18+

 Добро пожаловать!

 Мы рады приветствовать Вас.  Зарегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учётной записи. Активируйте свою учётную запись и Вам станут доступны все функции сайта.  Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Переславские рассказы.

  
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Свидетель 9-го мая 1945 года


Почти каждое лето в детстве я проводил у бабушки в Переславле-Залесском. Очень любил спать на сеновале. С 13 до 17 лет мне выпала такая возможность – старшие братья подросли и сеновал попал в моё распоряжение. На сеновале, кроме сена и пыли, стоял ещё сундук с колодками для изготовления обуви – мой дядя Юра когда-то этим занимался профессионально - во время войны работал в артели обувщиков с 13 лет.
Каждое лето я приводил сеновал в порядок – чистил по возможности от пыли и затаскивал постельное бельё и одеяла. В каком году это было - не помню, но я отодвинул сундук, стремясь максимально благоустроить «мой» сеновал. Под ним лежал старый листок – обложка тетради. Почему-то я его взял и он у меня сохранился. Текст я не читал – плохо было видно и вообще не до этого! Лет десять назад, перебирая многочисленные залежи бумаг, я наткнулся на него снова и был поражён прочитанным текстом. Привожу его полностью.
9мая 45г.
Радостный, счастливый день! Вся страна ликует! А ещё только вчера я никак не думала, что сегодня будет окончена война – великий праздник!
А мне очень-очень грустно, ведь не вернётся папа! Я его больше не увижу. Мама плачет и у меня сами катятся слёзы из глаз. Как мы несчастны! О! Если бы папа был жив! У меня бы был самый счастливый день в жизни. Мама ушла к Мане Матвеевой. И мне ужасно жаль маму, она так страдает… Я не знаю, что сделала, только бы ей быть счастливой. И я пишу, а слёзы у меня не перестают. Все радуются, а нам горе, несчастье.
Ничто нам не поможет, никто не заменит этой тяжёлой утраты. Ну мы ладно, а мама… Даже не хочется и писать.
Тамара со мной провела почти весь день, то у нас, то у них. И этот день у меня останется в памяти навсегда. Написала письма Але См. и Нине Нов. А как стемнеет, пойду к Тамаре М. посидеть. Хоть умри – но его не вернёшь! Как-нибудь проживём. Вырасту – ни за что не оставлю маму. Всем, чем могу буду помогать ей, хоть немного смягчить её долю. Хоть бы Клара с Борей были послушными и хорошими детьми. Не расстраивали бы её. Юрка в Ярославле, уехал на 4 дня от артели.
Ой! Всё-таки тяжело, но ладно, хоть кончилась война, и многие ещё вернуться. Да сколько сейчас семей осталось без отцов, даже без матерей, совсем без родных. Но всё равно очень жаль папу. О! Я его бы сейчас задушила в объятиях….
Уже нет в живых тёти Ани, написавшей эти строки. 9 мая 1945 она училась в школе. Но когда читаешь их, чувствуешь её эмоции. Она писала это всё только для себя. Но ушла эра дневников, как лучших слушателей, пришла эра блогов и лайков. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Этот лист-свидетель 9 мая 1945 года смог заговорить только в 2017 году. С днем Великой Победы всех! И живых, и ушедших от нас.

И.Д.Степанов
Редактировалось: 1 раз (Последний: 28 августа 2017 в 08:19)
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Белый кот, чёрная кошка.

Эта история произошла несколько лет назад в Переславле-Залесском. Я бы её забыл, но участница её в публичном пространстве высказалась о своей любви к собакам и умении содержать их в идеальном состоянии. Сам я собак не особо люблю. Хотя, когда был в Южной Корее с официальным визитом, пробовал. Разделить пищу с хозяевами вежливо, повышает взаимопонимание. Тем более, я не вижу принципиальной разницы между поеданием кошек, собак, свиней, коров и кур. Я за вегетарианство, но без фанатизма. У каждого же народа свои пищевые обычаи.
История началась с того, что у моей забавной жены народилось штук шесть котят. Вернее у её кошки. Котята были разных видов и мастей, кошка славно погуляла на даче летом. И хотя кошек, так же как и собак, я не особо люблю, кошка принадлежала жене, куда мне было деваться. Я потребовал от всех домашних срочно заняться распространением этих самых котят. Установил норму выработки по распространению на каждого, в зависимости от виновности в столь большой плодовитости кошек. Самому мне достался для распространения один котёнок. Есть забавная жена с кошкой – виновен!
Распространял я котенка абсолютно без всякой стратегии. Отправил всем моим знакомым фото этой кошачьей банды, проявив старание при фотографировании. Выбирал хорошие ракурсы, для повышения привлекательности котят. Потом обзвонил всех, расхваливая котят и предлагая их приобрести для собственного удовольствия.
Моя хорошая знакомая Лариса сказала, что у неё есть чёрная кошка и белый кот в дополнение к ней будет круто. Я не возражал. Белый кот имелся и был торжественно передан из рук в руки в её квартире в Переславле при свидетелях. Взамен был получен рубль. Официально кот стал её собственностью. В России животные являются частной собственностью граждан, с особым порядком её содержания. Не допускается издевательства над этой собственностью и жестокое отношение к ней. На оборот этой собственности особый ограничений нет. Ещё есть особый порядок содержание огнестрельного оружия и боеприпасов, авиатехники, лодок, кораблей. Да мало ли есть особых режимов!
Прошёл год или два. Точно не помню. Я находился на даче, моё обычное времяпровождение. Лариса предложила мне белого кота для проживания летом на даче. В принципе, я был не против. Свежий воздух, приключения дачной жизни, опасности любому, даже коту, не помешают.
Сказано-сделано! Приехала, как это принято в Переславле, на такси, с котом в руках. При выходе из машины бедный, перепуганный кот вырвался наконец из рук хозяйки и был таков! На Ларисе осталась его белая шерсть, в большом количестве. Мне принесли пакет с кошачьим кормом и миску, куда этот корм надо было помещать. Посидели-поговорили. Я сейчас не помню, как звали кота. Имя было вычурное, но всё лето я регулярно звал его. Каждое утро я насыпал корм в кошачью миску. Кто-то его ел, особенно активно ночью. Порой я слышал мяуканье, порой видел белые тени в кустах. У тёти Розы, моей соседки, тоже были две белые кошки. И тоже всё лето жили на даче.
Пришла осень, корм кончился. Кота я не видел. Может погиб, может куда-то ушёл этот белый городской житель. Я не знаю. Черная кошка тоже больше не встречалась в доме Ларисы. Периодически возникали и пропадали какие-то собаки.
По моему мнению, человек может любить или не любить домашних животных и близких. Это – как сложатся отношения. Уже нет моей забавной жены, разводившей кошек, рядом со мной. Про животных её я тоже ничего не знаю. Животные – это имущество, которое служит определённым целям. Кошки ловят мышей. Собаки охраняют дом и имущество. Служба у них такая. Я лично против содержания их в городских квартирах, их из-за запаха. Но это моё личное мнение. Если цель содержания животного – любовь к нему, я не против этого, люди имеют право любить своё имущество. Любить собак и не любить кошек и тараканов. Любить лошадей и не любить мышей. Любить всех, кроме комаров. Даже любить друг друга!
Но отвечать за свою собственность это обязанность, согласно российскому законодательству, человека. Что если кот заболел бешенством и покусал кого-нибудь?! Кто ответит?!
Безответственность становится нормой жизни, особенно безответственность прикрываемая словами о любви. Может быть я ошибаюсь и любовь это самое главное?!


P.S. Я не держу домашних животных. У Ларисы сейчас всё хорошо она содержит и любит собак. Разводит дорогих её сердцу собак с стиле арт-деко и продаёт их только в семьи, где их окружат любовью и вниманием. И нет никаких кошек.
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Белый кот, чёрная кошка.

Белый кот, чёрная кошка.

Эта история произошла несколько лет назад в Переславле-Залесском. Я бы её забыл, но участница её в публичном пространстве высказалась о своей любви к собакам и умении содержать их в идеальном состоянии. Сам я собак не особо люблю. Хотя, когда был в Южной Корее с официальным визитом, пробовал. Разделить пищу с хозяевами вежливо, повышает взаимопонимание. Тем более, я не вижу принципиальной разницы между поеданием кошек, собак, свиней, коров и кур. Я за вегетарианство, но без фанатизма. У каждого же народа свои пищевые обычаи. Но, даже будучи человеком очень широких взглядов на любовь и пищу, я почему-то не верю в публичные признания в любви.
История началась с того, что у моей забавной жены народилось штук шесть котят. Вернее у её кошки. Котята были разных видов и мастей, кошка славно погуляла на даче летом. И хотя кошек, так же как и собак, я не особо люблю, кошка принадлежала жене, куда мне было деваться. Я потребовал от всех домашних срочно заняться распространением этих самых котят. Установил норму выработки по распространению на каждого, в зависимости от виновности в столь большой плодовитости кошек. Самому мне достался для распространения один котёнок. Есть забавная жена с кошкой – виновен!
Распространял я котенка абсолютно без всякой стратегии. Отправил всем моим знакомым фото этой кошачьей банды, проявив старание при фотографировании. Выбирал хорошие ракурсы, для повышения привлекательности котят. Потом обзвонил всех, расхваливая котят и предлагая их приобрести для собственного удовольствия.
Моя хорошая знакомая Лариса сказала, что у неё есть чёрная кошка и белый кот в дополнение к ней будет круто. Я не возражал. Белый кот имелся и был торжественно передан из рук в руки в её квартире в Переславле при свидетелях. Взамен был получен рубль. Официально кот стал её собственностью. В России животные являются частной собственностью граждан, с особым порядком её содержания. Не допускается издевательства над этой собственностью и жестокое отношение к ней. На оборот этой собственности особый ограничений нет. Ещё есть особый порядок содержание огнестрельного оружия и боеприпасов, авиатехники, лодок, кораблей. Да мало ли есть особых режимов!
Прошёл год или два. Точно не помню. Я находился на даче, моё обычное времяпровождение. Лариса предложила мне белого кота для проживания летом на даче. В принципе, я был не против. Свежий воздух, приключения дачной жизни, опасности любому, даже коту, не помешают.
Сказано-сделано! Приехала, как это принято в Переславле, на такси, с котом в руках. При выходе из машины бедный, перепуганный кот вырвался наконец из рук хозяйки и был таков! На Ларисе осталась его белая шерсть, в большом количестве. Мне принесли пакет с кошачьим кормом и миску, куда этот корм надо было помещать. Посидели-поговорили. Я сейчас не помню, как звали кота. Имя было вычурное, но всё лето я регулярно звал его. Каждое утро я насыпал корм в кошачью миску. Кто-то его ел, особенно активно ночью. Порой я слышал мяуканье, порой видел белые тени в кустах. У тёти Розы, моей соседки, тоже были две белые кошки. И тоже всё лето жили на даче.
Пришла осень, корм кончился. Кота я не видел. Может погиб, может куда-то ушёл этот белый городской житель. Я не знаю. Черная кошка тоже больше не встречалась в доме Ларисы. Периодически возникали и пропадали какие-то собаки.
По моему мнению, человек может любить или не любить домашних животных и близких. Это – как сложатся отношения. Уже нет моей забавной жены, разводившей кошек, рядом со мной. Про животных её я тоже ничего не знаю. Животные – это имущество, которое служит определённым целям. Кошки ловят мышей. Собаки охраняют дом и имущество. Служба у них такая. Я лично против содержания их в городских квартирах, их из-за запаха. Но это моё личное мнение. Если цель содержания животного – любовь к нему, я не против этого, люди имеют право любить своё имущество. Любить собак и не любить кошек и тараканов. Любить лошадей и не любить мышей. Любить всех, кроме комаров. Даже любить друг друга!
Но отвечать за свою собственность это обязанность, согласно российскому законодательству, человека. Что если кот заболел бешенством и покусал кого-нибудь?! Кто ответит?!
Безответственность становится нормой жизни, особенно безответственность прикрываемая словами о любви. Может быть я ошибаюсь и любовь это самое главное?! И об этом надо всё время говорить?!


P.S. Я не держу домашних животных, не люблю их. У Ларисы сейчас всё хорошо, она содержит и публично любит собак. Разводит дорогих её сердцу собак с стиле арт-деко и продаёт их только в семьи, где их окружат любовью и вниманием. И нет никаких кошек.
Редактировалось: 2 раз (Последний: 19 сентября 2017 в 11:59)
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Белое и чёрное. Или просто оттенки серого? Это любовь?!
История вопроса.

Эта история произошла несколько лет назад в Переславле-Залесском. Я бы её забыл, но участница её в публичном пространстве высказалась о своей любви к собакам и умении содержать их в идеальном состоянии. Сам я собак не особо люблю. Хотя, когда был в Южной Корее с официальным визитом, пробовал. Разделить пищу с хозяевами вежливо, повышает взаимопонимание. Тем более, я не вижу принципиальной разницы между поеданием кошек, собак, свиней, коров и кур. Я за вегетарианство, но без фанатизма. У каждого же народа свои пищевые обычаи. Но, даже будучи человеком очень широких взглядов на любовь и пищу, я почему-то не верю в публичные признания в любви.
История началась с того, что у моей забавной жены народилось штук шесть котят. Вернее у её кошки. Котята были разных видов и мастей, кошка славно погуляла на даче летом. И хотя кошек, так же как и собак, я не особо люблю, кошка принадлежала жене, куда мне было деваться. Я потребовал от всех домашних срочно заняться распространением этих самых котят. Установил норму выработки по распространению на каждого, в зависимости от виновности в столь большой плодовитости кошки. Самому мне достался для распространения один котёнок. Есть забавная жена с кошкой – виновен!
Распространял я котенка абсолютно без всякой стратегии. Отправил всем моим знакомым фото этой кошачьей банды, проявив старание при фотографировании. Выбирал хорошие ракурсы, для повышения привлекательности котят. Потом обзвонил всех, расхваливая котят и предлагая их приобрести для собственного удовольствия.
Моя хорошая знакомая Лариса сказала, что у неё есть чёрная кошка и белый кот в дополнение к ней будет круто. Я не возражал. Белый кот имелся и был торжественно передан из рук в руки в её квартире в Переславле при свидетелях. Взамен был получен рубль. Официально кот стал её собственностью. В России животные являются частной собственностью граждан, с особым порядком её содержания. Не допускается издевательства над этой собственностью и жестокое отношение к ней. На оборот этой собственности особых ограничений нет. Ещё есть особый порядок содержание огнестрельного оружия и боеприпасов, авиатехники, лодок, кораблей. Да мало ли есть особых режимов!
Прошёл год или два. Точно не помню. Я находился на даче, моё обычное времяпровождение. Лариса предложила мне белого кота для проживания летом на даче. В принципе, я был не против. Свежий воздух, приключения дачной жизни, опасности любому, даже коту, не помешают.
Сказано-сделано! Приехала она, как это принято в Переславле, на такси, с котом в руках. При выходе из машины бедный, перепуганный кот вырвался наконец из рук хозяйки и был таков! На Ларисе осталась его белая шерсть, в большом количестве. Мне принесли пакет с кошачьим кормом и миску, куда этот корм надо было помещать. Посидели-поговорили. Я сейчас не помню, как звали кота. Имя было вычурное, но всё лето я регулярно звал его. Каждое утро я насыпал корм в кошачью миску. Кто-то его ел, особенно активно ночью. Порой я слышал мяуканье, порой видел белые тени в кустах. У тёти Розы, моей соседки, тоже были две белые кошки. И тоже всё лето жили на даче.
Пришла осень, корм кончился. Кота я не видел. Может погиб, может куда-то ушёл этот белый городской житель. Я не знаю. Черная кошка тоже больше не встречалась в доме Ларисы. Периодически возникали и пропадали какие-то собаки.
По моему мнению, человек может любить или не любить домашних животных и близких. Это – как сложатся отношения. Уже нет моей забавной жены, разводившей кошек, рядом со мной. Про животных её я тоже ничего не знаю. Животные – это имущество, которое служит определённым целям. Кошки ловят мышей. Собаки охраняют дом и имущество. Служба у них такая. Я лично - против содержания их в городских квартирах, их из-за запаха. Но это моё личное мнение. Если цель содержания животного – любовь к нему, я не против этого, люди имеют право любить своё имущество. Любить собак и не любить кошек и тараканов. Любить лошадей и не любить мышей. Любить всех, кроме комаров. Даже любить друг друга!
Но отвечать за свою собственность это обязанность, согласно российскому законодательству, человека. Что если кот заболел бешенством и покусал кого-нибудь?! Кто ответит?!
Безответственность становится нормой жизни, особенно безответственность прикрываемая словами о любви. Может быть я ошибаюсь и любовь это самое главное?! И об этом надо всё время говорить?!


P.S. Я не держу домашних животных, не люблю их. У Ларисы сейчас всё хорошо, она содержит и публично любит собак. Разводит дорогих её сердцу собак в стиле арт-деко и продаёт их только в семьи, где их окружат любовью и вниманием. И нет никаких кошек.

Неожиданный ответ.

Когда я писал «Историю вопроса» я совсем не ожидал ответа и реакции от Ларисы. Мало ли на свете кошек, собак и ларис... Но неожиданно, опять же в публичном пространстве, поступила реакция. Поэтому и привожу её полностью, без копюр. Мне нравятся дискуссии в публичном пространстве без особого мордобоя и мата.

«Белая кошка была вручена твоей хорошей знакомой Ларисе на условиях, что по первому требованию забрать, она будет забрана тобой. В тот момент, когда ты показывал мастерство впаривания котят своей забавной жене, это условие не показалось существенным. И когда твоя хорошая знакомая Лариса захотела воспользоваться этим правом возврата скотинки, ты удивился. но как честный человек, согласился. А видишь ли ты гастрономическую разницу между кошками и собаками твоя хорошая знакомая Лариса не знает. И да, люди имеют право любить друг друга:))»

Видимо, я задел какие-то чувства Ларисы, раз был уточнены некоторые условия устного договора. Момент перехода ответственности и передачи частной собственности на самом деле абсолютно не существен для меня. Так же как соблюдение моральных норм и честности того или иного человека. Если что меня волнует, то только нравственность поведения. Еще проще – нрав, характер поведения, традиции и обычаи в поведении человека. Мораль – это что такое хорошо, а что такое плохо. А я ничего не вижу ни хорошего, ни плохого в «Истории вопроса». Меня волнует только темы любви и не любви, ответственности или безответственности. Только об этом и речь. А кошки, собаки и люди лишь участники представления на эту тему.

Собачки в стиле арт-деко.

Если бы не объявление о распродажи собачек в стиле арт-деко, я бы прошёл мимо. Но так случилось, что одна из моих забавных жён является крупнейшим специалистом по арт-деко. И этого самого арт-деко я насмотрелся вволю. Ничего и близко напоминающего этот стиль в жилых помещениях Ларисы я никогда не наблюдал. Резкое изменение стиля взгляда на жизнь всегда настораживает. Хотя Лариса конструктивный психолог, может быть и наконструировала что-нибудь в своей психике. Кто знает.
Но собачки в стиле арт-деко это, конечно же, сила! Арт-деко сейчас это история, это мёртвое искусство, мёртвый стиль. А собачки ещё живы. Вообще, конечно, может это просто маркетинговый ход, для успешной продажи частной собственности. Но очень нехороший ход. Как показывает история вопроса, как собственность назовёшь, то с ней и будет. Хотя животных я не люблю, но смерти собакам, кошкам и людям не желаю. Пусть живут, если не затрагивают моих жизненно важных интересов.
Живые существа, на мой взгляд, вообще нельзя рассматривать как объекты искусства. Они рождаются, растут, болеют, умирают - находятся в постоянном изменении, живут. И устраивать перфоманс из их жизни это, на мой вкус, безнравственно. Конечно, у каждого народа свои обычаи, свои нравы. И для кого-то «собачки в стиле арт-деко» предмет быта, наряду с книжным шкафом или пепельницей. Так тоже можно использовать свою собственность. Но при чём тут любовь?! Это же разные понятия. И конструктивно связывать эти вещи тоже безнравственно.
Любовь это чувство, которое возникает и проходит. Иногда не проходит, порой трансформируется в нечто иное. У любви свои законы, волевыми и манипуляторными действиями её не вызывать, не удержать невозможно. Привязываться в конструировании жизни к любви крайне опасное занятие и бесперспективное. Но многим нравится играть с понятием любовь. Поэтому вторая красная тряпка, заставившая меня обратить внимание на это рядовое событие купли-продажи собак, была фраза о распределении этих продажных собак в «любящие семьи».
Кто больше даст денег – понятно. Кто обеспечит лучший уход – понятно. Кто ответственно относится не только к содержанию жены и детей, но и собак – понятно. Но кто будет больше любить?! Напоминает мне «Короля Лира». А в чём измеряется любовь?! Если тот, кто даст больше денег за собаку, тот больше и любит – то логика ясна. Но это называется по иному – больше ценит. А не любит. А любовь - свободная птица, она не покупается и не продаётся. Не оскорбляйте любовь, это безнравственно, опять же, с моей точки зрения. У каждого народа свои обычаи. Хотя связывать понятия ценности и любви и манипулировать ими стародавняя традиция многих организаций и отдельных личностей.
Скучное слово ответственность нигде не пользуется популярностью. Приведу скучные факты. Больше половины семей в мире создаются не на почве любви, а на иных основания. И счастливых семей из договорных браков возникает больше, чем в созданных на основе любви семьях. Если для кого-то важно человеческое счастье. А так же собачье, кошачье. Всё дело в том, что договор предусматривает ответственность за свои действия. И чувство ответственности либо есть, либо нет. Оно не столь ветрено как любовь, или то, что многие считают любовью.
Я не люблю домашних животных. Но под моим управлением и ответственностью из собак были английский мастифф, спаниель, малый пудель, дворняга, лайка. И денег на их лечение я потратил в два раза больше, чем стоит весь выводок собачек в стиле арт-деко. На содержание не тратил – кто завёл, тот и платит за прокорм. То есть я ценил их, абсолютно не любя, отвечал за их жизнь и здоровье. Хотя я их и не заводил – не брал на себя ответственность. Они мне достались частично из моей семьи, частично от забавных жён. Это факт, есть свидетели.

Может быть, те, кто заявляют: « Мы собак не просто любим, но и умеем» ответственные люди. Хотя это их проблемы. А Ларисе я благодарен за то, что на предметном материале позволила мне порассуждать о конструктах «любовь» и «ответственность» и даже вспомнить «арт-деко».
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Детские рассказы. Переславские рассказы. Где кормятся налимы.


Когда мне было пять лет, я традиционно проводил лето у бабы Мани. Жил на улице Кошелёвской. Там же летом жили старшие двоюродные братья – Миша и Саша. Обычным нашим времяпровождением была рыбалка. Чаще всего рыбачили на речке Трубеж.
Почему-то лучше всего клевало со стороны фабрики №5(фабрика №5 сейчас называется «Лит»), напротив Лабаза. Попасть туда со стороны Кривоколенного переулка было можно тремя путями: обойти выше или ниже по течению по мостам, или же по трубам теплотрассы от городской бани. Братья, конечно же, ходили по трубам. Мне в силу роста и возраста было сложно залезать и спускаться самостоятельно на эти трубы по их опорам. Но я старался изо всех сил! И братья порой мне помогали, а порой и нет. Я царапался о железные конструкции, ставил себе синяки, но упорно шёл за ними.
Раз как-то попытался обойти по центральному мосту, но мне не понравилось. Это было долго и не интересно. А залезть на трубы теплотрассы было ещё полдела. Никакого ограждения не было, никаких там досточек внизу. Надо было идти прямо по обитой блестящей и скользкой жестью трубе, сохраняя равновесие через всю широкую реку. Можно было и не дойти – упасть. Из-за этого братья и наблюдали за мной. Я не умел плавать! Если бы умел – они бы особо не беспокоились. Ну упал, ну выплыл! А так ожидание меня, аккуратно и медленно переползавшего реку по трубам, иногда в дождь даже на четвереньках, слегка действовало им на нервы. Гораздо удобнее было заставить меня обходить по мосту это место. Но как это было сделать?!
-Упадёт и утонет точно! –Говорил Саша стоя уже на берегу и наблюдая за моими мелкими шажками по трубе.
-Да нет, не упадёт! – отвечал ему добрый Миша.
- Я в воду его ловить не полезу, - продолжал рекламную компанию безопасного образа жизни Саша.
- Да он нормально всегда переходит, - поддерживал меня морально Миша.
И так продолжалось всё время, пока я делал переход по трубам через речку Трубеж. Честно говоря, высказывания Саши меня слегка тревожили. Даже действовали на нервы. Будучи осторожным мальчиком пяти лет я совершенно не хотел упасть в речку. Во-первых намокну точно, во вторых - ударюсь об воду или даже обо дно! В-третьих, если не повезёт, могу и наглотаться воды в глубоком месте. Приятного в таком повороте событий, в любом случае, мало. Но я старался не допускать панических мыслей – и так было непросто ходить по трубам!
Один раз, по странному стечению обстоятельств, у опоры этого перехода через речку собралась стая довольно-таки больших рыб.
-Налимы,- отметили всё знавший старший брат Саша. – Из озера пришли. Они мертвяков едет на дне озера.
-Вот бы поймать – мечтательно сказал Миша.
-Ни на что не клюют. Мертвяков любят. Чувствуют, где мертвяки будут. И идут туда, ждут их. – продолжал Саща. – Ванька разобьётся, когда переходить будет. О бетонную площадку у опор. Они его сожрут. Ждут уже.
Я давно уже приготовился, как буду падать соскользнув с трубы. Падать головой вниз я не собирался. А ободрать ноги о бетонную площадку, даже их поломать, я особо не опасался. Подумаешь… Но картинка с обжирающими мертвяков налимами меня впечатлила. Я шёл особенно медленно и осторожно. Старался не смотреть вниз, всё по науке. Но, у опоры не смог, взглянул. Налимы, штук пять, плавали внизу. Ждали мертвяков.
-Пойдёт на корм налимам. Ванька всё равно пойдёт на корм налимам! Не сейчас, так на обратном пути. – Гнул свою линию Саша.
-Да глупости это всё, не бойся! – Подбадривал меня Миша.
Я дошёл, не упал. Хотя первый раз, за всё время моего хождения по трубам, мне стало страшно. Картинка «Налимы и мертвяк» стояла перед глазами. Почему-то я неудачно слез по опоре вниз, ободрал живот. Даже чуть-чуть выступила кровь.
-Теперь точно всё. Кровь почуяли. Пойдёшь на корм налимам! Ждать тебя будут.- Зачем-то продолжал нагнетать обстановку Саша.
Но мне налимы былиуже не интересны. Надо было ловить рыб! Краснопёрку, корзу. Рыбы ждали нас. К вечеру возвращались назад. Налимы были там же.
-Свой корм ждут! – Авторитетно заявил Саша.
-Они протухших мертвяков любят, - продолжил дискуссию Миша.
Миша всегда умел меня успокоить и подбодрить! Я же долго буду тухнуть в воде , значит, налимы ждут какого-нибудь алкаша. Тот упадёт в речку, утонет и стухнет около опоры в зарослях водяных растений. Алкаши – настоящий корм для налимов! Пьяниц в Переславле в те времена хватало. Они часто лежали по канавам. Вероятность падения в речку была большая. Я окончательно успокоился. Саше ничего не сказал. Зачем его расстраивать, что корм для налимов это не я.
Целую неделю провели налимы у этой опоры. Я, переходя речку, старался рассмотреть, где мертвяк запутался в траве. Но, к сожалению, не увидел. Через неделю налимы его объели и вернулись в озеро Плещеево. «Озеро Плещеево всегда богато мертвяками и прочей тухлятиной! Оно большое. Поэтому-то налимы и живут в основном там», - вполне логично для пяти лет рассуждал я.
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
Переславские рассказы. Своих не бросают. Как устроить людям праздник.
Мне было уже шесть лет, в Переславле стояло тёплое лето. Старшие двоюродные братья мои Саша и Миша полезно и плодотворно проводили время отдыха на летних каникулах.
Тот год был особый – они открыли для себя полезные свойства магния. Добывали они его где-то в районе фабрики «Новый мир». Канал был надёжный, поставки регулярные. Я как-то упустил начало производства магниевых бомбочек, а может быть первые опытные образцы были произведены на другой площадке и без меня.
Сарай, где хранились мотоциклы, мопеды и разнообразные инструменты, всегда был местом, где братья и я проводили много времени. Прелесть его местоположения была в том, что любой идущий из дома в туалет или сарай был виден. И братья всегда успевали затушить и спрятать окурок или сокрыть какое-нибудь иное запрещённое им в силу возраста занятия. Сами же находившиеся в сарае были укрыты от посторонних взглядов и дождя.
Взяв большой напильник, Саша пилил им кусок магния, добиваясь мелкой стружки, почти пыли. Сами же магниевые опилки очень бережно собирались на газету. Потом смешивались с необходимыми в любом деле серными спичечными головками, добавлялась марганцовка в правильной пропорции. Всё это, тщательно перемешанное, заворачивалось в матерчатую чёрную изоленту. При этом делался «поджиг» – несколько спичек располагалось так, что, будучи чиркнутыми о спичечную коробку, воспламеняли адскую смесь так, что следовал очень красивый взрыв. И главное искусство было сделать поджиг так, что бы бомба взорвалась не у тебя в руках, а в полёте! Этому важному искусству старший брат обучал Мишу, а заодно и меня, представлявшего собой ещё более мелкое, но весьма перспективное поколение. Саше было около четырнадцати лет, он был самым старшим из нас и чувствовал ответственность за наше развитие.
Мы учились, а Мише он даже доверили отдельные участки производственного цикла. В конечном итоге, достаточное для вечерних развлечений количество бомб было произведено к обеду.
Особая красота взрыва магниевой бомбочки была видна только в темноте. Нынешние поколения, избалованные фейерверками и салютами, вряд ли оценили бы такую красоту. Но для тех поколений детей это была вершина пиротехнического искусства. Да ещё бабахало громко! Опасность данного мероприятия делало его ещё более привлекательным. Много, очень много детей лечили обожжённые глаза и попорченные, взорвавшимися слишком рано бомбочками, руки. Врачи тех времён сразу видели следы магния в повреждениях, родители предпринимали зверские меры к попавшимся и так физически пострадавшим. И это было правильно. Но не хватало бенгальских огней для праздника жизни детям, не хватало!
Для начала праздника было решено забросать бомбочками переславскую милицию. Ведь они тоже должны радоваться, что есть теперь такие прекрасные развлечения в Переславле! Есть кому устроить людям праздник. Так, по крайней мере, рассуждал я. Пока мы шли к горотделу, ощущение радостного предвкушения праздничного вечера не покидало меня. Тем более, что я был набит этими бомбочками, для целей безопасности. Самый маленький – самая маленькая ответственность в случае захвата нас взрослыми. Где взял – нашёл! Бомбы были в моих больших карманах. Спички были у братьев, мне они были не положены, опять же в целях безопасности. «Спички детям не игрушка!» - гласили агитационные плакаты тех дней. С этим я был полностью согласен, я использовал всегда спички для дела, поджечь чего-нибудь, если надо. Это не игрушка, а необходимый инструмент!
Лето было сухим, поэтому под мостиком над канавой было вроде бы вполне комфортно сидеть. Да и обзор неба, на фоне которого ожидалось представление, был хорошим. Мы с Мишей туда сразу залезли и подготовили местечко Саше. Он взял три бомбочки у меня. Самый старший взял на себя опасное занятие и стал бомбометателем! Немного отошёл в сторону и подряд поджёг и кинул все три бомбы! Две взорвалось громко и красиво! Он бросился к нам. Из дверей милиции повыбегали милиционеры. Разделившись, побежали в разные стороны, с целью поймать хулиганов.
Мы посидели некоторое время, всё было спокойно. Милиционеры ещё не возвратились. Решено было уходить на «шестой». И там ещё устроить людям праздник. Но было очень жалко невзорвавшуюся бомбу. Она сиротливо лежала почти у двери милиции, на светлом месте. Саша решил рискнуть и забрать её. Мы же с Мишей тихонечко пошли в сторону стадиона.
Видимо не вся милиция убежала из горотдела. Мы услышали крик «Стой!» и даже звук милицейского свистка! Мне стало очень страшно. Обычно, после крика «Стой, стрелять буду!» советская милиция стреляла сначала в воздух, а потом по преступникам. Я в это в кино видел. Мы бежали с Мишей изо всех сил, пересекли футбольное поле и упёрлись в забор стадиона. В те далёкие времена городской сад и стадион окружал крепкий деревянный забор. Стрельбы всё не было, но кто-то догнал нас. Это был Саша. Миша и Саша легко перелезли через забор, а я застрял – рост у меня был маловат. Тогда, взяв меня за руки, братья втащили меня на забор и скинули на его другу сторону.
Мы были спасены. Милиция вряд ли преодолела бы такую преграду! Постепенно всё успокоились. «Шестой» был далеко и братья, намучившись со мной и забором, решили отвести меня домой, на Кошелёвку. Я медленно убегал, а при развлечении с магниевыми бомбами оказалось очень важным умение убегать! Я и так был перенасыщен впечатлениями и не возражал. Сдал братьям бомбы и пошёл в дом. Братья растворились в темноте.
Я предстал перед родителями и бабушкой. Рубашка была разодрана спереди, часть пуговиц на ней отсутствовала, пузо и грудь поцарапаны и кое-где кровоточили. Когда братья тащили меня через забор, то слегка зацепили о не загнутые ленивыми строителями заборов гвозди. Почему-то была разбита коленка. Я, наверное, пока бежал ещё где-то и упал! На вопросы, где был и как это так сумел повредиться, я ответил, что гнался за котом, что бы его поймать и погладить, но упал в канаву. Я обратил внимание, что был ещё и в канавной грязи, все сандалии, ноги и шорты были перепачканы хорошей канавной грязью. Интересно, где же милиция берёт такую хорошую грязь для своей канавы? Нельзя же обманывать родителей, и я признался, что был в канаве! А пока выбирался, весь исцарапался о шиповник.
Родителей такая версия моей вечерней жизни вполне устроила, и я был вымыт и отправлен спать. Но заснуть долго не мог. Всё думал о том, как там братья устраивают праздник людям «на шестом». «Хорошие мои братья, не бросили меня милиции. И бомбы доверяют мне носить. Интересно, а почему по нам не стреляли?», - думал я.
Потом, встречая переславскую милицию тех времён, я её очень внимательно рассматривал. Пистолетов не было ни у кого! «Даже меня поймать не смогли! Пистолетов им не дают, бедным. Без пистолета меня не поймаешь!», - анализировал я состояние правоохранительных органов г. Переславля-Залесского времён Советского Союза.
Сейчас нет забора вокруг футбольного поля, у милиции есть оружие. Поэтому магниевые бомбочки для организации праздника для людей больше не используются. И мне это вполне по душе, опасные они для бомбометателей.
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
03.Д.П.01

Заложников и пленных на Кошелёвской улице не брал.
Переславские рассказы.




Я уже был взрослым и очень самостоятельным молодым человеком. Играл в шахматы и читал книги. Отдыхал у бабушки, на Кошелёвской улице, в Переславле-Залесском летом. И надо же было случиться такому безобразному поступку со стороны моих родителей! Ведь всё было хорошо, почему же они уехали утром в Москву и не взяли меня с собой?
Ещё вечером ничего не предвещало такого поступка с их стороны. Никакой суеты, всё как обычно, за билетами на автовокзал даже никто не ходил, или я не видел. А то бы я точно проснулся полпятого утра и поехал вместе с ними! Но, видимо, не судьба, обманули они меня.
-Где папа? – Спросил первым делом, я когда проснулся.
-Уехали в Москву, вечером вернутся, - ответила мне тётя Аня.
-Без меня?!
-Они вечером вернутся.
Но было утро, утро печальное, день будет тоже прожит зря. Настроение было грустное. А день стоял солнечный и весёлый. Ничего-ничего, им ВСЕМ будет не весело, как и мне сейчас. Решение, что делать я ещё не принял, но твёрдо знал, что это будет поступок, который они ВСЕ запомнят.
Когда я остался дома один, на бабушкиной половине дома, решение созрело. Я просто и спокойно закрыл дом изнутри на крючок! Крючок был крепкий, дверь тоже. Настроение сразу же улучшилось. Я с удовольствием пил чай из блюдечка. Один. Как хорошо было завтракать без суеты. А то понаехало гостей, полон дом! Ладно бы только брат Миша, так ещё и тётя Аня! И волнуется, как я поем, что я сделаю! Бабушка, опять же. Папа и мама. Будут теперь знать, что меня нельзя оставлять одного дома без присмотра родителей.
Постепенно, до оказавшихся снаружи, стало доходить, что дом заперт изнутри. Пробовали стучать и просить меня открыть. Бесполезно. Я с детства не знал жалости к людям, которые обижали детей, особенно меня. И просили меня, и уговаривали. Зачем? Разве не ясно, что переговоры буду вести только с родителями?! Настроение было прекрасным. Напился чаю, наелся пирожков с черникой. Хорошие эти пирожки, много можно съёсть. Таз ещё целый остался, вчера пекли. До вечера мне должно было хватить.
Я взял свою любимую книгу и пошёл в зал читать. Там были открыты окна, и слышалось пение птиц и звуки улицы. Стуки же в дверь и просьбы открыть, напротив, там были совсем не слышны. Поставив на стол часы, я наблюдал медленное течение времени. Ждать было ещё долго приезда родителей. Время только близилось к обеду.
Почему-то стуки утихли, это показалось мне подозрительным. Я выглянул в окошко. Так и есть, подбили моих братьев Сашу и Мишу на пакость! Братья тащили лестницу с сеновала, намеревались приставить её к открытому окну, проникнуть в комнату и открыть двери. Братья были старше и гораздо сильнее меня. Даже допустить штурм было нельзя. Пришлось быстро закрыть все окна. Даже форточки, на всякий случай, а то руки у братьев длинные, могут через форточку и шпингалеты открыть.
Лестницу они долго устанавливали, ведь под окнами были грядки тёти Фаи, их было помять никак нельзя. И хотя братья были быстры, я был ещё быстрее!!! Все шесть окон успел закрыть, не доводя дело до прямого физического конфликта. Братьям было весело, они мне не угрожали, смеялись. Это было хорошо, значит, ничего не угрожало совместным рыбалкам. Хотя я решил идти на все и до конца. Заложники мне были не нужны. Но, если будут топорами ломать дверь, или выбивать окна, то подожгу дом изнутри. Так я всем и заявил. Меня услышали. Попытки проникнуть внутрь прекратились. За дверью решили, что когда мне надоест быть одному, то я сам открою. Они не понимали, что одиночество в создавшейся ситуации радовало и бодрило меня. Один против всех!
Братья утащили лестницу к сеновалу, я открыл одно окно в палисадник. Не сидеть же в духоте! Обед я славно провёл вместе с пирожками. Для простоты притащил весь таз поближе к себе, к дивану, где читал книги. Темнело, я зажёг в комнате свет. Читать надоело. Я взял журнал «Пионер» и стал решать шахматные задачки. Было увлекательно.
Я так увлёкся, что прозевал, когда родители появились во дворе. Очень обрадовался, когда услышал негромкий и спокойный голос отца за открытым окном.
-Мы тебе привезли конфеты «Гуливер» и апельсины. Будешь? Но они с той стороны двери.
-Сейчас открою!
Приятно иметь дело с опытными людьми, хорошими переговорщиками. Они знали, мои родители, как правильно беседовать с ребёнком. Я даже как-то на них уже и не обижался. У меня был славный, хороший день. И вечер обещал быть тоже интересным!
Радостно родственики заполняли помещение. Я угостил всех пирожками, каждому досталось по одному. Я ведь не эгоист какой-нибудь! Потом взял гитару, и всем исполнил весёлую песню, отбивая такт по её поверхности.
Было хорошо и спокойно. Хорошо всё же, что заложников я не брал. А то была сначала мысль захватить бабушку ,и запереть её в зале. Корми её, заботься о ней. А так, захват помещения прошёл гладко, без особой суеты.
Мне тогда было четыре года, сейчас больше раз в десять. Но принципу «не брать пленных и заложников», на протяжении всей своей жизни, я не изменял никогда! Не брал пленных и не собираюсь брать, с ними одна суета! Это был очень ценный ранний опыт. Спасибо тебе, Переславль.
Кубок форумчанинаЛучший фотограф
Сообщений: 1015
35.ПР.05

Смена поколений на переславской земле.


«Родственник ничем не отличается от
любого чужого человека. Только ты знаешь его
немного лучше. А всё остальное так же.
Дружить и общаться с ним ты не обязан, ты ему
ничего не должен. Сосед часто важнее, он всегда рядом».

Суровая и мудрая мысль Бориса Ивановича Смирнова

Для меня Переславль-Залесский - это отдельная культура жизни. Его землю и окрестности города всегда я называю именно «переславские» земли. Не московские, не ярославские, не подмосковные, а именно переславские. В каждом городе с богатым историческим прошлым есть своя особенность, свой колорит. Я не восхищаюсь Переславлем-Залесским, но и не унижаю его. Он такой, какой он есть, и я принимаю его таким, со всем хорошим и плохим. В этом городе родилась моя мама, мои два родных дяди и одна тётя. Двоюродные братья и двоюродная сестра.

В этом городе пока ещё стоит дом, который построил мой дедушка на Кошелёвской улице, и не засыпан ещё колодец выкопанный там же. Я посчитал, что в общей сложности я прожил на Кошелёвской улице почти три года моей жизни, причём летом. А летом жизнь особенно активна и интересна. Я с Кошелёвки тоже.

На переславской земле похоронены моя бабушка, дяди, двоюродный брат, двоюродная племянница и более дальняя многочисленная родня. И никуда они с этих земель уже не денутся, останутся в них и с ними навсегда.

Мой дедушка, Иван Матвеевич Смирнов привёз в Переславль-Залесский мою бабушку Марию Фёдоровну Смирнову, построил дом, родил детей и погиб, как миллионы других на Великой Отечественной Войне.

Бабушка, вышла за него замуж вопреки воле своих родителей. Она была уже в религиозном браке, но детей там не было, как и любви. Когда же РСФСР жёстко потребовало государственной регистрации браков, то дедушка Иван предложил бабушке Марии зарегистрировать брак с ним. Что та с удовольствием и сделала. А когда это произошло точно, мне неизвестно. Но сразу же после этого события бабушка и дедушка уехали жить в Переславль-Залесский. Такие вот мои сведения.

Указ об обязательной повторной государственной регистрации браков был принят новой властью ещё в 1918 году, но особо не соблюдался. До этого браки заключались в церкви. А жёсткий порядок в этой сфере общественной жизни был наведён повсеместно за 1926 год к моменту принятия КЗоБСО 1926 года. Кодекс законов «О Браке и Семье» вступил в силу с 1 января 1927 года. Первый же ребёнок Анна Ивановна родилась 27.12.1927.

Жили они хорошо и счастливо, так, по крайней мере, мне кажется. Прошлое часто рисуют в романтических тонах, но тут я вижу обычный труд, рождение и воспитание детей. Обычная нормальная жизнь, прерванная войной. Дедушка, по моим сведениям, был санитаром. А санитары, на поле боя, часто погибали. У меня нет сведений о том, где погиб дедушка, где он похоронен. Я слышал разные версии, но документов не видел.

Бабушка же вырастила детей, растила внуков, замуж больше не вышла. Меня лично она недолюбливала, я был «круговой», по её словам. И ещё совершенно не послушным. Но бабушка была доброй, а я не требовал всеобщей любви, мне хватало любви моих родителей и сестры. Так что отношения мои с бабушкой были нормальные и почти бесконфликтные. Бабушки не стало в ноябре 1986 года. Так ушло первое поколение моих прямых родственников с переславской земли в неё.

А дети бабушки и дедушки активно жили своей жизнью. Моя мама Клара Ивановна жила в те времена на Камчатке. А до этого поколесила по стране. Красноярский край, Кубань, Тверская область, Волгоград, Курильские острова были для неё совсем не абстрактными географическими понятиями, а нормальным местом жительства. Она жила в Советском Союзе, в Российской Федерации.

Братья мамы, дядя Юра и дядя Боря остались в родном Переславле. «На Кошелёвке» - так мы все называли дом, построенный дедушкой, они копали и пололи грядки. Женились и рожали детей и не покидали надолго переславские земли.

Сестра мамы, тётя Аня, жила в Баку. Туда её послали после окончания ВУЗа по распределению. Вышла замуж, родила двух сыновей Сашу и Мишу. Муж её, дядя Олег, был городской житель, из славного интернационального города Баку. Это сейчас Баку столица азербайджанского суверенного государства. А пока была жива тётя Аня, это был весьма своеобразный город, но всё же столица АзССР, входившей в состав могучего Советского Союза.

Самым обычным для меня всегда казалось то, что Клара Ивановна и Анна Ивановна всегда носили фамилию отца. Они были Смирновы. Менять свою фамилию на фамилию мужа, с моей точки зрения, большая глупость. Чужие люди, объединившись в семью, не становятся автоматически родственниками. А фамилия это, прежде всего, признак рода, семьи твоего отца. И менять фамилию это значит добровольно отказываться от связи со своим родом. Такое у меня было всегда мнение почему-то.

А дети, родившиеся в семье, уже родные и отцу, и матери. Родственники им. Но муж и жена всегда остаются чужими людьми, такова их судьба, хотя и живущими в одной семье. Более того, мне почему-то всегда казалось, что девочки больше принадлежат роду отца, а мальчики - больше роду матери. Отсюда логично вытекала любовь отца к дочери, большая, чем к сыну, и любовь матери к сыну, заведомо большая, чем к дочери.

Только лицемеры утверждают, что любят своих детей всех одинаково. Дети же не инкубаторские цыплята, они разные. И это логично их любить или не любить по-разному. Меня, например, мама всегда любила больше чем сестру, это же очевидно! И что в этом плохого?! Я же всегда больше чем маму любил свою сестру. Не знаю почему, но с детских лет так сложилось. Я всегда отдавал себе отчёт, что, скорее всего, когда мамы не станет, то сестра останется. Сестру выгоднее было любить, чем маму. И ещё сестра была очень красивая.

Но в мире есть другие обычаи и традиции, иные, чем были у старшего поколения рода Смирновых по женской линии. Многие женщины стесняются, скрывают свои фамилии, меняют их на фамилию мужа. Тем самым, с моей точки зрения, отказываются от своего рода.

Есть ещё такие народы, у которых род ведётся по материнской линии. Логично ведь тогда, иметь девочке фамилию матери и давать её своим сыновьям и дочерям? Это уважение к своим предкам. Но логике в мире, и даже здравого смысла трудно найти. Да и с уважением к предкам, к их религии, к их убеждениям очень часто тоже большие проблемы.

Например, мне кажется странным, не логичным, хоронить человека по христианским обрядам, если человек был не религиозен при жизни и не высказывал своего желания быть так похороненным. Христианам-то удобно, им же всё равно мёртвого или живого добавлять к своим последователям. Крест ставят на могиле – знак того, что плюс один мёртвый христианин. А как же воля или воззрения умершего на это?! А кто его спрашивает! Плюс один и всё!

Менять же веру без угрозы самому физическому существованию вообще глупость. Зачем это лицемерие? Как могут дети людей, исповедовавших иудаизм, становится христианами? Зачем так не уважать своих предков? Мой папа был коммунистом, с моей точки зрения, это тоже религия. Причём не хуже и не лучше любых других. Да, она пока проиграла, но зачем же лицемерят лидеры коммунистов, истово крестясь в храмах? Или они не коммунисты, а социалисты, и просто используют бренд «коммунист» для собственных целей?!

Единственная и самая при этом древняя религия, разрешающая эти противоречия – язычество. Много есть разных богов. А кого почитать здесь и сейчас удобно конкретно мне – тех и уважаем и поддерживаем! Верь в кого хочешь, но уважай и других богов. Поэтому язычники, под угрозой физического уничтожения, становились христианами. Поэтому русское православие имеет скорее языческие корни, чем христианские. Но это опять, только моё мнение. На переславской земле очень сильны языческие традиции. Варварин ключ, Синий камень, и Александрова гора древние языческие места.

Но и православие в дореволюционные годы щедро почтило своим присутствием переславскую землю. Я не знаю ни одного другого города, где бы запрещали церковные власти строительство новых церквей и монастырей по причине их уж большого количества на душу населения. Понастроили, а кто кормить церковников будет?

Очень не любили монастыри на переславских землях местные жители. Радовались, когда новая религия коммунизм их закрывала. Земли то в окрестностях Переславля почти все были монастырские, вот и работали крестьяне на эту организацию, кормили монахов. И, конечно, за это не любили. Бабашка рассказывала. Но и это прошло.

Религия для некоторых людей важна, конечно. Но куда более важная связь у человека с землёй, где живёт его род. У женской линии семьи Смирновых, хотя сами они большую часть жизни провели вне переславской земли, было это понимание. Или интуитивное чувство, если хотите. Своих детей на лето они всегда привозили к бабушке на Кошелёвку. И многие из них, через какое-то время, почувствовали необходимость вернуться на переславскую землю. Это было уже третье поколение связанных с переславской землёй людей.

В начале 1980-х годов «На Ботике» возник дачный кооператив «Дружба». Мой дядя Боря получил там участок земли и стал обустраиваться. Всё было так, как бывает на дачах. Вагончик, дом, первые тонкие яблоньки, грядки, клубника-земляника. Ему помогали дети, и даже я, с большим удовольствием бетонировал фундамент его дачного домика. Кроме как «на Кошелёвке» возникло ещё одно место встреч родни – «на Ботике».

Третье поколение росло, его представители учились, женились, рожали детей, обустраивались в жизни. А тут ещё наступили «лихие девяностые», парад суверенитетов, развал великой страны Советский Союз. Все было примерно как у всех и везде.

В Баку русские, да и многие другие народы, почувствовали себя лишними. Саша, мой двоюродный брат из Баку, к этому моменту, уже жил в Москве. Миша, второй бакинец, и его жена Мара стали решать, где им строить свою новую жизнь Они купили квартиры в Москве и стали покидать свою родину. Процесс был долгими и многоэтапным, ведь все изначально планировали жить в славном, тёплом и весёлом городе Баку, а не в холодной России.

Но, «времена не выбирают, в них живут и умирают», а место жительства сменить возможно, хоть и не легко. Москва всё же лучше, чем Израиль, было бы хуже - не приехали бы. Так что сменили место жительство, освоились, слегка утратили акцент. Особо забавно было наблюдать, как двоюродный брат Миша объяснял своим детям, четвёртому поколению, что переславские и московские земли, - это их родина. Что Россия их родина, что они русские и это их земля. И сейчас они твёрдо это знают. Пламенные патриоты, как и мои двоюродные братья из Баку. Потому что познали то, что можно познать только на чужбине, хотя эта чужбина их настоящая родина. Хотя тут можно много судить и спорить.

Но связь с землёй, особенно с переславской, формирует мироощущение сильнее, чем слова. В разные годы, постепенно, в кооперативе дружба набралось несколько землевладельцев из третьего поколения. Так или иначе, переславские земли их брали к себе. Но все себя на них вели себя по-разному. Кто тихо копался в земле, кто продолжал в Переславле праздновать фестиваль праздника жизни, начатый ещё в Москве, а может, и в Баку.

В ноябре 1992 года в Баку не стало тёти Ани. Второе поколение Смирновых начало оставлять мир третьему. Спутники Смирновых следовали тоже за ними, иногда ненадолго опережая их. Дяди Олега не стало в 1995 году, тети Сони в 2000, дяди Юры в 2004, мамы в 2015, дяди Бори в 2018. Были и безвременные потери. Из третьего поколения ушёл Саша, сын дяди Юры и тёти Сони. А из четвёртого моя двоюродная племянница Наташа. Так устроен мир, он не спрашивает о разрешении кого оставить в живых, и сам определяет кому уже пора в землю.

Так что теперь практически уже нет второго поколения на переславской земле. И третье поколение уже в неё легло. Сколько ещё поколений останется способным сохранять связь с переславской землёй, её культурой и образом жизни? Мне это, увы, не ясно.

Даже третье поколение, в лице мигрантов из Баку, принесло на переславскую землю совсем иную культуру, иной образ мыслей. Жизнь в большом сообществе восточных людей, сам факт рождения в Баку, и принятие за образец окружавшей их культуры наложил на них печать «бакинцев». А за собой на переславскую землю они привели целый «кагал» своих друзей, знакомых, партнёров по бизнесу. Те тоже напокупали дачи, стали обустраиваться и тратить деньги. Культурное сообщество у них там образовалось.

Они гостеприимны, шумны, семейственны. Живо интересуются новостями из Израиля и Египта от родни и знакомых. Часто вспоминают Баку. Им нравится жить и бывать в тёплых странах, например в Египте и ОАЭ. Активны и предприимчивы. Смотрят «Камеди Клаб» и футбол. Это не плохо и не хорошо, это просто так есть. Мне не нравится эта культура, не знаю почему. Просто чужда. Но это мои проблемы. А ещё это проблемы переславской земли, как распорядится она вновь прибывшими, как они со временем на ней изменятся.

А у меня умерла соседка по даче, тётя Роза, 31 марта 2018 года. Она была не очень общительна, как и я. Она была с Кошелёвки тоже, 1936 года рождения. Второе поколение. Жила какое-то время в Москве, но переславская земля оказалась сильнее и милее. Её сын, третье, наше поколение теперь вместо неё на даче порядок наводит. Здороваемся, говорим по-русски, и немного. Отторжение культур не происходит.

Да и не в бакинцах третьего поколения беда, а в том, что четвёртого поколения я на дачах почему-то не вижу. Есть ли оно вообще?! Или это теперь свободные личности, свободного мира интернета, родства не помнящие и не знающие?! Пока не знаю. А переславская земля привыкла уже к сменам поколений, негоже нарушать этот обычай.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.