18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

"«абытые" женщины ¬еликой ќтечественной войны

4 ма€ 2012 -


 

ћайскими короткими ночами,

ќтгремев закончились бои,

√де же вы теперь, друзь€ – однополчане,

Ѕоевые спутники мои?

 

 

       ќднополчанин… ‘ронтовик…  ј где же были однополчанки1, фронтовички2? „то стало с ними после войны? —транный вопрос? ¬ернулись с фронта и жили как все  - встречались с однополчанами, гордо носили награды и вспоминали, рассказывали о войне. Ѕыли почитаемы государством и окружающими их людьми. Ќо на самом деле всЄ было не совсем так, вернее, совсем не так.

       ¬ т€желые дл€ страны 1941-1945 годы на защиту своей –одины встали все – и мужчины, и женщины, и старики, и дети.  аждый внЄс вой вклад, приближа€ ƒень ѕобеды.  то-то был на фронте, а кто-то – в тылу. ѕо сути, воевали как на передовой, так и в тылу. “€жесть войны испытали на себе все без исключени€. Ќо в сознании людей  постепенно сформировались два лагер€ – тыл и  фронт.  ¬сем известна фраза «тылова€ крыса», котора€ вмещает в себ€ все эмоции и претензии фронтовиков. “акже известна друга€ фраза «военно-полева€ жена» (¬ѕ∆), презрительно бросаема€ в сторону женщин, воевавших на фронте. ѕри этом, как одни, так и другие «причЄсывали всех под одну гребЄнку», т.е. не разбирались действительно ли «тылова€ крыса» отсиживалась в тылу, сыто ела и жила в своЄ удовольствие, действительно ли ¬ѕ∆ была таковой, а не героически сражалась с врагом.

       ¬ те годы дл€ поддержани€ боевого духа мужчин, защищавших –одину, как государством, так и писател€ми формировалс€ образ женщины, верно ожидающей своего мужа с фронта. ќдин из самых знаменитых литературных образов – стихотворение  онстантина —имонова «∆ди мен€»:

∆ди мен€, и € вернусь.

“олько очень жди…

∆ди, когда других не ждут,

ѕозабыв вчера.

∆ди, когда из дальних мест

ѕисем не придет,

∆ди, когда уж надоест

¬сем, кто вместе ждет.

       ј что же женщины, которые воевали наравне с мужчинами? —анитарки, партизанки, лЄтчицы, зенитчицы, радистки и многие другие? ѕостепенно, по мере приближени€ ƒн€ ѕобеды их стали «отодвигать на второй план». ѕринудительна€ демобилизаци€ и переход в тыловой лагерь из лагер€ фронтового, привели к тому, что обострились и без того непростые взаимоотношени€ между женщинами этих двух лагерей.

       ≈сли с мужчинами всЄ более или мене €сно – он воин и должен воевать, защищать страну на фронте, то с женщинами в этом вопросе несколько сложнее. —оветских женщин воспитывали в духе готовности быть в строю наравне с мужчинами. ”мение стрел€ть, посто€ть за себ€, быть бдительной, твЄрдой, решительной в совокупности со всем известным характером русской женщины:

¬ игре ее конный не словит,

¬ беде — не сробеет,— спасет;

 он€ на скаку остановит,

¬ гор€щую избу войдет!

(Ќекрасов Ќ.ј)

       » этот русский характер закалилс€ в женщинах, посуровел за годы ¬еликой ќтечественной войны. ¬ тылу за отсутствующих мужей, мужчин они вз€ли всЄ на себ€, работали на производстве,  сохран€ли детей, дом, се€ли, пахали. Ќа фронте – воевали наравне с мужчинами. » те, и другие пережили очень многое и стали способны на многое.

       ѕочему-то в отношении женщин опускаетс€ сам факт наличи€ «синдрома фронтовика», воевавшего человека. ѕочему? ќна женщина, она должна быть м€гче и с более гибкой психикой, быстрее и лучше адаптироватьс€ к новым услови€м, перестраиватьс€ быстрее? «десь могу вспомнить рассказ “олстого ј.Ќ. «√адюка». ќн нагл€дно показывает состо€ние женщины после того, как она вернулась с фронта и столкнулась с непониманием не воевавших женщин и мужчин. Ќесправедливые обвинени€, унижени€ и презрение сделали из смелой, твЄрдой характером женщины изго€ общества.  ак результат – трагеди€. ∆енщина в упор расстреливает «тыловых врагов». Ќа войне она научилась стрел€ть во врагов, решать проблемы именно так. Ќе смогла адаптироватьс€ к мирной жизни, не захотела забыть своЄ боевое прошлое…  ƒа, это рассказ не про женщину, воевавшую в ¬еликой ќтечественной войне. Ќо образ русской женщины, вернувшейс€ с фронта в мирную жизнь и мнение о ней не воевавших людей, мало отличаетс€ от того, что повторилось в сороковые годы.

       “е женщины, которые всю войну провели в тылу, самоотверженно работали, ждали своих мужей с фронта, отделили себ€ от тех женщин, которые также самоотверженно воевали.  ажда€ сторона стала предъ€вл€ть другой претензии. ќдни – «ты не воевала и не знаешь всех т€гот войны, отсижива€сь за моей спиной», друга€ – «ты спала со всеми нашими мужь€ми, ты ¬ѕ∆». «ћногие фронтовички оказались в этом обществе нежданными гост€ми, бывшими «военно-полевыми женами», боевые заслуги которых унизительно трансформировались в обывательском воспри€тии в «половые заслуги»3. ќсобенно обострЄнна€ реакци€ была в тех случа€х, когда муж привозил с фронта новую жену и разводилс€ с первой. ќн, живой, но теперь  с другой! Ќенависть, котора€ раньше была направлена на врага (немецкого захватчика), теперь была направлена против своих же - против женщин. Ѕез вс€кого преувеличени€ - ситуаци€ грозила выйти из под контрол€. —трана, измотанна€ войной, ко всем остальным проблемам (разгул преступности, беспризорники, огромное количество инвалидов, и т.д.) могла получить ещЄ одну – внутреннюю войну между женщинами.

       «десь стоит более подробно остановитьс€ на женской психике как таковой. ¬опреки заблуждению многих, женщины могут быть более жестоки и бескомпромиссны, чем мужчины. ∆енщины способны сохран€ть в себе в течение многих лет – ненависть, обиду, гнев – на одном эмоционально высоком уровне. “акже, женщины в силу своего характера, как правило, никогда не упуст€т возможность отомстить обидчику и довести начатое до конца, т.е. не останов€тс€ на полпути. ¬ борьбе друг с другом женщины много страшнее и изощрЄннее, чем мужчины. ƒобавим к этому четыре года войны, умение воевать, стрел€ть, умение выносить физические т€готы, «синдром фронтовика»…

       »ме€ в стране два противоборствующих лагер€ женщин, которые при определЄнных услови€х могли начать буквально воевать друг с другом, советским  руководством было прин€то решение, которое нашло своЄ отражение в знаменательной речи председател€ ѕрезидиума ¬ерховного —овета  алинина ћ.»., в июле 1945 года рекомендовавшего демобилизованным женщинам не хвалитьс€ своими военными заслугами.  ¬ результате чего был достигнут «перевес сил» в сторону женщин тыла, указано направление дальнейшей внутренней политики государства в этом вопросе – формирование мирного быта, возврата женщин к своим естественным женским об€занност€м.

       — точки зрени€ политики и стратегии – это было правильным ходом. Ќо остаютс€ судьбы, судьбы живых людей! ∆енщинами, воевавшими на фронте, пожертвовали ради мира внутри страны.  ак это часто бывает, в своЄм стремлении отодвинуть фронтовичек на второй план, переусердствовали. »х отодвинули много дальше,  о них вообще почти позабыли на долгие двадцать лет!

       ќни не носили ордена, полученные в бо€х… ќни не рассказывали никому о том, что воевали… ќни не ходили на встречи однополчан… »х не чествовали… »х забыли…

        ак это отразилось на психике женщин, которые и без того прошли через т€желейшие испытани€? √ероинь войны поголовно сначала незаслуженно обвин€ли в том, что они не воевали, а были ¬ѕ∆, затем их заставили молчать о своих подвигах, фронтовом прошлом, а потом совсем забыли о них.

       ” нас прин€то вспоминать о мужчинах, мужчинах-воинах. ќ том, как им было т€жело вернутьс€ в мирную жизнь. “ак насколько же  т€желее оказалось вернутьс€ в эту жизнь нашим женщинам? ћного труднее! » молчание… «абвение на двадцать лет. “олько вдумайтесь – все эти два дес€тилети€ никто не поддержал этих женщин ни уважением к их заслугам перед –одиной, ни почест€ми. ѕсихологической поддержки тоже не было, потому как не до этого было в те времена. Ќадо было вести войну с японией, восстанавливать страну, рожать новое поколение советских людей. ћногие из женщин умерли, так и не дождавшись «реабилитации» своего военного прошлого.

 

       » вот, в 1965 году, в брежневское правление «женска€» пам€ть о войне получила право на жизнь. «—егодн€ почти забылс€ тот факт, что день 8 марта стал нерабочим в 1965 году. –еволюционный и феминистский, ƒень женской солидарности был «переозначен» к 20-летию победы в ¬еликой ќтечественной войне. ќтныне в этот день официально чествовали всех советских женщин и женщин-ветеранов войны в благодарность за их «заслуги в деле коммунистического строительства» и «защиты –одины». “ем самым женщины на государственном уровне были включены в мемориальную культуру войны. ¬ этот же период по€вилось первое основательное исследование, посв€щенное женщинам в ¬еликой ќтечественной войне.»4

 

        ѕочему это событие произошло именно при правлении Ѕрежнева Ћ.».? «десь мы имеем сумму факторов. ¬о-первых, прошло двадцать лет после войны. ѕроизошло много различных событий, сгладивших то, что было пережито в годы войны и в послевоенные годы. ¬о-вторых, выросло новое поколение, не участвовавшее в войне. ¬-третьих, два дес€тилети€ унесли часть тех, кто так и не смог примиритьс€, приспособитьс€ к мирной жизни, к заданным новым услови€м жизни. », наконец, ещЄ одна причина – сам Ћеонид »льич Ѕрежнев. Ќи дл€ кого не секрет, что он воевал, воевал на фронте. ј также, теперь уже не секрет, что у него на фронте была ¬ѕ∆. Ќо дело даже не в этом – он знал, видел, как самоотверженно воевали женщины. «нал и помнил.

       »так, о женщинах-фронтовичках вспомнили. ќ них стало можно говорить во всеуслышание, прославл€ть, вспоминать их подвиги.

       ¬ результате, советское искусство и в частности советский кинематограф пополнилс€ множеством кинокартин различных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной темой.

       ¬озможно, теперь многим станет €сно в полной мере то, что хотели передать в известных фильмах "Ѕелорусский вокзал" и "“елеграмма".

       Ќапример, мен€ долгое врем€ удивл€ло то, что героин€ фильма "Ѕелорусский вокзал" медсестра –а€ была где-то в стороне. ≈Є все эти годы не приглашали на встречи фронтовиков, не пригласили на похороны однополчанина, еЄ вообще вроде бы и не было в их жизни. ∆енщина была унижена! –аздавлена! » как велика женска€ душа - она всех простила. ¬сех, кто не желал вспоминать о том, что она воевала. ќ ней забыли даже однополчане! ¬спомнили только благодар€ одному из них…

       ѕересмотрите этот фильм ещЄ раз. ѕересмотрите  уже гл€д€ на судьбу этой женщины, а не на судьбы еЄ однополчан-мужчин.  ака€ трагеди€! ќна одинока и позабыта государством, друзь€ми. » она, всЄ равно, дл€ всех опора. ќна не сломлена. ¬от, какой образ женщины показан в этом фильме.

 

       ƒругой фильм дл€ детей  - "“елеграмма". ≈сли смотреть его не зна€ о «женском вопросе», то ускользает глубинный смысл всей кинокартины, то о чЄм в первую очередь хотел рассказать –олан Ѕыков - о женщинах, которые воевали! ќ женщинах, которые скрывали этот факт в своей биографии. »менно об этом фильм! ѕо сюжету  подростки ведут  розыск женщины, знаком€сь с теми, кто воевал с ней и еЄ подругой много лет назад. ѕо ходу действи€ вы€сн€етс€, что мужчины-фронтовики горд€тс€ своими орденами, они почитаемы, а о тех девушках после войны ничего не известно. ќни обе пропали, словно их и не было. ѕочему? ѕотому что эти женщины вынуждены были скрывать своЄ военное прошлое. ƒаже родна€ дочь не знала, что еЄ мать воевала! «наменательна фраза, которую она говорит, обраща€сь к дочери: «я думала, что ты ещЄ маленька€, поэтому ничего тебе не рассказывала». ƒевочке уже двенадцать лет! » она маленька€ дл€ того, чтобы гордитс€ своей матерью? Ќет. ќна маленька€, чтобы рассказать ей всЄ то, во что превратили женщин-фронтовичек в нашей стране. 

 

 

 

       » это только два примера из нашего кинематографа.

       — тех пор было сн€то много кинокартин, документальных передач, написано книг. Ѕыло много встреч однополчанок с однополчанами. ∆енщины гордо носили свои ордена и рассказывали о своЄм военном прошлом. ∆енщины-фронтовички перестали быть «фигурой умолчани€», «забытыми» женщинами ¬торой ћировой войны.

              ¬ наше врем€, когда уже не одно поколение выросло после войны, подвиг женщин, воевавших на фронте во врем€ ¬еликой ќтечественной войны почитаем, и воспринимаетс€ на одном уровне с подвигом мужчин-фронтовиков. ћногие из нас даже не знают о факте умалчивани€, забвени€ и принижени€ заслуг женщин, воевавших на фронте. ј помнить надо! Ёто были наши бабушки и прабабушки. » они заслуживают того, чтобы о них знали, помнили и не забывали.

 

√алевска€ Ќ.ј.

 

1 ¬ одних словар€х слово ќƒЌќѕќЋ„јЌ ј отсутствует,  в других  словар€х оно есть только в мужском роде, а в женском – нет. —ловно и не было женщин, воевавших на фронте. ѕри этом есть как литературные произведени€, так и статьи со словом ќƒЌќѕќЋ„јЌ ј.

2 ¬ словар€х слово ‘–ќЌ“ќ¬»„ ј указываетс€ как присутствующее исключительно в разговорной речи, т.е. оно также – вроде есть, а вроде бы и нет его.

3 ќльга Ќиконова «∆енщины, война и «фигуры умолчани€».

4 “ам же

ѕохожие статьи:

ќбщий раздел"ќдна война". ќ женщинах войны. ќ фильме про женщин, ставших матер€ми от немецких захватчиков.

ќбщий раздел"ƒевчонка-сорванец" ("“омбой") - детский фильм, извращЄнный запуганными взрослыми

–ейтинг: +3 √олосов: 3 6401 просмотр
 омментарии (6)
0 # 16 ма€ 2012 в 09:15 +2
ѕо-моему это тоже в тему
0 # 28 ма€ 2012 в 21:47 +2
Ќе знал такого факта в истории. —пасибо.
0 # 29 ма€ 2012 в 21:07 +1
ј вот кадр из фильма
0 # 31 ма€ 2012 в 20:28 +2
ƒокументальный фильм - "∆енское лицо войны.  атюша", 2008г. продолжает тему о забытых женщинах войны - http://xn--7-0ub.net/forum/thread150.html#1446
0 # 8 июн€ 2012 в 12:01 +1
” войны, действительно, совсем не женское лицо.
0 # 9 июн€ 2012 в 15:59 +1
да