18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Книги по общественным и гуманитарным наукам

читаем, рекомендуем, беседуем
  
Сообщений: 0
Многие и нас наряду с художественной и профессиональной литературой всё чаще и чаще обращаются к литературе, выходящей за рамки развлекательной или повышающей уровень знаний в профессии.

Книги по общественным и гуманитарным наукам включают в себя довольно широкий спектр наук и знаний из различных областей, изучаемых человеком.
Некоторые книги мы читаем с подросткового возраста, к другим приходим уже в зрелые годы.

Книги по истории, популярной психологии, политике, экологии, культуре и т.д. - всё это может быть очень интересным и познавательным.
Некоторые книги наконец-то могут ответить нам на вопросы: как жить дальше, в каком мире мы живём, что же было в нашей истории много лет назад, что сотворило человечество с землёй...

Итак, поделимся друг с другом познавательными, интересными, оригинальными книгами в области гуманитарных и общественных наук!
Сообщений: 0
Начну с книг Анатолия Александровича Некрасова

Известный исследователь, психолог, философ, член Союза писателей, ведущий специалист в области семейных и межличностных отношений. Автор 18 книг по психологии личности, взаимоотношений мужчины и женщины, постоянно ведёт просветительскую, консультационную, педагогическую деятельность. В 2005 году под его руководством был создан Фонд развития человека "Новый образ", в 40 городах России реализуется программа "Счастливая семья".


Одна из самых известных его книг - "Материнская любовь"

"В этой книге поднимается необычная даже для психологии тема - материнская любовь. Скажете: что здесь необычного? Необычна та точка зрения, с которой читателю предлагается взглянуть на этот вопрос. Автор рассматривает ту сторону материнской любви, которая приносит множество страданий и родителям, и детям, и обществу в целом.
Избыточность материнской любви актуальна во всем мире; проявляясь у одних народов слабее, а у других - сильнее, она присутствует и порождает множество проблем.
Знания, изложенные в этой книге, при желании позволят каждому найти свои ключи к решению многих жизненно важных вопросов."

Приведу несколько выдержек из книги:

"Меня пригласили выступить на этом конгрессе, и я решил заявить тему «Материнская любовь – обратная сторона медали». Как я и предполагал, все выступающие говорили только об одной стороне материнской любви, о великой роли матери и никто не сказал ни о женской роли, ни о роли мужчины и пары. Как будто вся жизнь заключается именно в материнстве, и оно существует как бы само собой, без единения мужчины и женщины, без их любви. Даже православный священник в своём выступлении сказал: «А мужчин-то, вы куда дели?»

"Тема избыточной материнской любви имеет глобальный характер, только у одних народов она проявляется слабее, а у других сильнее, но она присутствует и порождает многие проблемы во всём мире. От мелких семейных неурядиц и разводов, до гибели детей и сложных социальных проблем и войн – вот спектр ситуаций, где главной причиной является избыточная материнская любовь. "

"О материнской любви принято говорить, что она святая. Но без раскрытия отрицательных сторон материнской любви люди не смогут продвинуться к истине в сложнейших вопросах взаимоотношений мужчины и женщины, родителей и детей. В литературе, в кино, в театральных спектаклях много говорится о страданиях детей, лишённых материнской любви, и мало о другой стороне этого вопроса.
На мой взгляд, людьми недостаточно глубоко осознано негативное значение чрезмерной материнской любви, ломающей судьбы, а иногда и лишающей жизни, своих детей, порождающей многие болезни самой женщины, разрушающей семью и общество. Мало того, многие женщины не желают и слышать об этом.
Что это значит чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери, а отец, да и часто сама мать, отодвигаются на задний план.
Есть определённые критерии, показывающие чрезмерность материнской любви. Это, в первую очередь, болезни и сложные судьбы детей. Во-вторых, недостаточная реализация мужа, его болезни и, чаще всего, алкоголизм. В третьих, наличие больших проблем в семейных отношениях. Это то, что лежит на поверхности. Далее, в целом в обществе, огромное число нереализованных мужчин и женщин – также имеет корни в избыточной материнской любви. Всё это не плод моих фантазий. Посмотрите повнимательнее вокруг, и Вы увидите множество подтверждений тому. "

"Материнская любовь создаёт проблемы не только потому, что она выделяется из всего спектра и поднимается над остальной частью всей Любви. Причина ещё и в том, что она несёт в себе много примесей: чувство собственности, привязанности, эгоизма, неудовлетворённости, гордыни, желания самоутвердится через ребёнка и т. д. Получается, что в материнской любви самой любви-то совсем мало."

"В предыдущих главах мы увидели, к чему приводит нарушение свободы. Ведь святая материнская любовь превращается в чудовище, пожирающее своих детей, именно из-за нарушения свободы своей и свободы другого человека. Там, где нет свободы, там нет любви! Это нужно хорошо усвоить и стремиться привнести в свою жизнь как можно больше свободы, тогда любовь будет проявлена в достаточной степени и к себе, и к другим. Развитие свободы есть развитие любви. И когда чувствуете, что любовь перестала расти, посмотрите, а растёт ли свобода? Чаще всего из-за отсутствия свободы прекращается рост любви. "

Интересно знать ваше мнение после прочтения этой книги...
Кто читал другие книги Анатолия Некрасова? Какие мысли по этому поводу?
Сообщений: 0
Книги-исследования по истории: А. Бушков «Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы», Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко. «Реконструкция»

Отрывки:

"Внешность «татаро-монгол»


Существуют сомнения и в том, что напавший на Русь народ был именно монголами-азиатами. Например, вызывает сомнения монголоидная внешность главы кочевников Чингиз-хана, изложенная на достаточно «исторически молодом» портрете, хранящемся ныне в Тайване. Древние источники рисуют Чингиза высоким, длиннобородым, с "рысьими", зеленожелтыми глазами. Персидский историк Рашидад-Дин (современник "монгольских" войн) пишет, что в роду Чингисхана дети"рождались большей частью с серыми глазами и белокурые". Г.Е.Грумм-Гржимайло упоминает "монгольскую" легенду, согласно которой предок Чингиза в девятом колене Бодуаньчар -- белокурый и голубоглазый! А тот же Рашид ад-Дин пишет еще, что само это родовое имя Борджигин, присвоенное потомкам Бодуаньчара, как раз и означает Сероглазый!

Кстати, точно так же рисуется и облик Батыя - светловолос, светлобород, светлоглаз... Автор этих строк всю свою сознательную жизнь прожил не так уж и далеко от тех мест, где якобы "создавал свое неисчислимое войско Чингисхан". Между прочим, ни в одном языке монгольской группы нет имен "Бату" или "Батый". Зато "Бату" имеется в башкирском, а "Бастый", как уже говорилось, -- в половецком. Так что само имя Чингизова сына произошло определенно не из Монголии."

Любопытно, что на всех древних миниатюрах татаро-монголы указываются с русской внешностью. На нижних миниатюрах «Стояние на Угре» и «Взятие Козельска» внешность нападающих отнюдь не монголоидная.

"Интересно, что на западноевропейской миниатюре "Смерть Чингисхана" падающий из седла Чингисхан изображен в шлеме, крайне напоминающем шлем Болеслава, -- именно тогда носили такие и в Польше, и на Руси, и по всей Европе. Кстати, практически все русские старые миниатюры изображают "татар", которых по внешнему виду и вооружению прямо-таки нельзя отличить от русских дружинников."

"ореволюционные историки утверждали, что кочевников было полмиллиона, но – такая армия вряд ли смогла прокормить своих коней, преодолевая такие расстояния. Какими бы не были выносливыми лошади, но они бы часто умирали с голоду. На каждого кочевника приходилось 2-3 лошади, плюс обозы. Никакой травы не хватило бы, чтобы прокормить задние ряды конников – передние должны были объесть все поля как саранча. По-видимому, версия такого количества кочевников была составлена историками, не имевшими представления о кочевой жизни.

Современные историки утверждают, что татаро-монгол было 30 тысяч. Но этого маловато – такое количество кочевников вряд ли бы смогло завоевать ряд стран. Слишком мало это, чтобы завоевать почти всю Евразию.

К тому же истории не известны случаи, заставившие кочевые народы объеденится в армию, дернуть на другой конец света и с лёгкостью захватить множество стран. Обычно кочевые народы, не имеющие территориальной привязки, держатся небольшими группами, изредка нападая на соседей. Сомнительно, что Чингиз-хан сумел сплотить дикие кочевые народы и заставить их завоёвывать мир – это значило, что они должны были отказаться от кочевой жизни. Уж очень странные мотивы появились у кочевников – бросить свои семьи, и по какой-то причине ехать вдаль завоевывать им вряд ли нужные земли.

Удивляет и то, что татаро-монголы отлично адаптировались к боевым условиям: они воевали зимой, и в чащобах, к чему, казалось бы, не располагает кочевая жизнь. К тому же они не были такими уж «дикими» народами – они применяли осадные оружия, тараны, и по некоторым сведениям даже «греческий» огонь! Некоторые источники описывают их и как отличных мореплавателей (якобы монгольский монгольский военный флот в XIII в. обстреливал суда древних японцев чем-то вроде ракет). А если ещё рассматривать их умение к такте, железную дисциплину… Больше похоже на хорошо вооружённое европейское государство. Кстати, на многих ранних изображениях монголов они изображались в кольчугах"
Сообщений: 0
Любопытная книга, в которой собраны и исследованы различные реальные случаи выживания людей в сложных природных условиях:
Николай Михайлович Верзилин "По следам Робинзона" Автор различных интересных книг-исследований из мира путешествий, растений и быта.

По сути, книга для любого возраста. Читать её интересно как в 10 лет, так и в 60. smile

"Автор знакомит читателей с удивительным миром растений и с наукой, раскрывающей их жизнь и роль в истории человеческой культуры. Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению."

Отрывки:

"Робинзоном называют всякого человека, попавшего в места, где нет людей, нет обычных продуктов питания, нет условий для нормальной жизни цивилизованного человека."

"В 1947 году норвежский ученый Тур Хейердал с пятью спутниками совершили необычайно отважное путешествие по древнему пути инков из Перу к Полинезийским островам. В течение ста дней они проплыли по Тихому океану на «Кон Тики», плоту из девяти бревен, связанных веревками, 4300 миль, пока не наскочили на рифы у маленького необитаемого острова.
Шесть смелых исследователей были самыми настоящими робинзонами в наше время!
Чувство полной беззащитности охватило меня в музее «Кон Тики» в Осло, когда я увидел плот всего четырнадцати шагов в длину и шести в ширину. На нем — маленький шалашик и большой парус.
Особенно жутко становится в нижнем помещении музея, где видишь плот «Кон Тики» снизу. Бревна обросли водорослями, ракушками, в воде стайки макрелей и громадная акула во всю длину плота. Лишь увидев плот «Кон Тики», можно не только оценить, но и почувствовать все геройство тех, кто осмелился на нем плыть по океану."

"Началом всех начал для жизни человека является хлеб. К хлебу человек так привык, что без него продолжительное время ему трудно обойтись. Замечательный русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев в одной из своих лекций сказал о хлебе:
«Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба… составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех… открытий, которые позднейшим научным изысканиям приходится только подтверждать и объяснять… Произвести культуру другого невидимого организма — дрожжевого грибка, которого немецкий ботаник Рэес справедливо назвал простейшим из наших культурных растений. Вызвать далее культуру этого грибка в тесте и тем заставить тяжелую, вязкую массу превратиться в легкую пузырчатую, наконец охватить ее жаром и заставить застыть в том пористом состоянии, которое, благодаря ее громадной поверхности соприкосновения с соками пищеприемного канала сделало ее легко переваримой».
Хлеб содержит в себе все необходимые для человека питательные вещества, то есть белки, жиры и углеводы (крахмал и сахар). По количеству этих веществ и определяется ценность пищевого продукта.
В 100 граммах пшеничного хлеба содержится 9 граммов белков, 0,5 грамма жира, 1 грамм сахара, 46 граммов крахмала. Вот почему с незапамятных времен, уже свыше пяти тысяч лет, человечество возделывает один из важнейших зерновых злаков — пшеницу.
Неслучайно авторы приключенческих романов любят высаживать своих робинзонов в тропические страны. Там, кроме пальм, дающих питательные финики и кокосовые орехи, растет хлебное дерево артокарпус, или жак дерево, из семейства тутовых. Этих деревьев много во влажных тропических лесах Индии, Молуккских и Зондских островов.
Прямо с коры стволов хлебных деревьев свисают большие зеленые плоды весом в 20 килограммов, до 90 сантиметров длиной и до 50 сантиметров шириной. Дерево плодоносит с ноября до августа.
Плоды хлебного дерева режут на пластинки и пекут или же сперва подвергают брожению в ямах, — получается тесто, из которого делают лепешки и другие кушанья, добавляя к мякоти плодов хлебного дерева кокосовое масло или молоко, апельсинный сок.
На острове Таити из луба хлебного дерева делают ткани; стебель соцветия используют как трут и фитиль; древесина идет на постройки; кора — на изготовление краски; млечный сок в смеси с кокосовым маслом дает клей. Крупные кожистые листья заменяют бумагу, скатерти, тарелки и даже головные уборы.
Много есть тропических растений — финиковая, кокосовая пальмы и другие, — многообразно используемых жителями тех мест.
Хорошо в тропиках; но что делать нам, последователям Робинзона, в лесах Севера?
Поищем в лесу растения, способные заменить хлеб."

"Под действием лучей солнца в широких листьях кувшинки из воздуха (углекислого газа) и воды образуется крахмал. Этот крахмал превращается в сахар, раствор которого опускается по черешкам листа к корневищу. Здесь сахар снова превращается в крахмал и откладывается в корневище. Особенно большой запас крахмала накапливается в корневище к осени. Весною же и в начале лета эти запасы крахмала тратятся на рост листьев, цветение и образование плодов.
Корневище белой кувшинки и есть тот продукт, из которого можно получить муку."

"У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией — кувшинкой.
В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия.
В средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки.
Кувшинку называли лебединым цветком. Фризы верили, что те, у кого изображено семь цветков кувшинки на гербе замка, щите или знамени, становились непобедимыми.
Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и «Вечерней» звезд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из за обладания стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо великий индейский вождь.
Вот показался над озером месяц. В такое время в «Майской ночи» Гоголя появлялись русалки с венками из кувшинок на голове. У славянских народов кувшинка издавна считалась русалочьим цветком. Красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращен народной фантазией в русалку — прекрасную девушку с рыбьим хвостом.
Своеобразно использовали кувшинку наши предки. Семена ее употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцами — для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушеное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного. Отваром цветков кувшинки лечили зубную боль.
В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжелые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи.
В старинном рукописном травнике (книге, описывающей полезные растения) кувшинка называется одолень травой — травой, одолевающей нечистую силу. Ей приписывается и другое свойство: «Кто найдет одолень траву, тот вельми талант себе обрящет на земли» (то есть многие способности получит).
Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: «Где ни пойдет — много добра обрящет». Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:
«Одолень трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды… Спрячу я тебя, одолень трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке».
Мы задержались так долго на описании кувшинки, чтобы показать юному охотнику за растениями на первой же охоте, как много интересного открывается при знакомстве с самыми обыкновенными растениями. Настоящий охотник не только использует цветки и плоды того или иного растения, но и заинтересуется его строением и жизнью."

И ещё много-много познавательного, интересного из мира растений и применения их в быту, в пищу, легенды о растениях описаны в этой книге...
Сообщений: 0
Рекомендую к ознакомлению книги Галины Шаталовой



Галина Сергеевна Шаталова (родилась в 1916 году - здравствует по сей день) — врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук, академик; учитель здорового образа жизни, автор популярной в СНГ Системы Естественного Оздоровления. Лауреат премии им. Бурденко

Биография Галины Сергеевны Шаталовой

• 13.10.1916 г. - год рождения
Галина Шаталова родилась в Ашхабаде. Вскоре семья переехала в Ростов.
"Как и у большинства россиян, в моих жилах течет смешанная кровь. На нашем генеалогическом древе польская ветвь соседствует с грузинской, а русская — с белорусской. Родители принадлежали к аристократическому роду и были высокообразованными людьми. Мать, Антония Антоньевна, свободно владела четырьмя европейскими языками. Вполне естественно, что после революции жизнь семьи складывалась крайне тяжело, более того, трагично. Однако потери и невзгоды лишь укрепили мой характер и веру в людей".
"В детстве я весьма успешно занималась музыкой, и родители полагали, что мое будущее окажется связанным с изящными искусствами. Однако волею обстоятельств в подростковом возрасте мне довелось побывать в «анатомичке». Совершенно неожиданно для близких я пришла домой не в ужасе, а в неизъяснимом восторге. Выслушав рассказ о том, насколько гармонично устроено человеческое тело, отец символическим жестом опустил крышку рояля. Он понял, что выбор сделан мною окончательно и бесповоротно...". (В это время Галине Шаталовой было 13 лет).

• 1931 г. Работа на табачной фабрике
Мое поступление в вуз оказалось весьма проблематичным. Ведь в те времена определяющую роль играло социальное происхождение, а оно у меня, как уже упоминалось, было вовсе не рабоче-крестьянским. Чтобы компенсировать этот недостаток, перед поступлением в медицинский вуз пришлось окончить рабфак. А чтобы попасть туда, я целый год проработала на табачной фабрике. До сих пор помню въедливый запах табака, которым было пропитано буквально все: платье, пальцы, волосы… По вечерам училась на рабфаке".

• 1932 - 1938 г. Учеба в Ростовском медицинском институте.
"по счастью высшее медицинское и полное клиническое образование я получила еще в 30-е годы - до разгрома школы русских физиологов, по сей день не оправившейся от сокрушительного удара неучей".
"... окончила его с отличием. Тогда меня очень увлекали проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью. Медицине я обучалась еще при жизни великого русского нейрохирурга И.П. Павлова, и мне посчастливилось знать самого Ивана Петровича, беседовать с ним и даже спорить. Это был истинный титан и великий труженик науки, однако многие его наиболее смелые идеи не получили полного развития".

• 1938 г. Работа клиническим ординатором в хирургической клинике Ростовского медицинского института

• 1939-1945 гг. Участник Финской и Великой Отечественной войны, с первого до последнего дня
Военный хирург, заведующая отделением госпиталя. Вступление в коммунистическую партию в 1941 г.
"В 1939 г. с началом военных действий на Карельском перешейке меня призвали в армию, и я стала военным хирургом. Здесь довелось в полной мере хлебнуть лиха военно-полевой хирургии.
Зима в 1939 г. выдалась на редкость суровая, и обмороженных людей было едва ли не больше, чем раненых. Свою первую научную работу, написанную в те трудные дни, я посвятили проблеме размораживания обмороженных ...
....Великая Отечественная война также была связана для меня от первого до последнего дня с военно-полевой хирургией. Так что после ее окончания я была, как говорится, матерым хирургом и по приглашению Н.И. Бурденко стала работать в Центральном институте нейрохирургии АН СССР. Так я стала нейрохирургом. ...

• Конец 40-х - 50-е гг. Работа в Центральном институте нейрохирургии АН СССР "Во время финской войны познакомилась с главным хирургом действующей армии Николаем Ниловичем Бурденко. Вначале он усомнился в моем профессионализме: я была молодой, и, видимо, показалась ему недостаточно солидной. Однако позднее, заметив мои способности и силу характера, пригласил работать в свой институт. Именно там я защитила диссертацию по нейрохирургии".

• 1951 г .Кандидатская диссертация и лауреат премии имени Н.Н. Бурденко
"Когда я достаточно овладела своей новой профессией нейрохирурга, пришла пора обобщить набранный к тому времени опыт. Результатом этой работы стала кандидатская диссертация, посвященная проблемам пластики дефектов твердой мозговой оболочки. Вскоре была удостоена премии имени Н.Н. Бурденко. Но и после этого ни на один день я не оставляла исследовательской работы, использовала любую возможность для изучения поистине неисчерпаемых возможностей человеческого организма.

• 1950-е годы. Активное накопление знаний о здоровье человека
Казалась бы, открыта широкая дорого к благополучию и в жизни, и в науке. Но к счастью, именно тогда я и поняла, что хирургическое вмешательство - это крайняя мера. Страшно поднимать нож на человека, который и без операции мог бы стать здоровым, если бы создать для этого необходимые условия. Вопрос - какие?
Ответ я начала искать еще в конце 40-х - начале 50-х годов, когда благодаря развитию отношений со странами Востока получала возможность общаться с китайскими, японскими и корейскими медиками. ... Они укрепили меня в мысли, что надо идти к поставленной цели, изучая законы природы, следуя им".
".... К тому времени я поняла, что существуют знания, в большой степени превосходящие уровень представлений, принятых официальной наукой. Причиной тому послужило знакомство с опытом восточной медицины. То, чем я занималась до сих пор, перестало удовлетворять меня, и я решила изучать альтернативные методики и медицинские школы. Естественно, из института мне пришлось уйти. Но фортуна действительно баловала меня уникальными встречами. В дальнейшем мне посчастливилось трудиться под непосредственным руководством академика Келдыша. Работа в секторе отбора и подготовки космонавтов при Академии наук убедила меня в том, что возможности живого организма практически безграничны".
"... Уже тогда я начала строить здание своей системы естественного оздоровления, изучая труды таких корифеев, как В.В. Вернадский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и современных естествоиспытателей - Лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, академика А.М. Уголева, а также трактаты, которые оставили нам древние целители Востока, Эллады, Рима. Недостающие звенья приходилось восполнять собственными экспериментами ...".
"Организм человека способен не только регулировать и восстанавливать постоянство своей внутренней среды, но и совершенствоваться, "лишь бы были осуществлены соответствующие условия", как говорил великий И. П. Павлов. Поиском этих "условий" я начала заниматься профессионально еще в 50-е годы, будучи научным сотрудником Института нейрохирургии АМН СССР, продолжаю эту работу по сей день".

• 1960-е годы
Работа в Институте космических исследований АН СССР (начальник сектора отбора и подготовки космонавтов).

• 1970-е годы - первые лекции в Москве и самостоятельная врачебная деятельность по собственной системе.
"... разочаровавшись в официальной медицине, я перестала резать людей и ушла в так называемое целительство".

• 1979 г. - Первая крупная публикация
Посвящена системе естественного оздоровления Галины Шаталовой ("Наука и Жизнь", 1979, №12). Начало широкой популярности.
В дальнейшем опыт набирался и из общения с народными целителями, например с П.К. Ивановым.

• 1980 г. - доклад на ученом совете Министерства здравоохранения СССР
"В своем докладе на ученом совете Министерства здравоохранения СССР в 1980 году я доказывала, что методы симптоматического лечения лишь облегчают состояние больного человека, но не ликвидируют причины хронических заболеваний. ... В обоснование своей концепции я предоставила ученому совету 49 историй болезней излеченных больных. ... Решение совета было однозначным: этого не может быть, потому что не может быть никогда. Но многие ученые искренне заинтересовались моей постановкой вопроса. В то время их смущало лишь то обстоятельство, что к разным болезням применяется один и ток же подход - как панацея, которую наука отрицает".

• 1983 год. Сверхмарафон Акадмгородок - Барнаул
Первый официально зарегистрированный сверхмарафон. Акты комиссии засвидетельствовали, что физически менее подготовленные спортсмены экспериментальной группы, от Шаталовой, оказались выносливей и не теряли массы тела в отличие от контрольной группы спортсменов.

• 1983-1990 гг. Уникальная серия экспериментов
Ряд экспериментов с альпинистами и горными туристами, 4 перехода через среднеазиатские пустыни.

• 1990-е годы
Как и раньше, Г.С. Шаталова читает лекции, ведет школы здоровья и семинары, устраивает ежегодные выездные лагеря. Совершаются поездки с лекциями в другие страны. При этом не прекращается и лечебная практика.

• 2000-е годы
Лекции, школы здоровья, семинары, летние лагеря. Галина Сергеевна мать троих детей, бабушка 12 внуков. Имеется у нее и правнук.

• 13.10.2006 г. Г.С. Шаталовой исполнилось 90 лет! Хочется от всей души поздравить Галину Сергеевну, пожелать ей еще долгих-долгих лет жизни и здоровья!

Галина Шаталова здравствует до сих пор!!!
источник


Шаталова Галина "ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: Философия, физиология, профилактика"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление
Книга первая Выбор пути
Рабы... по собственному желанию
Глава I. ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1лавное—разум, воля и ответственность
На чем стоит Система
Пленники инерции
Глава II. ВЫБОР ПУТИ
Дом на песке
О чем думает... желудок?
Ниточка в Космос
Дефицит белка или дефицит знаний?
Выбирать нам
Глава III. ДЫХАНИЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Пропасть шириной в цивилизацию
Физиологическая функция или вид искусства
Улица, с двухсторонним движением
Глава IV. СПУТНИКИ ЗДОРОВЬЯ: ДВИЖЕНИЕ, ЗАКАЛИВАНИЕ
«Чудесное» исцеление Светланы Крутиковой
Если хотите жить—двигайтесь!
Кто нас греет?
Книга вторая Целебное питание
Предисловие
Часть первая ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ
Глава У. ЧЕМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК?
Отец скорби — испорченный желудок
Парадокс «научно обоснованных» норм
Факты — хлеб науки (мои эксперименты)
Глава VI. ДУХОВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПИТАНИЕ
Память Вселенной
Микромодель духовно здорового общества
Гримасы прогресса
Регулируют подсознание и сознание
Духовность питания в верованиях древних
Современный человек: в ярме привычек и пристрастий
Глава VII. ЧТО ТАКОЕ «ВИДОВОЕ ПИТАНИЕ»
Мудрое изобретение природы
Для чего нужен механизм самопереваривания
Всеяден ли человек?
Видовое питание и чистота организма
Самый видовой «продукт
Сколько у организма человека источников энергии и вещества?
Формула долголетия
Не сотвори себе кумира
Часть вторая
ПОВСЕДНЕВНОЕ ПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Глава VIII. НЕРАДИВЫЕ УЧЕНИКИ МУДРОГО УЧИТЕЛЯ
Поспешай медленно
Голод и аппетит
Техногенные загрязнения и целебное питание
Несколько слов об очистительных процедурах
Выбор продуктов питания
Глава IX. БОГАТСТВА, ДАРОВАННЫЕ ПРИРОДОЙ

Часть третья
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ
Глава X. ТУПИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Утопающий хватается за экстрасенса
Враги или друзья?
Иммунологические барьеры живого организма
Напутствие нетерпеливому читателю
Глава XI. ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Два слова о саморегуляции
Нужны ли человеку «тормоза»?
Восстановление природного иммунитета
Профилактика нарушений дыхания
Глава XII. ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ
Предварительное знакомство
Физиологические аспекты лечебного питания
Приговор с отсрочкой исполнения
Индивидуальные последствия общих ошибок
Глава XIII. ПИТАНИЕ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
В заколдованном круге болезни
Искусство врача
Два взгляда на человеческий организм
Противостояние: природа против хирургии
Глава XIV. РОЛЬ ПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ЛЕЧЕНИИ РАКА
В разладе с природой
«Эгоисты» и «коллективисты»
Излечим ли рак?
В союзе с организмом, а не против него
Борюсь за человека, пока он сам хочет этого
Лечение по... видеопереписке
Особенности лечения рака
Стратегия и тактика лечения
Лечебное голодание: «за» и «против»
Водопотребление при раке
Сокотерапия
Уринотерапия
Правила здоровья
Некоторые лекарственные растения, используемые
в народной медицине для лечения рака
Послесловие
Книга третья Философия здоровья
Предисловие
Глава XV. ЧТО ТАКОЕ «ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ»?
Подмена понятий
Вопрос по существу
Наука о природе
Единство в многообразии
Пава XVI. ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ
«Окружает» ли нас окружающая среда?
«Земное эхо солнечных бурь»
Информационная недостаточность
Гармония жизни
На «интернациональном» языке природы
Голограмма на память
Глава XVII. ФИЗИОЛОГИЯ ГАРМОНИИ
Саморегуляция человека
Настраиваясь на волну природы
Доминанта—господствующее возбуждение
Что надо знать о свойствах доминанты
Глава XVIII. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ПРИРОДА
Без общества нет человека
О вреде «пользы»
Синдром «тарелки супа»
Ущербная арифметика
Эгоизм против индивидуализма
Глава XIX. СФЕРА РАЗУМА—СФЕРА ЗДОРОВЬЯ
Под знаком Человека
Не противопоставление, а взаимопроникновение
К единому человечеству в единой природе
Что может человек
Приложение 1
Свод рекомендаций и правил, составляющих практическую основу
Системы Естественного Оздоровления
ОТ АВТОРА
I. Целебное питание в Системе Естественного Оздоровления..
Особенности целебного питания
Особенности перехода на целебное питание
Кулинарная обработка исходных продуктов
Правила физиологической гигиены пищеварительного тракта.
Техногенные загрязнения и питание человека
II. Постановка полноценного дыхания в Системе Естественного Оздоровления...
III. Если хотите жить—двигайтесь!
Поклонитесь Солнцу
IV. Не бояться ни жары и ни холода
С чего начинать закаливание?
Закаливает и лечит пар
Приложение 2
Кулинарные рецепты повседневного
и праздничного питания в Системе
Естественного Оздоровления
Повседневное питание
Соусы
Блюда из картофеля
Соусовые заправки для картофельных блюд
Блюда из топинамбура
Блюда из капусты
Квашеная капуста
Блюда с огородной зеленью
Блюда из моркови
Блюда из огурцов
Блюда из помидоров
Блюда из тыквы
Блюда из кабачков и патиссонов
Блюда из дикорастущих трав и растений
Блюда с орехами
Блюда из бобовых
Блюда из пресного теста
Клецки
Блюда из риса
Блюда из зерновых культур
Салаты из сырых овощей
Супы и похлебки
Праздничное питание
Приложение 3
Говорят бывшие «неизлечимые» больные, исцелен¬ные в Системе Естественного Оздоровления
Две жизни
Как мне удалось избежать «расстрела»
Мое воскрешение
Комментарий автора
Опыт о здоровом человеке. Философский комментарий к книге Г. С. Шаталовой...


Отрывок из книги:

книга первая
Выбор пути


Рабы... по собственному желанию
Здоровье—великое благо. Кто может быть свободнее здорового человека? Ему подвластен мир. Он полон сил, он весь устремлен в будущее и готов осуществить самые смелые замыслы. Ему легко строить свою жизнь по собственным планам, без оглядки на обстоятельства, а если встанут на пути трудности, преодолеть их.
Здоровье—категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосударственных и межблоковых границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догматов.
Здоровье—желанный гость и в убогой комнате бедняка, и в роскошном особняке правителя. Гость, которому всячески угождают, стремясь подольше удержать у себя.
Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?
Почему счет инвалидам с детства ведется на миллионы, а изготовление инвалидных колясок стало прибыльным бизнесом, гарантированным от кризисов перепроизводства?
Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету, которой оплачиваем векселя, выданные далекими и не очень далекими предками, собственные долговые обязательства.
Мы возомнили себя богами, которые могут отречься от своего земного пути. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он отплатил нам той же монетой: лишил нас данного от природы разума, памяти, усыпил инстинкт самосохранения, изнежил нас, убил волю к жизни, превратил физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.
Мы стали добровольными рабами собственного желудка, его преданными слугами и бессловесными данниками. Мы забыли о том, что начинали свое восхождение по крутым ступеням эволюции как плодоядные, и все устройство нашего организма так и осталось настроено на потребление продуктов растительного происхождения. Это несмываемая печать на выданном нам природой виде на жительство. Потребление животного белка, воз¬можно, ускорило развитие нашего рационального ра¬зума, высвободив время для его совершенствования, но за это природа заставила нас расплачиваться собственным здоровьем и свободой.
Не было в истории человечества, нет и сегодня, ни одного общественного строя, который не эксплуатировал бы зависимость человека от количества и качества пищи, не превращал привилегию есть не то, что едят все, в один из символов власти. Однако жизнь, непревзойденный мастер парадоксов, распорядилась так, что и угнетенные и угнетатели оказались скованными одной цепью рабской преданности своим вкусам и привычкам.
Как врач и человек я—решительный противник насилия во всех его видах, поэтому избегаю слов «долг», «должен». Моя единственная мечта—вернуть человеку его самого, помочь стать таким, каким его задумала и создала природа. Я пришла к людям не с обличительными проповедями, демагогическими призывами и лозунгами, не с благими пожеланиями, а с реальной Системой, теоретически обоснованной, вобравшей в себя многовековой опыт человечества, проверенной на практике и уже принесшей множеству людей, которых традиционная медицина приговорила к смерти, исцеление и здоровье. В ней нет никакой мистики, она не требует от человека сверхъестественных личных качеств и длитель¬ной сложной подготовки, а только разума и воли.

Глава I ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы наперекор возрасту, бытовым неурядицам сохранить здоровье, работоспособность и в старости не утратить интереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы о том, как правильно питаться, дышать, какие физические упражнения выполнять и т. д. Это, безусловно, очень и очень важно, и в последующих главах я попытаюсь ответить на них.
Здесь же хочу дать читателям некоторое представление о принципах, составляющих основу Системы Естественного Оздоровления, с тем, чтобы каждый, кто захочет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и физических упражнений, закаливающих процедур, рекомендованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма. Активное участие сознания и подсознания в процессе оздоровления—такая же неотъемлемая часть Системы, как и все остальное.
В связи с этим хотелось бы выделить две принципиально важные мысли, которые нашли отражение в ее названии.
Во-первых, речь идет о Системе естественного оздоровления. Подчеркиваю, Системе. Другими словами, если вы хотите быть здоровыми, запаситесь терпением и волей не на неделю или месяц, на всю жизнь. Вам предстоит тяжкий труд по перестройке своей психологии, образа жизни. Вам придется отказаться от многих вредных привычек и приобрести новые, полезные. И, наконец, самое главное—вновь ощутить себя частью природы, хотя здесь вас ждут наибольшие трудности, поскольку вся современная цивилизация основана не на гармонии с природой, а на конфронтации с ней.
Сказанное, разумеется, не исключает возможности пользоваться описываемыми в книге методиками для решения каких-то локальных проблем. Чтобы сбросить лишний вес, например, или избавиться от одышки, простудных заболеваний.
Второе, на что считаю нужным обратить ваше внимание в определении системы оздоровления, это слово Естественного. Оно подразумевает необходимость соблюдать те законы природы, которые определяют наше бытие. А они существуют. Еще в первой четверти века академик В. И. Вернадский высказал мысль о том, что человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. Поскольку в познании этих законов мы продвинулись не очень далеко, это в немалой степени способствовало тому, что развитие цивилизации приобрело уродливый характер. Произошел сдвиг представлений о нормах жизни, что вплотную подвело человечество к угрозе самоуничтожения. Особенно тревожное положение сложилось в нашей стране. Сигналы экологического бедствия идут со всех сторон, снизилась продолжительность жизни людей. Причем разрыв между существующей и естественной продолжительностью жизни человека достигает не менее чем 90—100 лет. Откуда взялась эта цифра?
Изучая живую природу, биологи давно обратили внимание на следующую закономерность: период от рождения животного до его взросления составляет в зависимости от вида 1/7 и даже 1/17 часть общей продолжительности жизни. Несложные подсчеты показывают, что если человек взрослеет, скажем, к 22 годам, то отпущенный ему природой век—как минимум 154 года.
Однако действительность пока плохо согласуется с ни¬ми. Значит, или наши расчеты ошибочны, или существуют другие причины, превращающие нас к 60—70 годам в дряхлых стариков. Первое предположение можно сразу исключить, поскольку число долгожителей, переваливших 100-летний рубеж, на Земле достаточно велико, чтобы не считать это случайностью.
Напрашивается вывод, что дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном об¬разе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую
становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта или стрессами. Это самое простое, потому что не требует от человека никаких душевных усилий для преодоления собственной слабости, и по сути своей ошибочно, так как в развитых капиталистических странах, где о бытовой неустроенности давно забыли, средняя продолжительность жизни не превышает 75, максимум 80 лет.
Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, которое даровала природа: беспредельными возможностями человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.
Прихоти и привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заключается в том, что познание законов природы остановилось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.
Мы до сих пор используем при производстве продуктов питания и лекарств как искусственно созданные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества и ведем дело к коллективному самоотравлению человека.
Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур, в условиях которого может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, крайне незначителен и составляет каких-нибудь 50— 60 градусов. Разум позволил расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с природой, у него возникает иллюзия вседозволенности. Такая самоуверенность не остается безнаказанной: орга¬низм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.
Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармонии с природой, а в неких самопроизвольно возникающих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упрощенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдельного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно
«отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого—человеческого организма. Сегодня насчитывается свыше 170 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологических показателей здоровья. Несколько лет назад на съезде Всемирной организации здравоохранения, где собирался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимается состояние, когда человек не является больным и находится в состоянии полного физического, духовного и социального преуспевания».
Подобное определение, естественно, не может служить основой действенной системы профилактики здоровья, поскольку не отражает состояния здоровья ни духовного, ни телесного. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что здоровый потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем даже так называемый практически здоровый человек. Первый даже без специального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох—вы-дох) в минуту, а не 18—20, как второй.
Этот факт подтверждает новые представления о нор¬мах основного обмена, которые включают в себя энергетические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считает¬ся, что в зависимости от массы тела человеку для поддержания жизненных функций организма даже в состоянии полного покоя требуется от 1200 до 1700 килокалорий в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью современной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практическое здоровье, означающее только одно: болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.
Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций Системы Естественного Оздоровления, требует в 4—5 раз меньших энергозатрат: 250—400 килокалорий в сутки.
Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне удалось установить, что значительное снижение привычных норм суточного рациона не снижает массы тела у подготовленных людей даже при длительных и тяжелых физических нагрузках, а способствует повышению выносливости. В этой связи приходит на память известный афоризм: все новое—это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре в строю. Причем весь он умещался в ладонях и тем не менее не только удовлетворял воинов, но и сохранял их волю, выносливость, могучую массу их тела.
Объективных показателей здоровья существует не мало, но они недостаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в достоверности и истинности которых полностью уверена, по¬скольку получены они в ходе моих собственных исследований.
Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальнейший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь. Только ответив на него, мы сможем, наконец, переместить акценты в практической медицине—с лечения и профилактики болезней на профилактику здоровья.
Здоровый организм—это саморегулирующаяся система с автоматическим управлением процессами жизнедеятельности. Такая динамичная биологическая самовосстанавливающаяся система настолько сложно устроена, что на нынешнем уровне наших знаний остается недостаточно доступной для полного понимания. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы доступные объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволяет нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою способность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе Системы Естественного Оздоровления.
На чем стоит Система?


"Тремя китами, на которых покоится все здание Системы Естественного Оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно духовное здоровье человека.
Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсутствие эгоизма, стремление к самовыражению в творческом труде на благо общества, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понимание законов единства всего живого и принципа живой этики, вселенской любви.
Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природного добра и любви, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Причем надо отчетливо понимать, что жить по законам добра— это не один из возможных путей развития и совершенствования человеческого общества, а единственный, дающий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И. Л. Герловин в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспособных и развивающихся систем'. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы система сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.
Если кратко сформулировать главную мысль парадигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, ' если состоит из связанных между собой и обменивающихся информацией подсистем. Если в какой-то подсистеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабильному, гармоничному развитию других подсистем. И на¬оборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывает негативный отклик в других, дестабилизирует ситуацию и там. В результате система может прекратить свое существование.
Но самые катастрофические последствия вызывает обрыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами—человеческим сообществом и природой—стала хрупкой и предельно истонченной.
Именно поэтому неотъемлемым элементом моих занятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.
В неразрывной связи с духовным находится психическое здоровье. Под ним я подразумеваю гармоничное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность составляющих наш организм подсистем от¬дельных органов. За это отвечают те структуры центральной нервной системы, которые связаны с подсознанием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.
Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окружающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию «сторожа», контролера и призвано выполнять наше сознание.
Таким образом единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма, унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде, и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям, пластичность приспособления. Это, естественно, очень упрощенная схема, не охватывающая все многообразие функций человеческого мозга. Но я вы¬делила именно эту, как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.
Наконец, последний элемент триады—физическое здоровье. Это синтезирующий показатель, труднее всего поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня—редкость. Наша деформированная цивилизация наносит сокрушительные удары по здоровью человека, когда он находится еще на эмбриональной стадии развития. Так что уже при рождении в генетическую память младенца заложены семена будущих болезней. Именно поэтому возвращение физического здоровья—трудный и физически, и психологически процесс.

Если кто-то заинтересовался этой книгой, скачать её можно здесь

В книжных магазинах Москвы недавно появилась книга Шаталовой Галины "Целебное питание". Очень небольшим тиражом. Последнее переиздание было 15 лет назад. Если кого-то заинтересовало, то в "Молодой гвардии" (м.Полянка) можно купить.
Редактировалось: 3 раз (Последний: 15 марта 2012 в 22:14)
Сообщений: 0
"У войны не женское лицо" Алексиевич С.А., 1988г.


"Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны – не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем."

Приведу отрывки из книги:

У войны не женское лицо... Документальная проза

Пояснение: Книга С. Алексиевич "У войны не женское лицо..." широко известна. Приведенные отрывки - рассказы женщин о военном опыте. Обратим внимание на некоторые детали, интересные с гендерной точки зрения.

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками. Рассказы и тех и других казалось бы об одном и том же, но все же немного о разном.

Война считается мужским занятием практически в любой культуре. Становясь военными, женщины принимают на себя мужскую роль. Одна из рассказчиц замечает, что желание мстить врагу - не мужское дело, но человеческое. Переход из одной роли к другой выражается переменой женской одежды на мужскую. В приведенных рассказах множество деталей, касающихся приспособления женского тела к мужской одежде. Но главное, женщина добровольно подчиняется системе мужских правил. Она живет и действует в пространстве, которое считается мужским. Женщина становилась родом андрогина (существом, объединяющим мужское и женское начало). Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской) роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

Обратим внимание на то, как в одном из рассказов повествуется о женском белье, сшитом из парашюта (рассказ 3). Женщина-рассказчица хранила это белье 40 лет. Оно - символ ее военного опыта. Когда она приносит его в музей, данный экспонат отвергают, ссылаясь на то, что экспонат не повествует о "героическом".

Отчего так происходит? Вероятно оттого, что героическая сторона войны - честная борьба, победа или смерть на поле брани числится за мужчиной. Вероятно, именно поэтому мало женщин-героев, им редко присуждают наивысшие награды. Женщине чаще достается не орден, а медаль.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Общество только теперь, да и то с трудом, приписывает качества героизма выполнению "обычных женских работ" под огнем противника. Мужчины сражаются на передовой. Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Их ранят и убивают. Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4).

Следует обратить внимание на то, что рассказчицы снижают "степень героичности" собственного образа. Например, признаются, что не смотря на пройденный военный путь, на героизм, подтвержденный полученными орденами, они по-прежнему боятся мышей или темноты, "как это свойственно женщинам" (рассказ 1).

Благодаря гендерному маркированию практик именно женщины рассказывают нам о той стороне войны, которую крайне редко затрагивают рассказчики-мужчины. Предлагаем читательницам внимательно прочесть приводимый С.Алексиевич женский рассказ о рукопашном бое и сравнить его с тем, как рукопашный бой описывается, допустим, в военных мемуарах, авторы которых, как правило, мужчины (рассказ 4).

В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Одни желают забыть свой опыт, другие жаждут рассказать о нем людям. Часто оказывается уже поздно, ибо жизнь кончается. Читая записанное С.Алексиевич, обратим внимание на следующее. Та сторона истории войны, о которой они повествуют, неизвестна, не потому, что ее замалчивают как то специально, а потому, что образ героического ассоциируется в культуре с мужчиной и мужским миром. Одна из рассказчиц замечает, что фронтовые операторы чаще снимали потоки техники, нежели женщину на войне. Они, как правило, уделяли внимание женщине, только если она сидела за штурвалом самолета или стреляла из зенитки.

Спойлер
В дополнение к этой книге тема про женщин войны, документальный фильм и статьи - http://xn--7-0ub.net/forum/thread150-1.html#1446
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.