгляд, похоже это изделие? Мне оно вазу совсем не напоминает.



В ЮАР, в скале, расположенной неподалеку от города Клерксдорп, шахтеры добывали и продолжают добывать гофрированные шары. Эти сферические и дискообразные объекты бывают цельными из голубоватого металла с белыми вкраплениями, и полые, внутри которых «запечатан» белый губчатый материал. Приблизительный возраст сфер из Клерксдорпа – 3 млрд. лет.



В китайских горах Баян-Кара-Ула в 1938 году были обнаружены сотни каменных дисков со спиралевидной гравировкой и отверстием посередине, которые напоминали по своей форме грампластинки. Они получили название камни Дропа.

По предположению нескольких исследователей, на них записана история цивилизации, процветавшей на Земле до нашей, либо вести от инопланетного народа. Возраст находки – 10-12 тысяч лет.



На затонувшем в Эгейском море римском корабле, в 1901 году был найден механический вычислительный артефакт, возраст которого исчисляется в 2000 лет. Ученым удалось восстановить первоначальный образ механизма и преположить, что он использовался для сложных астрономических расчетов.

Механизм содержал большое число бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками, и использовался для математических вычислений и расчётов. Другие устройства подобной сложности неизвестны в эллинистической культуре.

Задействованная в нём дифференциальная передача, была изобретена в XVI веке, а миниатюрность некоторых частей сопоставима с той, что была достигнута только в XVIII веке часовщиками. Ориентировочные размеры механизма в сборе 33x18x10 см.

Проблема состоит в том, что в то время, когда этот механизм изобрели, законы тяготения и движения небесных тел еще не открыли. Другими словами, Антикитерский механизм имеет функции, которые ни один обычный человек того времени не понял бы, и никакими целями той эры (например, навигация кораблей) нельзя объяснить невиданные для того времени функции и настройки, которые имеет это устройство.



Каменные шары Коста-Рики — доисторические каменные шары (петросферы), не менее трёх сотен которых сохранилось в устье реки Диквис, на полуострове Никойя и на острове Каньо у тихоокеанского побережья Коста-Рики.

Изготовлены они из габбро, известняка либо песчаника. Их размеры разнятся от дюйма в поперечнике до двух метров; самые крупные весят 16 тонн.

Первые шары были обнаружены в 1930-х гг. рабочими United Fruit Company при расчистке площадей для банановых плантаций. Памятуя о местных поверьях, что внутри камня таится золото, рабочие сверлили их и раскалывали на части.

Предназначение и обстоятельства создания петросфер представляют загадку для учёных.
Сообщений: 0


Считается, что эта таинственная книга написана около 500 лет назад неизвестным автором, на неизвестном языке, с использованием неизвестного алфавита. Рукопись Войнича,так ее называют в научных кругах, пытались расшифровать множество раз, но до сих пор безо всякого успеха.

Сейчас она хранится в Библиотеке редких книг Байнеке Йельского университета. В книге около 240 страниц тонкого пергамента. На обложке нет никаких надписей или рисунков. Размеры страницы — 15 на 23 см, толщина книги — меньше 3 см. Текст написан птичьим пером, им же выполнены иллюстрации, грубовато раскрашенные цветными красками.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Алфавит насчитывает не более 30 букв. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.








Сначала ученые нашли записи XVIII века о неординарной находке двухсот каменных плит белого цвета недалеко от населенного пункта Хандар. Из двухсот удалось вновь отыскать уже в наши дни пока только одну. Плита весит около тонны, размером 148 на 106 см. и высоту 16 см.

На ее поверхности, в процессе изучения, нашли останки двух окаменевших раковин. Одна из них вымерла 500 000 000 лет назад. Так же было установлено, что поверхность плиты подвергалась механической обработке с применением высокотехнологичных способов, недоступных современной цивилизации, и покрыта двумя искусственными слоями.

На плите изображена рельефная карта Башкирии, точнее этого места, каким оно было миллионы леи назад. Сделать ее можно было,только располагая снимками из космоса.



В 1924 году экспедиция известного английского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан. Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну.

В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет. Это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5, 13 кг при весьма приличных размерах - 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину.

Современные технологии не позволяют изготовить такай череп из кварца – твердого и капризного материала.


Это лишь малая толика того, что можно было предоставить в доказательство нашей вторичности, а не исключено, что сторичности на планете. Те другие цивилизации ушли с ее лица практически без следа. Так же уйдем и мы?

источник
Сообщений: 0
Древние технологии помогли людям пережить глобальное потепление



Люди современности переживают вызванное человечеством глобальное потепление, но на самом деле мы не первые, кто столкнулся с изменением климата. Например, в промежутке между 800 и 1400 годами мир был на 0,2 градуса теплее, чем средний показатель в том тысячелетии. В тот же период времени происходило зарождение и падение великих цивилизаций, таких как майя в Центральной Америке и Империя кхмеров, построившая Храм-гору Ангкор-Ват в современной Камбодже.

Этот называемый учеными Средневековый период потепления принес в разные уголки планеты новые и жесткие погодные условия. То же самое ожидается и от нынешнего изменения климата. Так как на современной повестке дня стоят вопросы геоинженерии и других технологий для противодействия результатам антропогенного изменения климата, журнал Facepla.net делает обзор технологических средств и приспособлений, использованных древними культурами в целях борьбы с повышением температуры, ливнями и засухой.

Просто зарегистрируйся, чтобы отключить рекламу в тексте! Присоединяйся сейчас! :)
Двух лет недостаточно: майя

Еще до Средневекового периода потепления майя осознавали, что живут в жестких условиях окружающей среды со склонностью к засухам. По мнению археолога Брайана Фагана, написавшего книгу о способах реагирования древних культур на Средневековый период потепления, майя были непревзойденными мастерами в рациональном использовании и хранении водных ресурсов.

Майя строили пустотелые каменные пирамиды, способные сохранять достаточно воды для ирригации ферм в течение двух или трех лет засухи. Высшее сословие майя создало вокруг водных ресурсов целые ритуалы – нормальная реакция человека на скудные запасы воды, отметил Фаган – и заявило простым людям, что для дождей и урожаев необходимо обращение к богам.

Когда глобальное потепление принесло в регион более длительные засухи, с которыми не смогли справиться пирамиды, простые люди взбунтовались и начали покидать города. В то же время высшее сословие продолжало вести войны со своими соседями, даже когда пищевые запасы совсем истощились. С изменением климата майя не делали ничего для адаптации.

Наряду с социальным фактором неспособность майя справляться с продлившимися засухами стала причиной падения цивилизации, считают Фаган и Геральд Хог, изучающий древний климат. Около 90% населения майя исчезли.

«Это был самый масштабный распад человеческого общества из известных нам», - отметил Хог.

Уроки прошлого: чиму

Около 3 тысяч километров к югу от территории майя развивал технологии борьбы с наводнениями и засухами народ прибрежной части Перу чиму. Они учились на ошибках своих предшественников, культуры мочика, население которой превысило запасы пищи.

Чиму повезло. В то время большинство людей по всему миру умирали, не дожив до 30 лет, потому было сложно передавать мудрость народа. Но память поколений была ключевым фактором для того, чтобы пережить климатические изменения. Необходимо продумывать и планировать действия, связанные с борьбой с изменениями климата в долговременной перспективе, считает Фаган.

Чиму строили водосливные плотины для каналов с целью предотвратить эрозию во время наводнений. Лидеры обеспечили жесткий контроль над территорией, перенося пищу или воду из одного региона в другой в зависимости от места, где разразилось бедствие. Культура пережила Средневековый период потепления, прекратив свое существование только после завоевания инками в 1470-х годах.


Благоприятный период для кхмеров

Влияние глобального потепления в Средневековье было не только отрицательным. В то время на территории современной Камбоджи король Сурьяварман II и его последователи построили Храм-гору Ангкор-Ват и другие храмы, используя труд сотен тысяч простых людей. Общество зависело от рисовых полей, заливаемых муссонами и орошаемых сложной системой каналов.Древние технологии помогли людям пережить глобальное потепление

Эти каналы отлично служили в те времена обильных муссонов, объясняет Фаган. Однако климат стал холоднее, вызвав малый ледниковый период. Регион испытывал больше засушливых времен. Каналы заполнялись илом, а в связи со сложной структурой их было невозможно вычищать, считает Фаган.

Кхмеры ушли из городов, оставив за спиной свои храмы.

Не только технологии: шошоны

Еще одна древняя культура адаптировалась к изменениям климата иным способом. «Часто роль играют социальные институты, поведение, долговременное мышление», - отмечает Фаган.

На Запад Америки Средневековый период потепления принес две продолжительные засухи: одна длилась 100 лет, а другая – 140. Люди, жившие в том регионе, адаптировались благодаря своей приспособляемости. Они часто передвигались по обширной территории и питались большим разнообразием растений и животных, что сделало их диету независимой от исчезновения того или иного вида растения в связи с нехваткой воды. Шошоны просуществовали как отличные охотники и собиратели в течение 5-6 тысяч лет, утверждает Фаган, даже с учетом сложностей, вызванных климатическими изменениями.

Пример современности: засуха в Африканском Роге

Древние люди зависели от малоурожайного фермерства и едва могли предсказывать погоду, говорит Фаган. Потому они были более уязвимы изменениям климата, чем современные люди. Но все же даже в наше время климатические происшествия могут значительно повлиять на историю человечества. Ученые предсказывали Эль-Ниньо, которое привело к засухе и голоду в Африканском Роге в июле 2011 года. И все же люди практически ничего не делали, чтобы противостоять голоду, пока не увидели новости о смертях, говорит Хог. «Сообщества прошлого и настоящего не торопятся реагировать на такие вещи», - отмечает ученый.

Хог и Фаган провели параллели между древними цивилизациями и современностью. Фаган считает, что людям необходимо объединять изменения в поведении с технологиями. Последние станут неоценимой помощью, но проблемы антропогенного глобального потепления или всемирного обеспечения водой не могут решиться технологиями, уверен ученый.

По его словам, решение лежит в социальной позиции: «В окончательном анализе реакция на климатические изменения и в прошлом, и в настоящем – это вопрос поведения человека».

источник
Сообщений: 0
Загадки славянской письменности. Что создали Кирилл и Мефодий?


Загадки славянской письменности. Что создали Кирилл и Мефодий?На первый взгляд, тут нет никакой проблемы вообще, ибо то, что создал Кирилл, как раз и называется кириллицей. Эту позицию русская наука занимала весьма долгое время. В подтверждении этих слов я хотел бы привести версию, изложенную в статье архимандрита Леонида (Кавелина), опубликованную в 1891 году.

862 год. Изобретение кириллицы святым Кириллом. Святые братья солунцы Кирилл и Мефодий переводят с греческого на славянский язык священные книги (избор евангельских и апостольских чтений, псалтирь, служебник, часослов, общую минею) и вводят в Великоморавской державе славянское богослужение и кирилловскую письменность.

В 862-867 годах славянское богослужение и кириллица введены в Сербии при князе Мунтимире.

869 год. Преставление преподобного Кирилла, изобретшего кириллицу.

В 870 году в Болгарии окончательно введено славянское богослужение и кирилловская письменность.

« К появлению малыша на свет родители готовятся задолго до долгожданного срока. Хлопоты, волнения, трепетное ожидание. А как это было у наших предков? »
Рождение детей в славянской культуре
870 год. Распря Рима с Византиею за церковное преобладание над южными славянами.

873 год. Крещение святым Мефодием чешского князя Боривоя и святой Людмилы.

877 год. Хорватский князь Сдеслав делается подручником Византии. Преподобный Кирилл и его ученики ввели в Хорвато-Далматской державе славянское богослужение и кирилловские книги еще в 862-867 годах.

879 год. Князь Сдеслав убит Бранимиром, который, опасаясь мести Византии, предается Риму. Кириллица (у далматинских сербов) в Приморье с 880 года подверглась гонению латинян наравне с глаголицей (хорватов) со стороны местного латинского духовенства (Сплетской архиепископии); этому духовенства не было никакого дела до различия алфавитов; оно видело единственно, что разрешение славянского богослужения грозит ему лишением славянской паствы. Гонения эти с 882 года, то есть со смерти папы Иоанна VIII, усилились при содействии далматинского князя и его вельмож и довело до Сплетского собора 925 года, на котором впервые славянское богослужение было запрещено вообще, как для сербов — последователей кириллицы, так и для хорватов — последователей глаголицы.

879 год. Некто диакон Феодосий, родом славянин (хорват), желая спасти полюбившееся хорвато-далматинцам славянское богослужение, придумал для этого следующее: посоветовал князю Бранимиру отступить от Византии и стать под покровительство Рима, а сам составил из кириллицы и народных и условных знаков счетного или торгового значения глаголицу, переписал ею кирилловский перевод святого евангелия, применив оный к хорватскому наречиюи по возможности согласовав с латинскою Вульгатою, вошел в сношение с Римским папою (Иоанном VIII), принял от Рима посвящение в епископы (с 879 года) и благословение совершать в его Нинской епархии славянское богослужение по изготовленным им глаголическим книгам (в 888 году).

Позже сербам позволялось служить по-гречески, а хорватам было велено служить на латыни.

885 год. Преставление святого Мефодия.

886-1018 год. По кончине святого Мефодия ученики его, во главе коих стояли Климент (болгарин), Наум Ангелларий Горазд (моравлянин) и Лаврентий, гонимые в Моравии немецким (тогда латинским же) духовенством, перешли в Болгарию под покровительство царя Бориса (Михаила), который отдал в церковное управление Климента как епископа валичского третью часть Македонии от Солуня до Иерихо (ныне Орхо) и Конина в Албании; они поселились в юго-западном углу Македонии (Кутми Чивица) в пределах Охридских, и продолжили свою святую деятельность. Скоро Охрида сделалась центром духовного просвещения македонских славян, и списки священных книг, распространенные учениками, седмочисленников, разошлись по всему славянскому миру. Один из этих списков послужил прототипом нашего Остромирова евангелия. Он писан не позже 960 года, к которому относится кончина значащегося в его месяцеслове святого Григория, епископа Мизийского, который упоминается в греческой надписи 1020 года...

891 год. По жалобам латинского духовенства папа Стефан V пишет к Феодосию, повелевая ему ограничиться пределами своей епархии и не считать себя владыкой всей Хорвато-Далмации. Преемник Феодосия, епископ Альфред продолжает борьбу со Стефаном.

« Наша планета Земля никогда не перестанет удивлять нас. »
Неразгаданные природные загадки мира (Часть II)
923 год. Византия помирилась с Римом, будучи в опасности от Симеона, царя болгар.

925 год. Сплетский собор, на коем святой Мефодий объявлен еретиком, а книги его (кириллица) объявлены ересью и готскими. Нинская глаголическая епархия пощажена, но урезана и права ее ограничены. Славянское богослужение запрещено. Епископ народной хорватской церкви Григорий протествует, но безуспешно.

928-929 годы. Второй Сплетский собор. Славянское богослужение вторично запрещается. Нинская епархия упразднена, но борьба на этом не закончилась.

988 год. Великий князь киевский Владимир крестил русский народ...

1059 год. Третий Сплетский собор и третье запрещение славянского богослужения.

1248 год. Глаголиты находят себе защитника в лице папы Иннокентия, который дозволил им снова вести славянское богослужение по глаголическим книгам с некоторым сближением оного с латинским обрядом(1).

Загадки славянской письменности. Что создали Кирилл и Мефодий? Итак, как мы видим, у отца Леонида нет ни тени сомнения в том, что Кирилл создал кириллицу в 862 году, тогда как глагллица была создана, по о. Леониду, в 879 году, то есть на 17 лет позже, отцом Феодосием, далматинским монахом. Достаточно подробно описано триумфальное шествие кириллицы по Моравии, Сербии, Хорватии, Болгарии и России, а также гонения на кириллицу и ее проповедников.

А вот что писал в 1848 году такой выдающийся отечественный филолог, как Измаил Иванович Срезневский: «Обращаясь к азбуке глагольской, отметим прежде всего, чем сходна и чем отлична она от кириллицы. Большая часть ее букв по своей форме отличается не только от кирилловских, но и от других известных. Сходны с кирилловскими д, х, м, п, ф, ш... Подбор букв тот же. Порядок букв также одинаков... Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян и, следовательно, древнее кириллицы; этому верил граф Грубишич2, доктор Антон 3; этому верит и теперь известный филолог немецкий Я. Гримм4. Опровергнуть это едва ли возможно, допустивши, что простые черты древние заменены курчавыми и сложными в известной теперь глаголице уже позже, вследствие особенных, неизвестных причин; впрочем, также трудно опровергнуть и то, что буквы глаголицы неизвестного происхождения не были никогда проще, а изобретены досужим грамотеем так, как они есть, без всякого отклонения к древним письменам славянским. Правда, что черты глаголицы вообще грубы и некоторые отворена на левую сторону, как будто употреблялись для писания с првой руки к левой, но грубость рисунка букв не признак древности, а отворенность некоторых на левую сторону могла быть и случайным выражением вкуса изобретателя...»5. Как видим, глаголица тут признается древнее кириллицы, но со слов наиболее ранних ее исследователей. С другой стороны, И.И. Срезневскому кажется, что глаголица «составлена по образцу кирилловской: это ясно и из подбора букв, и из порядка их, и из характера правописания. Что, в чем она отличается от кириллицы, по своему строго, только подтверждает, что она позже кириллицы»6. Так что его собственное мнение предполагает более позднее происхождение глаголицы.

Я не буду утомлять читателя перечислением исследователей, считавших, что сначала Кирилл создал кириллицу, а затем кто-то позже придумал глаголицу. Тем не менее, словенцы и хорваты, то есть жители тех мест, где богослужение пользовалось глаголическими книгами, полагали более ранней глаголицу. Их доводы были весьма убедительными. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, стало ясно, что глаголица древнее. С другой стороны, существовала традиция, что славянскую азбуку создал Кирилл (до пострижения — Константин Философ) с братом Мефодием. Отказ от древности кириллицы сразу ставил ее в невыгодное положение: если она была создана второй по времени, то все важные филологические задачи были решены в первой азбуке, и тогда изобретение второй азбуки было просто переходом на иной шрифт. Тогда становилась под сомнение репутация Кирилла: человек, сотворивший непервую славянскую азбуку, вряд ли мог бы претендовать на роль святого, да еще равноапостольного. Если же настаивать на древности кириллицы, то ставилась под сомнение репутация славистов, показавших древность глаголицы.


Выход был найден славистом Добнером в 1785 году7. Он сохранил оба взаимоисключающих положения, создав их компромисс: Кирилл создал глаголицу. С тех пор этот компромисс нехотя стали повторять сначала западные слависты, а затем и отечественные. Нехотя, поскольку постоянно подчеркивается, что вопрос пока дискуссионный, но большинство склоняется к тому, что Кирилл создал глаголицу. Нехотя потому, что вопиет само название: Кирилл мог создать только кириллицу! Даже если азбука, созданная Кириллом, действительно оказалась бы глаголицей, она должна была бы называться кириллицей в качестве второго имени; а созданная кем-то из его учеников вторая славянская азбука должна была иметь название климентицы, гораздицы, лаврентицы, но не кириллицы. И это — самый сильный аргумент против компромисса Добнера.

А другого компромисса слависты и не искали, постоянно бродя вокруг одного и того же пугала: если Кирилл создал не первую славянскую азбуку, значит, он не может быть апостолом. А если он апостол, он создал первую славянскую азбуку. Мне эта дилемма напоминает известный софизм «рогатый»: можно ли потерять то, чего нет? Нельзя. Но с другой стороны, у тебя нет рогов. Значит, ты их потерял. А если потерял, значит имел. Значит, ты был рогоносец.

Выход из сложной ситуации состоит в самом понимании того, что такое «первая славянская азбука». Для кого она первая, по каким характеристикам? До сих пор проблему славянской азбуки решали филологи, и им казалось, что первая азбука — эта та, которая решала филологические проблемы, то есть передачу славянских звуков на письме. Для этого Кирилл должен был быть филологом. А он имел прозвище Философ и был посланником то патриарха, то папы по весьма деликатным религиозным вопросам. Честно говоря, азбука для государственных документов, а тем более для книг светских авторов или для личных записей простых людей его не интересовала. Ему нужно было создать письменность для священных текстов, чтобы иметь возможность не просто переводить с греческого или латинского, но и переносить без искажений многочисленные имена собственные, а также многие библейские термины и реалии. А это — совсем иная задача. Иными словами, ему нужно было создать первую христианскую азбуку, возможно даже еще уже — первую азбуку для православных славян (хотя католицизм в то время еще официально не размежевался с православием). И с этой точки зрения сколько бы к данному времени ни существовало светских азбук, азбука православия все равно будет первой по своему целевому назначению. И даже более того: если бы уже существовала азбука для католиков, то и в этом случае азбука для православных вполне правомерно может быть названа «первой славянской».

Встав на эту позицию, можно вполне обоснованно совместить два взаимоисключающих тезиса: Кирилл создал кириллицу как первое православное христианское славянское письмо, а глаголица могла быть либо первым светским славянским письмом, либо первым католическим христианским письмом.


А создавали ли солунские братья славянскую письменность? Иными словами, создавали ли они не конфессиональное, а общегражданское письмо? Эту проблему всерьез никто и не отваживался поставить. Ведь отрицательный ответ на вопрос означал бы (опять-таки в рамках действующей парадигмы), что равноапостольные Кирилл и Мефодий не создавали в качестве дела всей своей жизни (как это часто называют многие иследователи их творчества) славянской азбуки, и, следовательно, они являлись просто греческими миссионерами в славянских землях (каких кроме них было еще несколько человек). И тогда создание славянской общенациональной азбуки лишается священного ореола и уходит из числа общенародных праздников православной церкви славянских стран. Это — весьма ощутимая потеря, на которую, например, Русская православная церковь вряд ли пойдет. Даже смена кириллицы на глаголицу в качестве созданной Кириллолм азбуки уже изрядно замутило бывшую когда-то совершенной картину приобщения к христианству славянской части Европы.

Тем не менее, некоторые филологи, например, молодой ученый Е.В. Уханова, просто как непредвзятый исследователь, сопоставила ряд фактов. Так, «согласно Житию (Константина) возглавил миссию к сарацинам, т.е. к арабам, Константин, а в помощники он получил асикрита (дворцового секретаря) Георгия». Сохранилась также хроника арабского писателя Абу-Джафар Табари (839-923 гг.). «По данным хроники, миссию возглавлял не молодой Константин, а занимающий высокое положение при дворе асикрит Георгий. В ее состав входило около пятидесяти вельмож со своими слугами. Цель миссии — обмен пленными. Свидетельства Жития Константина и хроники вовсе не противоречат друг другу. Видимо, у миссии было несколько целей: Георгий занимался обменом пленных на берегах реки Ламуса в Киликии, Константин в это время решал богословские вопросы в Багдаде. Хрониста в этом случае интересовали политические вопросы, писателя Жития — сведения о «своем» святом. Сарацинская миссия в Житии Константина описывается подробно, сообщается множество деталей диспута. По словам Жития, Константину Философу не составило труда одержать верх над мусульианскими оппонентами. При этом он обнаружил хорошее знание Корана. Но после рассказа об успешном завершении миссии и возвращении Константина домой в феврале-марте 856 года изложение событий становится предельно кратким и не всегда мотивированным«8.

Это наблюдение исследовательницы дает нам ключ к пониманию жизни солунских братьев. Действительно, ради философского диспута вряд ли следовало снаряжать дорогостоящую миссию, да и вряд ли в Багдаде отнеслись бы к такому диспуту легкомысленно, если бы он замышлялся на государственном уровне. Скорее всего, действительно, государственный чиновник Георгий возглавил большую миссию по обмену пленными, куда включили и любимчика патриарха Фотия молодого богослова Константина. И если основная деятельность комиссии протекала в Киликии, то не имеющего никаких определенных заданий Константина отпустили на экскурсию в Багдад. Тут, среди случайных людей, вполне мог состояться разговор в том числе и на богословские темы, не выходящий, впрочем, за рамки обычной светской беседы, и именно тут молодой человек мог блеснуть своими познаниями. Так что никакого специально подготовленного диспута скорее всего и не было, и Житие расцвечивает в общем-то интересный, но не слишком значительный эпизод: профессионал естественно победит в споре дилетантов. Повторяю, если бы диспут был задуман хозяевами, противники Кирилла оказались бы куда сильнее.


Весьма сомневается цитированный автор и в правильном изложении другой миссии Кирилла, хазарской. «Исследователи не раз подвергали сомнению подробности хазарской миссии, сообщаемые Житием. Прежде всего, не ясна настоящая цель миссии. Согласно Житию, хазары стояли перед выбором веры... Однако, как известно, хазары, по крайней мере вся правящая верхушка и знать, к началу IX века уже приняли иудаизхм, и поэтому доказательства правоты христианства для них были неактуальными. Неправдоподобной выглядит вся речь хазарских послов, изложенная в Житии, в которой от имени кагана обычаи собственного народа были названы «постыдными», а греки названы «великим народом», которые имеют «царство от бога». Последнее высказывание отражает взгляд византийца, а не мнение хазарского кагана, и свидетельствует о влиянии византийской идеологии на учеников Константина и Мефодия, которыми были написаны Жития первоучителей«9. В отличие от предыдущего отрывка здесь весьма четко назван заказчик Жития: Византия.

«Согласно Житию, Константин возглавлял миссию. Однако, косвенные данные говорят о том, что во главе миссии стояло другое лицо... Если бы Константин был официальным главой миссии, он представлял бы императора. В этом случае у хазар не могло бы возникнуть затруднений относительно его положенгия и формальностей, с этим связанных»10. Имеется в виду эпизод, когда хазары не знали, на каком удалении от кагана его посадить за стол. И опять, Кирилл был включен в состав миссии дополнительно, не будучи его главой.

Исследовательница особо выделяет слова «проложного Жития Мефодия»: «Кирилл же уговорил брата своего идти с ним, потому что тот знал славянский язык». — «Это сообщение имеет очень большое значение, - комментирует исследовательница,.. — Сохранились свидетельства, что сочинения Константина с греческого на славянский переводил именно Мефодий. Помимо всех его достоинств, во время миссии он «служил меньшому брату как раб». Именно так говорится о нем в его Житии«10. Получается, что сам Кирилл знал славянский язык хуже брата, и не отличался его работоспособностью.


Помимо того, что Кирилл хорошо знал Коран и, видимо, арабский язык, «в Херсонесе была большая еврейская община, где Константин нашел учителя и в короткий срок овладел языком»10, чуть позже он легко выучил язык самаритян (тоже один из семитских языков). Иными словами, возникает впечатление о том, что Кирилл был специалистом по семитским языкам, почему его и включали в состав делегаций в соответствующие страны. Специалистом по семитским, но, увы, не по славянским!

Наконец, кульминацией всего этого исследования является цитирование такого места из Жития: в Херсонесе Кирилл «нашел же здесь евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать (их), и многие удивлялись ему, хваля Бога »11. Хотя исследовательница напоминает, что некоторые ученые полагали, что вместо слово «руськыми» надо читать «сурьскыми», то есть сирийскими, ибо Кирилл был специалистом по семитским языкам, я считаю, что все сказанное в Житии в даном случае соответствует истине: именно русскими. Это не славянское слоговое письмо, ибо речь идет о буквах, а не о слоговых знаках; это не германские или тюркские руны, и даже не глаголица, ибо буквы соответствовали языку Кирилла, а его родным языком был греческий; следовательно, эти «русские письмена» были ничем иным, как ранней кириллицей, ибо только она включает в себя греческий алфавит в качестве примерно половины азбуки! Итак, Кирилл нашел уже существующую кириллицу, которая тогда называлась «русскими письменами», и это прямо-таки убийственное свидетельство о существовании докирилловского письма у русских! Так что Кириллу незачем было изобретать славянскую письменность, она уже существовала до него! Как видим, наше предположение о том, что до Кирилла существовало не только светское, но и христианское письмо, данным свидетельством подтверждается.

Заметим, что знакомство с существующей славянской письменностью было делом случайным, да и не особенно значимым для Кирилла, ибо основным его деянием стало обретение мощей святого Климента. Эту часть Жития В.А. Истрин пересказывает так: «Там же в Херсонесе Константин вспоминает, что на грани I и II вв. нашей эры сюда будто бы был сослан императором Траяном римский епископ Климент. Согласно легенде, Климент был утоплен язычниками в море с якорем на шее. Константин производит розыски останков Климента и находит на каком-то острове некие древние кости; по лежащему рядом якорю он принимает их за останки Климента. Эти останки Константин почему-то не отдает в одну из херсонесских церквей, а увозит с собой в Византию. Там тоже хранит эти останки у себя, затем везет их в Моравию, из Моравии в Рим... Зачем? Для чего? Единственно возможное объяснение заключается в том, что Константин понимал,, какую большую ценность имеет его находка, и предвидел роль, которую она сможет сыграть в его судьбе. Предвидение это, как будет показано ниже, полностью оправдалось»12. Как видим, поведение Кирилла в Херсонесе мало соответствует функции первоучителя славянского, но весьма походит на деятельность христианского миссионера. Интересно также, что перед своей смертью в 869 г. он написал два произведения, венчавшие труды всей его жизни. Увы, это не были комментарии по поводу создания славянской азбуки или примечания к переводам библейских книг на славянский язык; это был литературный опус «Обретение мощей святого Климента» и стихотворный гимн, посвященный тому же Клименту. Вот что сам Константин считал делом своей жизни! В начале февраля 869 года состояние здоровья его настолько ухудшилось, что он слег в постель, тогда же принял схиму и новое имя Кирилл, а 14 февраля умер. Так что Кириллом он пробыл менее двух недель и только на смертном одре.


Как видим, реальная жизнь Кирилла мало похожа на то, что нам предлагают Жития. Ни одно из них не говорит о создании славянской азбуки и о трудностях, связанных с переводом на славянский язык священных книг. Так что единственным произведением о профессиональной деятельности Кирилла в качестве первоучителя остается сказание «О писменехь» черноризца Храбра. Но что же мы видим в этом тексте? Прежде всего, что было создано 38 буквы, «ова убо по чину греческих письмен, ова же по славянской речи». При этом, однако, долго комментируется тот факт, что начало было положено с греческой буквы альфа, которая стала буквой АЗ. И основной мотив сочинения — почему этих букв 38. Здесь удивляет то, что ничего не говорится ни о вкладе Мефодия, ни о переводах учеников Кирилла, ни о том, что славянское письмо было известно Кириллу еще по Херсонесу. Иными словами, вместо реальных трудностей и реальных деятелей читателю предлагается нечто мифологичное о превосходстве христиан над язычниками.

Достойно удивления и число 38. Так, В.А. Истрин, давая полную азбуку кириллицы13, предлагает 44 знака, и даже в глаголице у него 40 знаков (а если второй вариант Ъ и Ь посчитать за отдельные знаки, получается 42); в так называемой «азбучной молитве», где каждая строка начинается с новой буквы азбуки, насчитывается 40 строк. Выходит, что если Кирилл и создавал азбуку (неважно какую), он создал ее неполной! Иными словами, в его азбуке нет греческих букв кси, пси, фиты и ижицы, но зато есть странные «греческие» буквы пе, хле и ть; среди славянских букв нет Ы! Болгарин Храбр мог этого не заметить, но для чехов или моравов отсутствие Ы было бы весьма ощутимо.


Вообще говоря, число 38 удивительно только для лингвистов. Если же говорить о символике цифр, то, по Храбру, «24 буквы подобны греческим письменам», а «14 соответствуют славянской речи». Но ведь 24=12 х 2, а 14=7 х 2. Иными словами, греческая часть представляет собой удвоенное число месяцев года, а славянская — удвоенное число дней недели. Если идти дальше, то греческая часть основана на солярной символике, а славянская — на лунной, уже преодоленной даже в язычестве. Так что речь идет о семантике астрономических промежутков времени, а не о письменности как таковой. И эта семантика проведена дважды, сначала при сообщении Храбром о славянской письменности, а затем — о греческой. Здесь мы видим работу не изобретателя знаков, а редактора, который выбирает из некоторого массива нужное число графем, строго зная их количество из каждого источника, но совершенно не приводя примеров полезности каждого знака для передачи славянской речи. Как и в случае с мощами святого Климента, где задача определения подлинности неких останков как костей именно Климента вообще не рассматривалась, а весьма успешно обыгрывалась процедура их вручения папе, на первый план в изобретении азбуки ставится задача отобрать нужное число графем, где вполне допустимы дубли вроде земли и зело, И и ИЖЕ, ОУ и ИЖИЦЫ, ПОКОЯ и ПЕ, ХЕРА и ХЛЕ, ТВЕРДО и ТЬ, ОН и ОМЕГИ. Так что хотя, как было показано выше, азбука получилась неполной, она в каком-то смысле оказалась и избыточной! С позиций славянской филологии результат усилий святого мужа получился довольно скромным; однако если принимать Кирилла за того, кем он был в действительности, то есть за специалиста по семитским языкам, который по совместительству обработал (отредактировал) имевшуюся славянскую систему письма, приблизив ее к греческой, православной, этот результат можно считать отличным.

Итак, мой вывод оказывается весьма скептическим: Кирилл не создавал ни кириллицы, ни тем более глаголицы! Он лишь сократил славянскую часть известной ему по Херсонесу славянской письменности до 14 графем, но увеличил до 24 графем греческую часть. Кроме того, он ввел «порядок», то есть цифровое значение ряда букв, но лишь заимствованных из греческого алфавита. Иными словами, он переработал уже существовавшую у славян азбуку и прекрасно приспособленную к передаче славянских звуков таким образом, что славянская часть стала чуть ли не вдвое меньше греческой. По сути дела, он совершил по отношению к ранней славянской азбуке примерно такую же экзекуцию, которую Никон совершил по отношению к двоеверному православию Руси: произвел реформу славянской азбуки в пользу Византии. После такого секвестирования славянским писателям следовало бы печалиться, хотя им же как христианам можно было радоваться! Однако подобая эллинизация славянской письменности, разумеется, не могла остаться незамеченной, и потому получила название; ее уже нельзя было назвать «глаголицей», то есть «разговорицей»; но она не была и «писаницей»; она стала удобной для Византии и потому разрешенной формой существования славянской письменности, и была названа именем своего реформатора, кириллицей.

Замечу, что уже после того, как я написал эти строки, я нашел неожиданную поддержку в статьях болгарского исследователя Трендофила Кръстанова, который в одной из своих недавних статей сообщает, что в 1982 году нашел в греческом кодексе 2502 библиотеки Ватикана «славянский палимпсест», т. е. произведение, написанное сначала по-славянски, а затем, после смытия первого текста, по гречески; в нем 100 листов. Выяснилось, что текст был написан кириллицей14. В августе 1994 года на конференции в Банкя (под Софией) были приведены новые данные: доцент Анна-Мария Тотоманова в свете специальной лампы смогла прочитать слово ЕПИОУСИИ, написанное кириллицей, но означающее по-гречески «хлеб насущный». «Этот факт показывает, что в нашей славянской копии сохранилась непереведенной старинная и единственная форма греческого языка, а это со своей стороны подтверждает глубокую древность староболгарского текста Ватиканского палимпсеста. Очевидно, что этот текст старше известного глаголического Асеманиева евангелия (XI века), а также Савиной книги Х века, равно как и известного староболгарского глаголического Зографского и Мариинского четвертьевангелия.


Сейчас уже можно предположить, что новооткрытый текст Ватиканского палимпсеста является самой старой копией Кирилло-Мефодиева перевода евангелия-апракоса... Значение новооткрытого текста огромно в плане будущих исследований возникновения и развития славянской письменности и книжности на староболгарском языке в Восточной Европе в продолжении ближайшего тысячелетия»15. Тем самым, славянский текст мог быть переписан во время жизни учеников Кирилла и Мефодия.

Конечно, этот текст, отделенный от Кирилла и Мефодия на полвека, еще не доказывает напрямую, что Кирилл создал кириллицу. Но зато он почти однозначно свидетельствует против того, что ее создали Климент или любой другой ученик Кирилла. Ведь книга, написанная изобретателем письменности или хотя бы под его руководством, вряд ли была бы потом смыта и записана иным текстом. Стало быть, она написана кириллицей спустя полвека после Кирилла, когда таких текстов стало так много, что можно было какой-то из них и смыть. Так что эта находка очень повышает достоверность предположения о том, что Кирилл создал все-таки кириллицу как христианскую письменность.

Более того: кириллица оказалась довольно поздней редакцией имевшегося у славян письма, которое именно потому и было неудобно для Византии, что представляло собой с одной стороны, письмо языческое, а с другой — не передавало тонкостей письма православного. Следовательно, Кирилл создал письмо христианское, убавив, насколько возможно, негреческие (лунные, несвятые, сопряженные с язычеством) знаки. Однако, как следует из дальнейшего поведения немецких епископов Зальцбурга, даже такое незначительное добавление языческих элементов азбуки было равновильно вызову, почему епископы и возмутились. Но именно это возмущение и показывает, что подлинная славянская азбука вообще никогда не была бы одобрена Византией и Римом, и что принять ее целиком и без мистического обоснования числа букв славянской и греческой части для христианства было просто невозможно. А это значит, что докирилловская азбука не просто существовала у славян в каком-то слабо структурированном виде, но вообще была существенным элементом их культуры.

Тем самым не должно возникнуть впечатления, что я негативно отношусь к деятельности Кирилла как славянского просветителя. Вовсе нет. Кирилл действительно явился редактором существующей азбуки, чем легализовал славянскую письменность в глазах византийской церкви, он переводил священные книги на славянский язык, он распространял церковный вариант письменности среди своих славянских последователей, и в этом качестве он вполне достоин уважения. Отрицается мной лишь один момент: изобртение им азбуки. Азбуку он не изобрел (даже в том ограниченном смысле, в каком можносчитать изобретением добавление 14 букв к уже существующим 24), а приспособил для переводов с греческого языка, и именно в этом смысле его можно считать великим славянским просветителем.

Но в чем заключалась его деятельность более подробно, можно узнать, ознакомившись с сочинением черноризца Храбра.



Чудинов В.А.




Литература

1. Леонид (Кавелин), архимандрит. О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, том LIII, № 3, СПб, 1891, с. 40-43
2. Grubissicii Clementis In originem et historiam alphabeti Slavonici Glagolici. Venetiis, 1766
3. Anton. Erste Linien eines Versuchs uber die alten Slaven. Leipzig, 1789
4. Grimm J. Gottinger Anzeiger, 1836, I, S. 325-328
5. Срезневский И.И. Древние письмена славянские // Журнал министерства народного просвещения, СПб, 1848, ч.. IX, с. 49-51
6. Там же, с. 52
7. Добнер. Действительно ли так называемая теперь кирилловская азбука есть изобретение славянского апостола Кирилла? // Abhandlungen der Bohmischen Gesellschaft der Wissenschaften auf das Jahr 1785. Prag, 4, 2-te Abteilung, 1786, s. 101-139
8. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. М., 1998, с. 50-51
9. Там же, с. 53
10. Там же, с. 55
11. Там же, с. 56-57
12. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, с. 18
13. Там же, вклейка между с. 50-52
14. Кръстанов Трендафил. Български Ватикански палимпсест - кирилско кратко изборно евангелие от Х век в Cod. Vat. Gr. 2502 // Старобългаристика, XII, 1988, № 1, с. 38-66
15. Кръстанов Трендафил. Най-старото славянско "отче наш" открито в българския Ватикански палимпсест // Литературен форум. Седмичник. Брой 45 (257), XII 1995, с. 1

источник
Сообщений: 0
В Древней Руси не было бедняков и краж


Епископ Оттон Бамберский, дважды в 1124-1127 годах посетивший Славию (Русь). Он пишет о русском народе следующее:
«Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…

Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно - тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово…».


Herbordi Dialogue de Ottone episcopo Bambergensi, Bibhotheca rerum Germanicarum, ed Ph Jaffe, t 5, Berlin, 1869, p 788, 777 - 779, 812, 768. 765-766, 801 Цит по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр. 40 - 43.


На Руси не брали пленников в рабство

"В начале 6 века на Византию начинают наступать славяне. Славянские племена жили к северу от Восточной Римской империи. Византийцы считали их свободолюбивыми, мужественными, выносливыми. Славяне были отличными воинами. Они были благородны, не брали пленников в рабство, а предлагали либо стать членами их племени, либо вернуться к своим. Отношения Византии со славянами, а затем с Древней Русью составляли важную часть внешней политики империи."

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, учебник для 5-го класса


Наши предки умели читать и писать ещё 200 000 лет назад

Надпись на камне Розо была сделана до греческой и египетской цивилизаций. Она древнее шумерской, считающейся первой цивилизацией на Земле в IV - III тысячелетиях до нашей эры. И древнее, чем Катал-Хююк в Анатолии (Турция), считавшейся прародиной всего человечества в V тысячелетии до нашей эры. И эта надпись - на русском языке... Подробнее о камне Розо


Язычники - враждебные древним славянам племена

Углубленное филологическое изучение древнерусского языка однозначно говорит о том, что славяне именовали язычниками тех, кто говорил на других языках, предавал или искажал культуру предков.
Древние славяне были людьми ведической культуры.
Также древняя Велесова книга язычниками называет враждебные славянам племена, верившие в иных богов.

источник
Редактировалось: 1 раз (Последний: 10 декабря 2013 в 22:33)
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.