18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

јвторские обеды - небольша€ ѕовесть. —обрав воедино - —тепанов »ван.

5 €нвар€ 2019 - enot

 

 јвторские обеды.

».ƒ.—тепанов

1.     јвтор.

 

»здание любой книги требует труда.  —амо по себе произведение бумажного книжного продукта в типографии это простое производство. “ипографи€ производит книги и другую печатную продукцию. » эта продукци€ ничем, по большому счЄту, не отличаетс€ от прочего  производства.

 

» если автор притаскивает в типографию макет книги, принимаемый ею дл€ производства книжной продукции, то это јвтор, автор с большой буквы, особенно если он сам оплачивает тираж своей книги. ѕотом ещЄ и все заботы по распространению своей книги јвтор тоже принимает на себ€.

 

Ќо не все личности способны быть јвтором, более того, не все хот€т быть јвтором. ћногие считают, что самое главное – это написать книжку. Ќекоторые даже не только пишут, но и оформл€ют своЄ произведение. ј вот подготовку его к печати перекладывают на посредников. ѕосредника называют »здательство или »здатель.

 

»здатель заключает договор с автором, или действует даже без договора, по закону. —уть этого договора, как правило, в том, чтобы оформить книгу, проверить ошибки, и создать целостное произведение дл€ печати его в типографии. ќформл€ют книгу художники, провер€ют ошибки корректоры, а общее идейное руководство осуществл€ет редактор или даже цела€ редакци€. » за свои услуги они требуют от автора либо деньги, либо права на распространение книжного продукта.

 

Ќекоторые издательства даже дают авторам деньги и авторские экземпл€ры его книги, а печатают тираж на свои, издательские деньги. Ёто, как правило, издательства, имеющие хорошие отношени€ с сет€ми по распространению и продаже книжной продукции, хорошо знающие, что сейчас пользуетс€ спросом у покупателей книг. «а этот сервис »здатель получает авторские права на производимый  книжный продукт.

 

» это разумно, потому что речь идЄт о сотрудничестве автора с »здателем, а повод  дл€ совместного труда – производство книги. Ёто общий подход, в этом суть издательской де€тельности. »здатель и автор совместно твор€т эту книгу.

 

Ќо не об€зательно быть издателем, чтобы заниматьс€ сотворчеством. ѕо большому счЄту, даже вкладывание денег в производство книги €вл€етс€ сотворчеством. ¬едь без этих денег книга не увидела бы свет, не была бы сотворена.

 

ј редакторские правки, работа корректора и художника вообще €вл€ютс€ трудовыми об€занност€ми  оных. ’от€, как соавторы, они внос€т свой значительный вклад в любое произведение. »ли не внос€т практически никакого вклада. ј если не внос€т, то зачем они нужны? ј вот если внос€т, то они на самом деле €вл€ютс€ соавторами.

 

 лассический пример на эту тему – жена Ћьва “олстого. ќна фактически была соавтором произведений, но официальным автором был  еЄ муж. ќтсюда и конфликт, и непонимание интересов друг друга. ƒело в том, что автор обладает исключительными правами на все свои произведени€, то есть решает их судьбу. ј тут был большой конфликт между реальными авторами «де факто» по поводу судьбы  творческого наследства Ћьва “олстого, который был «де юре» единственным автором.

 

» многим художникам, редакторам и корректорам обидно бывает, что они ни кем не признаютс€, как соавторы. ј особенно обидно, когда  денег мало за большое дело получают. Ќо это издательска€ де€тельность, и у неЄ свои законы. ј некоторым редакторам, корректорам и оформител€м очень даже хорошо, за них всЄ работу делает автор, они получают деньги за неЄ и им€ их указываетс€ в  изданной книге, как соучастников этого процесса. “акова жизнь.

 

явл€етс€ ли јвтором  автор, который делитс€ с редактором, корректором, художником, оформителем  и личностью, вкладывающей деньги своими исключительными авторскими правами? Ќа мой взгл€д, да. ѕотому что если ты автор, то несЄшь ответственность за произведение. » не важно, что, может быть, ты правильно поставил всего одну запетую в тексте.  ¬едь эта фраза может быть и такой: « азнить нельз€ помиловать».

 

         ј јвтором с большой буквы быть очень при€тно. » мне хочетс€ быть јвтором, а не автором. ¬сЄ равно при издании любой книги у »здател€ ты всем поделишьс€, так лучше уж делитьс€ не с безликим монстром, а с конкретными личност€ми. “ак что € всегда рад всем художникам, корректорам, оформител€м и составител€м наших совместных произведений. ј вкладывание денег в печатание книжек  – это ещЄ и бизнес. ¬о вс€ком случае, в отличие от сметаны, книги не стареют и не порт€тс€, а реликтовые произведени€ через сто лет могут очень хорошо стоить.

          

 

 

2.     јвторское право и, как можно «налево».

 

јвторское право оно исключительно по тому, что закрепл€ет право на произведение и его дальнейшую судьбу исключительно за автором. ј вот какие права  исключительно за автором и как надолго – это уже зависит от правовой системы. ј правовые системы они очень разные.  јвторское право в —Ўј и в –оссии  совсем не такие, как в  итае и даже в Ѕелоруссии. Ёто происходит из-за того, что право  закрепл€ет, прежде всего, интересы прав€щего класса, или, если хотите, интересы прав€щей группировки лиц. ќ прав€щих парти€х речь не идЄт, так как это только формы представлени€ интересов лиц, вход€щих в мало мен€ющуюс€ группировку.

 

јвторское право ни чем в этом смысле не отличаетс€ от права собственности или  иных гражданских прав. ќбслуживание интересов прав€щего класса первостепенно. ј авторы от  тех или иных правовых систем получают прибыль или убытки в финансовом смысле, но всЄ равно остаютс€ авторами.

 

јвторское право –оссии и —Ўј на нынешний момент очень схожи. ƒело в том, что авторы современного јвторского права –оссии  писали его с лекал зарубежного законодательства, под чутким руководством американских юристов.  ƒл€ удобства работы американского бизнеса  на территории –оссии. — јвторским правом российским авторам повезло. ј про общество в целом никто никогда не думает, это нормально. ¬едь нет  никакого «общества в целом», есть различные группировки и сообщества.

 

ƒело в том, что советское законодательство в целом исходило из интересов всего населени€, поэтому  исключительные права авторов были куцыми и длились не вечно.   ’от€ были и прекрасные моменты в советском законодательстве.  Ќапример, зарубежный автор, обладатель тех или иных авторских прав, не подвергалс€ в ———– налогообложению.  Ёто было в интересах всего советского народа, имевшего облегчЄнную возможность знакомитьс€ с произведени€ми прогрессивных авторов со всего мира.  ¬едь это так при€тно, не платить налоги с доходов, это льстит всем авторам!

 

ѕриведу пример умелого использовани€ этого нюанса в советском јвторском праве.  ак € помню, в 1993 году  выпускалс€ прекрасный шоколад под названием  «јльтман»,  фабрикой «–от ‘ронт». «јльтман» – это фамили€ така€, очень знаменита€, наверное где-то. «а использовании еЄ в названии шоколада по договору, относ€щемус€ к области јвторского права, этот самый јльтман получал очень приличную сумму на свои счета в —Ўј. “очно не могу утверждать, € не видел финансовые документы тех лет фабрики «–от ‘ронт», но злые €зыки говорили, что это составл€ло всю прибыль от весьма успешной де€тельности фабрики. —амое прекрасное в этом деле было то, что всЄ было абсолютно законно. —ам јльтман входил в число владельцев «–от ‘ронта» тех лет. ¬ладельцы были из —Ўј и умели правильно пользоватьс€ јвторским правом –—‘—–.

 

ј потом  законодательство в –оссии в области јвторского права стало таким же, как в јмерике, и фабрика «–от ‘ронт» была продана. ¬от какова была сила советского јвторского права, при правильном его использовании! –ешает  судьбу заводов, фабрик, пароходов.

 

јвторское право позвол€ет контролировать много, не только доходы от шоколада. Ќе случайно —Ўј и р€д других западных стран  так любит авторов иметь на своей территории, заманивают их вс€чески. Ќе стоит забывать, что изобретатели – это тоже авторы! ј не позволить использование какой-нибудь идеи прокл€тым конкурентам, что может быть при€тнее?! јвтор сам и не позволит, имеет право. √лавное, всЄ абсолютно законно.  јмериканцы пон€ли это давно и придумали технологию –   јвторское право, поэтому авторы, работающие в поле их законодательства об јвторском праве, должны быть счастливы. Ќапомню, в –оссии точно такое же законодательство сделано, чтобы американским юристам не путатьс€ в нюансах.

 

”правлению миром использованием јвторского права мешал  одно врем€ ———– со своим подходом, но его не стало. «ато  итай сейчас превратилс€ в первую экономику мира, хот€ об этом предпочитает не кричать на всех перекрЄстках мироздани€. ј всЄ дело в том, что там действует подобна€ советской система јвторского права! » как «ападным странам не возмущатьс€ этим фактом?!  итай – нарушает јвторское право! »звините,  итай не нарушает своЄ јвторское право на своей территории, он суверенен. ј если  кому-то что-то не нравитс€, то он может жаловатьс€ в ќќЌ, хот€ это ничего и не даст. ∆алоб нет, есть один визг по поводу нарушений.

 

“ак что, в сухом остатке, дл€ авторов лучше, если действует «американска€» система јвторского права, а вот дл€ общества «советска€» система. —Ўј владеет огромным  количеством авторских  произведений в различных област€х, которые защищаютс€ јвторским правом этой страны. » пытаетс€ этой системой покрыть весь мир, счита€ что дл€ них нет никаких границ. ј с автором, если он не уступчив и умничает, можно в любой системе разобратьс€, хоть в «американской», хоть в «советской». ≈сли ты, конечно, хоз€ин на своей территории.

 

ѕриведу ещЄ один пример, с территории –оссии, пример 1998-1999 годов.  ¬ это врем€ на территории –оссии уже действовала «американска€» система јвторского права.  » посольство —Ўј было очень заинтересовано в том, чтобы самый выгодный бизнес по книгоизданию контролировалс€ американскими компани€ми. ј какой самый выгодный бизнес в области книгоиздани€? ѕравильно, производство школьных учебников!  Ќе буду называть имена  американской компании, организаторов, авторов, и учебники, планировавшиес€ к производству и распространению в школах –оссии,  назову только один, который написал € сам. »мею право, так как € автор и обладаю исключительным  правом как автор. «”чебник дл€ 8 класса средней школы «ќсновы законодательства и экономики». ј вообще, значимых прав у автора два: право на им€, и право на вознаграждение за использование его произведени€.

 

я не только написал по заказу американской фирмы этот учебник, но и продал ей же его. ј глава проекта, по еЄ же словам, согласовывала всЄ, вплоть до текста, в посольстве, у цереушников, по еЄ словам. ≈й это самой не нравилось, но таковы были услови€, ей обозначенные при найме на этот проект.  то платит деньги, тот и диктует услови€.  ћне, к примеру, запретили в тексте использовать слово «товарищ»,  потребовали написание учебника в американской манере, в виде «кэйсов». ј мне что,  € не против.  «“оварищи» легко стали «друзь€ми», короткие истории даже интереснее классического изложени€.

 

ќдновременно эта консалтингова€ фирма работала плотно с ћинистерством образовани€. ќбихаживала  бедных чиновников, дл€ их правильного выбора будущего учебника. ”страивала научные конференции, из которых выходило, что их учебники самые правильные, кормила их в пр€мом и переносном смысле, много сил этому процессу отдавала.

 

я продал этой американской фирме права на публикацию моих произведений очень хорошо, за большую сумму. ¬ те времена широко обсуждалс€ гонорар ј. „убайса, полученный  им за его произведение, от американцев. Ќамекали на коррупцию. јвторитетно за€вл€ю, никакой коррупции нет и в помине! Ёто – «американское» јвторское право, € лично за свою книгу-учебник получил в два раза больше за условный печатный лист, чем јнатолий!  ѕовтор€ю, сделка мо€ была очень выгодна в конечном итоге, так как, несмотр€ ни на что, наши патриотичные чиновники выбрали учебники, авторы которых издавались в издательстве «ƒрофа!»

 

я, честно сказать, ликовал. јвторы они ведь очень злопам€тны, ну не мог € простить запрет «товарищей» конкретно ѕравительству —Ўј. ј свой гешефт € получил сполна.   –уководител€ проекта тут же наказали – уволили и отправили на прекрасную родину – в —Ўј. ќна плакала, проща€сь со мной.  ак человек, она была мне симпатична, € еЄ понимал. √де ещЄ она могла заработать такие дикие деньги, как в «дикой» –оссии? ј так красиво пожить? «а врем€ еЄ командировки, например, у неЄ в ћоскве угнали целых четыре машины. ќни были застрахованы в российской страховой компании, и этот факт еЄ очень радовал.  ќна очень была счастлива, что это случилось в –оссии, потому что в прогрессивных —Ўј уже после второй угнанной машины ни кто бы ей из страховых компаний ничего не возместил. ќна даже в —Ўј собиралась пользоватьс€ услугами «»нгосстраха»!

 

Ќа вопрос, почему же столько вложенных наличных денег в проект не принесли  результата, она вздохнула и честно ответила.

 

-ƒеньги, »ван, в –оссии решают не все.

-„то не брали? ––ешил уточнить €.

-Ѕрали, хорошо брали, все брали. –¬здохнула  американка. –¬сЄ врем€ денег хотели.

-ј почему же тогда решение комиссии не в нашу пользу? – Ќе сдавалс€ €. – «а базар надо отвечать.

-ќни никогда ничего пр€мо не обещали. √оворили, что сделают всЄ, что возможно. – —лЄзы выступили на глазах у бывшей руководительницы проекта. – ќбманули мен€, подставили. Ќо € их понимаю.

-ј € нет, за обещани€ надо отвечать. – Ќастаивал € со своим русским негибким менталитетом.

-«ƒрофа».

-„то «ƒрофа»? – Ќе пон€л €.

-ѕобедило издательство «ƒрофа». ” них дети, чиновники  жить тоже хот€т. – ”точнила американка. – я их понимаю. я поступили бы на их месте так же. я и так прожила целый год тут прекрасно. “ак что всЄ хорошо. —пасибо за все. Ѕерегись, »ван.

-Take care. – Ѕыл мой ответ.

 

я тоже пон€л, о чЄм говорит американка. —ейчас, через двадцать лет после описываемых событий,  никто уже и не помнит, что в издательстве «ƒрофа» каждые полгода почему-то погибал какой-нибудь заместитель директора. ¬ремена были такие, гибли многие. Ќо учебники «ƒрофа» издавала исправно. —уровые и смелые люди работали в этом издательстве в те годы, отбирали хороших авторов, если даже «американска€» система јвторского права  ничего с ними сделать не могла, вмести с ÷–”, посольством и деньгами.

 

√ордость за российское издательство «ƒрофа»  наполнила тогда  моЄ сердце, ведь јвторское право – это только право. ј законодательство можно и помен€ть. ј вот жизнь по пон€ти€м  - это наша хороша€ традици€. » еЄ мен€ть не надо.

 

јмериканцы, уволив одного руководител€ проекта, стали искать другого  из «русских». ѕотому что они пон€ли, что русской птичке «ƒрофа» может противосто€ть только  русский «охотник». я подавал как претендент необходимые документы, хотел зан€ть это тЄплое место. ѕо западным стандартам, если были бы личные рекомендации, то это было бы хорошо. ћне потребовались рекомендующие, и € выбрал  лучшего, из числа уважаемых и известных всем  цереушников. я попросил  о рекомендаци€х одного американского профессора, по совместительству, весьма уважаемого в  посольстве и в этой организации человека, он был тоже к курсе проблем проекта. Ќаверное, это была ошибка. ќн на мен€ как-то странно посмотрел. Ќаверное, почу€л, что будет так же как с предыдущим руководителем проекта, что € просто сожру их деньги и ничего не сделаю толкового.

 

≈щЄ год они пытались что-то  сделать, но потом проект затих и сдох. »ли этим важным делом книгопечатани€ в –оссии на основании строгого соблюдени€  јвторского права, зан€лась друга€ организаци€, другой получатель грандов. Ќе знаю, мен€ это мало уже волновало.  ак по мне, то «лучше быть первым в провинции, чем вторым в мире». ≈сли не вз€ли руководить процессом, то это их проблемы. √лавное что € получил – это опыт написани€ учебника. ј деньги, полученные от авторства, уже давно потрачены.

 

3.     јвторство на па€х.

 

Ќа мой личный взгл€д при€тнее быть јвтором, чем просто автором. јвтор с большой буквы всЄ делает сам, без помощников и посредников. Ќо € на своЄм  взгл€де не настаиваю, потому что € лично предпочитаю соавторов помощникам и посредникам. Ёто подобно тому, что собственник может нанимать эффективных менеджеров, а может разделить свою собственность между труд€щимис€ на него людьми. “ут всЄ дело вкуса, но, на мой взгл€д, творец или соавтор всегда эффективнее нан€того исполнител€. ѕотому что јвторское право это не  только пожизненное право, принадлежащее самому автору, но и доходы от произведени€ автора, право их публикации и прочие материальные блага переход€т ещЄ и наследникам. Ќо это всЄ нюансы, главное в том, что ты  выбираешь, будешь ли «один против ветра», или вас будет организованна€ группировка соавторов. Ёто дело вкуса.

 

√руппировка соавторов склонна  к ссорам и др€згам, это очевидно. јвторы достаточно вредные и амбициозные существа. Ќо если есть строгие правила и законы внутри группировки, то проблем, как правило, возникает меньше, чем если их нет.

 

ћногие соавторы до того, как зан€тьс€ этим забавным делом, совсем не определ€ют юридические или пон€тийные нюансы. » потом ссор€тс€ между собой, дел€т доходы и славное  им€, определ€ют то, кто распор€жаетс€ совместным произведением в судах и прочее, прочее, прочее… я примеры пока с именами и произведени€ми приводить не буду, это тема забавных и весЄлых дл€ мен€ рассказов. „его не скажешь обо всем  известных авторах, бывших когда-то соавторами. “е порой даже не здороваютс€ друг с другом, недовольные тем,  очень недовольны тем, что вышло из их печального соавторства.

 

ƒо того, как плыть в лодке, надо чЄтко определить, кто за что  отвечает, кто за что получает, и как выгл€дит технологи€ раздачи бонусов и пенделей. ћногие, может быть, и не полезут в такую лодку. ” них, может быть, совершенно другие планы на увлекательное путешествие.  ¬сЄ может быть.

 

»звестно, что тот, кто платит за обед, тот и приглашает  сотрапезников. ј будет ли за столом весЄлый тамада, или нет, это лично его выбор. ¬едь обед  может быть и поминальным, а зачем там тамада?  ¬ нашем случае мы говорим о получении конечного продукта от  соавторства, пусть это будет издание примитивное книги.   ¬есь путь от передачи макета в типографию до притаскивани€ в заранее установленный пункт книжной продукции надо оплачивать, если соавторы это јвторы с большой буквы, конечно.

 

»ногда есть кому платить за это удовольствие, а иногда нет такой возможности. Ѕудем, считать, что все соавторы совершенно безденежны, голодны, босы и бездомны.  Ќо они хот€т быть јвторами, и им не нужны какие-то там издательства дл€ этого. “ут всЄ очень просто. Ќаходитс€ ещЄ один јвтор, способный оплатить банкет, вернее тираж и его получение. »ногда очень дешЄвые типографии наход€тс€ очень далеко от јвторов, а иногда к тому же соавторы наход€тс€ очень далеко друг от друга, и даже не встречаютс€ друг с другом. “акое врем€ сейчас, такие широкие возможности. ѕоэтому важен точно определЄнный пункт, где все авторы-соавторы получат свою долю книг. ≈сли кто думает, что это ерунда, то он глубоко ошибаетс€.

 

Ќапример, часть положенных мне книг € уже лет п€ть не могу забрать из Ћенинграда. ћожет это оттого, что уже нет такого города на новых картах? ’от€ дл€ мен€ —анкт-ѕетербург всегда Ћенинград. »ли другой пример, тираж составл€ет дес€ть тыс€ч экземпл€ров, из которых три тыс€чи принадлежит мне.  ажда€ книга весит 1 кг 100 граммов. Ќо мо€ машина не способна везти такое количество груза, да и хранить мне его негде. Ѕеда-бедулька с этим книжным товаром может быть. ¬едь, чем больше тираж, тем дешевле обходитс€ производство книги. Ќо т€желее этот тираж таскать с места на место.

 

“от, кто оплачивает это удовольствие однозначно јвтор и соавтор.  Ќо есть два услови€ дл€ этого. Ёта личность должна прочитать издаваемую за еЄ счЄт  нигу, и дать ей своЄ, отличное от авторских рабочих названий, название. «а название и добровольное финансирование и получит  половину тиража. ј что потом будет с этим делать – это вопрос  следующего дн€.  “аковы суровые услови€ соавторства со мной.  ѕоловину точно. »  все  јвторские права на все дальнейшие оплачиваемые  им тиражи книги с таким названием. » это строго по закону и по пон€ти€м. » дети его будут получать доходы, если, конечно, доходы от этого дела будут, а не одни расходы.  ¬едь јвторское право и бизнес, основанный на его использовании это слегка разные вещи.

 

ј если соавторы достаточно обеспеченные люди, и каждый из них самосто€тельно может оплатить тираж? “акое тоже бывает. “огда  ничего не мен€етс€, тогда книга издаЄтс€ и  тираж доставл€етс€ в установленный пункт на па€х. » у каждого из соавторов есть возможность получать  в два раза больше экземпл€ров, чем, если бы платил за это удовольствие  приглашЄнный соавтор, придумавший название книги, и оплативший еЄ тираж и доставку.

 

ј размер каждого па€ – это предмет торга дл€ соавторов. Ќо торгуютс€ они не все вместе, и не с друг с другом, а только со мной. » результаты их торга широко не оглашаютс€. «ачем люд€м посторонним знать как протекает авторские творческие муки? « огда б  вы знали, из какого хлама…», или что-то вроде того.

 

4.     ƒоговор о соавторстве.

 

«аключать или не заключать договор о соавторстве – это личное дело соавторов. Ќо, по общему правилу, в случае отсутстви€ такого договора, считаетс€, что оба соавтора внесли в созданное произведение равный вклад. —оответственно, оба имеют равные права на вознаграждение. ј право на им€ вообще не обсуждаетс€.

 

— моей же точки зрени€, если есть возможность формализовать отношени€, придать им форму договора, то лучше это сделать. “ак будет удобнее всем, и €снее потомкам. ≈сть документ, значит, так оно и было, согласно имеющимс€ документам. ј слова и другие фантазии имеют малую цену. ƒаже факты искажаютс€ со временем, а уж если говорить о словах, услышанных кем-то и где-то, то более ненадЄжных свидетельств и найти трудно. ¬едь к тому же, «слова произнесЄнные есть ложь», так сказал один поэт, и € с этим тоже согласен. ј вот «то, что написано пером, не вырубишь и топором», тоже забывать не следует.

 

ѕоэтому отношени€, права и об€занности соавторов должны быть всегда чЄтко и просто определены. ј то все авторы мнительны и эмоциональны почему-то, и это совсем не улучшает  возможности дл€ совместного творчества.

 

¬сегда хочетс€ сделать что-то общее, глобальное, применимое дл€ всех. Ќо такой договор не будет отличатьс€ простотой и  €сностью, это очевидно. ѕоэтому  есть смысл начать с частных случаев, минимизировать количество участников и, по мере потребностей, только расшир€ть круг соавторов.

 

≈сли јвтор один, а јвтор с большой буквы всЄ делает дл€ издани€ своей книги сам, то вр€д ли нужен ƒоговор о соавторстве. ћы не будем углубл€тьс€ в то, сколько личностей творили в его сознании какое-то там произведение.  Ёто его личное дело, то, что творитс€ в его голове. ≈сли физическое тело одно, то и јвтор один.

 

’от€ некоторые јвторы  берут себе псевдонимы,   дл€ придани€ значительности произведению. я сам этим грешил, когда писал учебник дл€ средней школы. Ќо, по большому счЄту, имел полное право на такой псевдоним!   примеру, € понимаю јвтора ¬ладислава  ошкина, который написал книгу о птицах, их обыча€х и разнообразии. » при этом публикуетс€ под псевдонимом Ћиза „айкина и ≈рофей ќрлов. Ёто, чтобы не заподозрили читатели, что интерес к птичкам у  ошкина в основном св€зан с их вкусовыми качествами.

 

5.     «а свои  мысли надо отвечать.

 

“ут  совсем недавно происшествие случилось со мной как раз на эту тему. —обрались два будущих  соавтора в ресторане.  лассика жанра: нищий художник и поэт и богатенький его друг, который почему-то дружит с этим нищебродом и, врем€ от времени, даже кормит его. „тобы хоть что-то иметь с его бессмертных в недалЄком будущем произведений, а не только чувство глубокого удовлетворени€ от своей доброты и щедрости, друзь€ решают получить хоть какую-то выгоду из своей дружбы и опубликовать прекрасные произведени€, как соавторы. ƒенежки даст «Ѕогатый Ѕуратино», а  публикацию подготовит «Ѕедный ’удожник» » обращаютс€ за помощью конечно к очень  квалифицированному  юристу, то есть ко мне. » € тоже очень скоро уже сижу вместе с ними в ресторане. я люблю ходить по ресторанам, когда платит за это удовольствие кто-то другой.

 

ѕусть ведут мен€ в хороший ресторан, корм€т и излагают суть проблемы. я готов дать совет и помочь, чем смогу тут же, не люблю откладывать  новые дела, и так уже много отложено.

 

я понимаю всЄ, что хот€т друзь€ – будущие соавторы и быстренько на салфетке  им пишу простенький текстик договора о совместной де€тельности по соавторству. ѕока ем, заодно, по доброте душевной могу, что угодно написать. “екст им нужен  был не дл€ участи€ в т€жбах по судам, а скорее пон€тийный.

 

¬ ѕриложении  к  повести есть этот ƒоговор, и многие другие, если что.

 

ƒоговор был прост и €сен, друзь€м он понравилс€. ќни хотели ещЄ, чтобы € написал им сразу же ѕриложени€ к данному договору, но  € уже был сытым, а когда € хорошо поем, € не способен уже ни на какие другие дела,  кроме как пойти спать. я это  объ€снил, и был пон€т.

 

ј ѕриложени€ € легко напишу во врем€ следующего обеда в ресторане. Ёто же так просто.  ј может быть даже два или три ѕриложени€ сразу напишу. ћне же не жалко, € всегда за соавторство.

 

«Ѕогатый Ѕуратино» всЄ же решил показать этот договор своему юристу. ј «Ѕедный ’удожник» за€вил, что его всЄ устраивает, и он готов подписать такой договор хоть сейчас. ћен€ тоже всегда устраивало, когда все вопросы в тЄплой дружеской обстановке решаютс€, без привлечени€  третьих лиц и организаций, в кругу только соавторов, желательно в ресторане.

 

я ведь тоже был уже соавтором  этих друзей, хот€ они пока не знали об этом. ј подпишут договор, из ѕриложений всЄ узнают! ¬едь договор мой, личный, авторский. ѕравда, € претендовал всего на один экземпл€р будущей  ниги, но зато с подписью обоих авторов. » на тЄплую дружескую обстановку в ресторанах. Ёто же нормально?

 

 

6.      ак станов€тс€ јгентами

 

ћой товарищ «Ѕедный ’удожник» на самом деле был не так уж и беден. ¬ернее, у него было просто очень мало доходов в виде денежных знаков. Ќо это был его осознанный выбор. ≈щЄ лет двадцать назад он о своЄм подходе к жизни мне рассказывал. » € всЄ очень хорошо запомнил.

 

¬ его понимании денег как таковых вообще не существовало, вернее, деньги были в наличии, но ничего не значили.  ак, например, у многих до сих пор есть в наличии советские деньги, но они ничего уже не обозначают, за них ничего не купишь, на счЄт в банк не положишь. ѕросто деньги, на которые купить ничего нельз€, бывшие «насто€щие». Ћюбой ребЄнок таких денег, даже лучше, нарисовать много может. ј лучше они будут потому, что авторские, все индивидуальные, «hand made», то есть сделанные руками с любовью и надеждами, а не бездушными машинами.

 

ј так как рано или поздно даже деньги, на которые ещЄ что-то можно купить здесь и сейчас, станут бесполезными, то интересоватьс€ ими, копить и особенно любить их бессмысленно и глупо. ≈щЄ смешнее «пластиковые»,  «электронные» деньги. Ёто вообще кака€-то фикци€, кака€-то запись на каком-то электронном устройстве. —отри эту запись тем или иным способом и сразу же никто  никому ничего не должен! ј способов дл€ этого масса, например,  можно просто взорвать  маленькую атомную бомбу в нужном месте в нужное врем€. » всЄ.

 

“ак рисковать  и увлекатьс€ добычей денег Ѕедный ’удожник не хотел и поэтому стремилс€ не к деньгам, а к удовлетворению своих потребностей. ј деньги, по возможности, вообще не брал в руки. ≈го устраивало то, что всЄ необходимое у него было. ¬сем необходимым дл€ его радостной и гармоничной жизни его обеспечивали окружающие люди, у которых  не было таких непростых отношений с деньгами. » это устраивало всех.

 

ƒа, иногда Ѕедный ’удожник голодал, часто голодал около суток, несколько раз голодал по неделе, а один раз оставалс€ голодным целых две недели! Ќо голодание был его собственный выбор, так он лучше видел и чувствовал мир. ¬едь когда Ѕедный ’удожник не голодал, он любил хорошо поесть, вернее даже обожратьс€.  ј когда он был пресыщен, ничего и никого ему уже не хотелось. “ак он и жил, порой голодный, порой обожравшийс€. Ќо  хороший аппетит  Ѕедного ’удожника отмечали все, имевшие счастье с ним есть за одним столом. ј что может быть важнее хорошего аппетита к жизни?

 

≈щЄ Ѕедный ’удожник имел много других хороших привычек, кроме привычки к голоду. ќн был трудолюбив и настойчив в достижении своих целей. √лавное дл€ него было что-нибудь захотеть, потому что все свои самые изысканные желани€ он всегда удовлетвор€л. ј вот что-нибудь захотеть новенькое было дл€ него лЄгкой проблемой.

 

«амЄрзнуть на улице расчища€ завалы снега, а потом захотеть рюмочку водки и  простой, но сытной пищи, разве это плохо? ѕоэтому трудности не смущали Ѕедного ’удожника, он их преодолевал. ј преодолев получал от этого радость и простые жизненные желани€.  ¬от так и жил этот обычный Ѕедный ’удожник, «ел не досыта, спал без просыпа, не досыпал в общем». «ато был порой очень активен, а при наличии перспективы издать свою первую  нигу ещЄ более активизировалс€. ¬едь наличие своей  ниги открывало ему новые перспективы и порождало новые желани€. Ќапример, свою  нигу можно дарить Ѕиблиотекам и ƒрузь€м. ј это уже путь к вечности,  и пам€ти, помещающейс€ не только в гаджете или компьютере.

 

ƒело всЄ в том, что когда Ѕедный ’удожник был активен и целеустремлЄн, то с ним было трудно совладать. «доровенный детина с прекрасно развитой мускулатурой, полный радости и сил мог достать кого угодно. Ёто о таких, наверное, придумали выражение, что «ему легче отдатьс€, чем объ€снить, почему его не хочешь».  ороче говор€, бедный ’удожник был личностью таранного типа.

 

ѕоэтому настойчивое требование посетить его скромное жилище и отобедать скромной, но здоровой пищей, не прин€ть было невозможно. » € уже на следующий вечер после обеда в ресторане, где мне   кампанию составили  два  друга Ѕедный ’удожник и Ѕогатый Ѕуратино, и где, за оплаченный мой  вкусный обед € им сочинил ƒоговор о соавторстве, €  обедал вечером в  домашней скромной атмосфере с Ѕедным ’удожником. 

 

ƒело в том, что дл€ поддержани€ ощущени€ голода Ѕедный ’удожник старалс€ есть один раз в сутки, и предпочитал обедать вечером, после захода солнца. ¬рем€, после захода солнца, это врем€, когда спадает жара и возникает лЄгкое чувство голода. ѕроживание  р€да своих лет на ёгах  сказалось на взгл€де на миропор€док Ѕедного ’удожника.  Ќу, где в ћоскве 26 декабр€ 2018 года  после захода солнца спадает зной? я не знаю таких мест, но Ѕедный ’удожник жил, видимо, именно в таком месте.

 

 ќбед был скромен. «апечЄнна€ утка с €блоками и черносливом на первое и второе блюдо. ¬ернее, это был какой-то гусь, очень уж большой и жирный оказалс€. √отовил Ѕедный ’удожник сам и очень вкусно готовил. ѕриготовленна€ им пища была проста, но своеобразна. ќн готовил не по рецептам, а так, как ему казалось правильным в момент приготовлени€ пищи. ≈сли бы  он захотел открыть ресторан и был бы  там по совместительству шеф-поваром, то это была бы и проблема, и изюминка такого ресторанного бизнеса. ¬едь интересно, когда не знаешь, чем будут кормить. Ќо из опыта прошлых застолий понимаешь, что кормить будут вкусно. ј кака€ разница тогда чем?!

 

»злюбленной тактикой ведени€ переговоров Ѕедным ’удожником была  тактика непредсказуемости пор€дка его действий. ќн мог сначала покормить, а потом говорить на интересующую его тему, мог ждать, пока приглашЄнна€ им на переговоры личность сама догадаетс€ о чЄм будет речь и начнЄт беседу первой, а мог  поставить на стол еду, но пока не давать еЄ  есть, и сразу преступить к делу. “ипа намекает, мол, договоримс€, тогда уже и поешь вкусной еды. ј запах то от еды уже пошЄл. ƒействует на нервы! ј не договоримс€, намекает Ѕедный ’удожник, то мол, еды больше самому достанетс€.

 

я хорошо знал этого беспринципного Ѕедного ’удожника, и поэтому решил сразу вы€снить, что тот хочет. ј   то перемазанными в гусином жиру руками неудобно  писать на бумаге разные договоры.

 

-» что теб€ от мен€ надо, если гус€ даже приготовил? – ¬ лоб спросил € Ѕедного ’удожника. – ћне и твоей знаменитой каши хватило бы. ¬едь важно не что ешь, а с кем.

-Ѕудь моим агентом. я хочу теб€ нан€ть. – —разу перешЄл к делу ’удожник.

-„ем платить будешь, что как агенту делать надо? – ћне хотелось есть, поэтому € спешил.

- ниги буду давать, а агентом будешь по защите моего јвторского права.

-ќт кого защищатьс€ будем? ќт Ѕогатенького Ѕуратино?

-ќт всех, на вс€кий случай. Ќо без излишнего фанатизма. ƒес€ть процентов от тиража  ниги теб€ устроит? ѕлатить деньгами не буду, нет  их у мен€.

-ƒес€ть процентов от тиража  - это двадцать процентов от твоих экземпл€ров  ниги. Ёто мен€ не устроит точно. ƒоговор должен быть разумным, а это совсем не разумно. —овсем разумно если не с теб€ брать дес€ть процентов от тиража, а сразу со всех, со всего тиража.

-Ќо судитьс€, если что, за свои денежки будешь, в моих интересах. – Ќастаивал Ѕедный ’удожник.

-ѕредставл€ть твои интересы где угодно буду, а вот судебные вс€кие пошлины и транспортные расходы  - это твои проблемы. ѕредставь, у теб€ тираж  ниги 100 экземпл€ров, твоих 50, из них 10 из них ты отдал мне,  и вдруг нарушили твоЄ јвторское ѕраво на территории —Ўј. » ты вполне справедливо требуешь наказать обидчиков. » что, € всЄ брошу и попрусь в эту далЄкую страну защищать твоЄ јвторское ѕраво? я что, похож на идиота? ƒа за  10 несчастных книжных экземпл€ров зачем мне нести такие расходы?

-Ќу, погор€чилс€, не подумал, извини. –азумный договор сам придумай.

-ƒес€ть процентов от всех твоих личных доходов от издани€  ниг и иных јвторских доходов.  ¬едь не только Ѕогатый Ѕуратино вложит деньги в издание твоих  ниг, но и издательства тоже захот€т. я в этом уверен. ћогу представл€ть теб€ в переговорах с издательствами и другими «буратинами», как твой агент.  Ћичный јгент јвтора, представл€ющий весь комплекс необходимых действий, св€занных с твоим јвторским правом. “ранспортные и судебные расходы – за твой счЄт. –ешишь, что надо судитьс€, судись. Ёто твоЄ право. я советы ещЄ бесплатные давать буду, без обедов даже, по телефону.

-Ѕез обедов не интересно, давай есть гус€! —оветы при€тны за обедом. – ¬ысказал своЄ мнение  ’удожник.

 

» мы стали есть гус€, весьма довольные собой.  ќт дес€ти процентов  доходов не один јвтор не обеднеет. ≈сть ведь  даже обычные люди, которые зачем-то церкв€м отдают «церковную дес€тину». ј это в высшей степени бессмысленно. ј вот отдавать мне дес€ть процентов, дл€ запугивани€ возможных нарушителей јвторского права очень разумно. ¬едь когда юрист €вл€етс€ в издательство как јгент јвтора, и от его имени по доверенности всЄ делает, что необходимо, то как же јвтору это удобно!

 

ѕоели, пот€нуло в сон. Ќо надо было идти составл€ть этот самый јгентский договор. “ак что  ниги ещЄ нет, а работа уже есть!

 

-ƒа, ещЄ. «а каждый факт издани€  ниги, где ты јвтор, подписывать мне и дарить  нигу будешь. Ќе забудь, это без договоров.

-’орошо. “ы напиши там, что надо, € подпишу, в јгентском договоре. ћне важно, что € не один против «Ѕогатых Ѕуратинов» буду, а с тобой вместе, а ты ушлый. ј  раз так, то 10-20 процентов, это же не столь существенно, сейчас особенно.

-Ќу, нет, ты не прав, это существенно.

-” мен€ корректор ещЄ в соавторах будет. ƒоговор напишешь?  ак предыдущий?

-Ѕудет новый обед, будет и новый ƒоговор. – “аков был мой суровый, но справедливый ответ.

 

Ќа этом мы и расстались.

 

 

7.      ому же всЄ же это нужно? » зачем это всЄ?

 

 

∆изнь она  склонна к излишествам и неравномерности. “о цветут бурно цветы весной, то зимой даже подснежников на улице не найдЄшь. “ак же дело обстоит и с обедами. “о теб€ приглашают на обед каждый день, а то полгода никто даже и не подумает пригласить и вкусно покормить за свой счЄт.

 

Ќа следующий день после встречи за обедом-ужином с Ѕедным ’удожником € оп€ть обедал вместе с Ѕогатым Ѕуратино. ѕричин дл€ этого  было две. ѕерва€ заключалась в том, что Ѕедный ’удожник даже ещЄ не подписав јгентского договора объ€вил мен€ своим агентом в области јвторского права и его окрестностей и предложил Ѕогатому Ѕуратино иметь теперь дело со мной. ≈му самому надо, мол, быть вечно голодным, чтобы творить свои нетленные произведени€, а јгент может и разжиреть. Ёто его проблемы, агента, он за это «проценты» получать будет в виде книжек. ¬тора€  же причина была в ƒоговоре о совместной де€тельности и соавторстве. »менно дл€ его обсуждени€ € и €вилс€ в ресторан. Ќо начали с другого.

 

-ѕокажи мне јгентский договор! – —разу  после заказа в ресторане попросил Ѕогатый Ѕуратино. – ћне пон€ть полномочи€ твои надо.

-—ейчас напишу и покажу! – ƒостойно ответил €. – ≈щЄ не писал пока. ƒел своих хватает.   концу обеда узнаешь.

-Ќу, хоть в общих словах, интересно же. – Ќастаивал на своЄм Ѕудущий —оавтор бедного ’удожника.

-¬ общих словах, € представл€ю интересы јвтора, в том объЄме, в котором ему надо. —уды и транспортные расходы в рамках представлени€ его интересов он оплачивать об€зуетс€. » ещЄ,  дес€ть процентов от доходов в денежной форме или  в  натуральной форме, в виде экземпл€ров  ниг, принадлежащих ему, обещал отдавать. – ќбъ€снил € суть нашего договора в общих словах. – Ѕолее-менее обычный јгентский договор.

-ƒес€ть процентов много!  ўедрый какой оказалс€ наш бедный художник. Ѕедные они всегда такие добренькие, или добренькие всегда бедные?

-ќн вообще двадцать мне предлагал, но это перебор. ѕри больших объЄмах доходов и п€ть процентов нормально. – —огласилс€ €.

-ѕри больших и три процента за глаза. – ¬ысказал своЄ мнение Ѕогатый Ѕуратино.

-ј где ты видел большие объЄмы? – ѕоинтересовалс€ €. – я пока вообще ничего не вижу, нет ни единой  ниги. Ѕудут книги, особенно, если они будут хорошо продаватьс€, то будут и другие  разумные проценты. ¬едь вам, јвторам, никто не запрещает, нан€т любого јгента. ѕо любому јгентскому договору  себе вз€ть, можно завести себе сотни јгентов. »ли самим всЄ-всЄ делать. Ёто же ваше право.

-Ќу, да, так-то оно так. Ќо всегда лучше стабильность, а дл€ этого хорошо заранее определить услови€ игры.

-Ѕедный ’удожник  и € определили. ј тво€ жизнь – это тво€ жизнь. —ам с ней и кор€байс€.  ак јгент  € могу, ты мен€ знаешь, много кого подбить на печатание  ниг Ѕедного ’удожника. ≈сли бизнес будет хороший, то очередь желающих сто€ть будет.

-Ќе гор€чись.  ѕиши лучше договор, вот и гор€чее несут. ¬ общих словах € всЄ пон€л. ƒавай есть.

 

ќписывать  процедуру питани€ вкусной пищей безнравственно, если читает про это голодный и худой, и ещЄ более безнравственно, если читатель толстый и пресыщенный. ќбоим ведь сразу же захочетс€ есть, проверенно.  ј первому нечего есть, может быть,  а второму уже вредно есть, отъел своЄ, так что саму процедуру обеда и пор€док подаваемых блюд € опущу из гуманных соображений. Ќо  в  результате усиленного питани€ € предоставил  Ѕогатому Ѕуратино свой јгентский договор с Ѕедным ’удожником.

Ќаписал его использу€ планшет, а не на салфетке, как обычно.

 

 

 огда Ѕогатый  Ѕуратино прочитал јгентский договор он тут же начал комментировать, задавать вопросы.

-ј ƒоговор то вчерашней датой, не подписан!  ѕока подписи нет, о  чЄм разговор?  -Ўутил Ѕуратино.

-ј она есть, только еЄ не всем показывают. ≈сли хочешь, увидишь фото подписанного договора, или даже могу предоставить распечатанную его копию.

-’очу копию!

 

— помощью нехитрых манипул€ций с   принтерами, фотокамерой на смартфоне и пересылки файлов, через дес€ть минут € предъ€вил Ѕогатому Ѕуратино јгентский ƒоговор, вернее его копию. ћне пришлось, правда, выходить  на улицу к своей машине, потому что в ней € всегда вожу принтер, на вс€кий случай, вдруг надо будет срочно изготовить документ?! ќсобенно это удобно в судах, им иногда требуютс€ странные документы. ј чудеса техники позвол€ют их изготавливать пр€мо на автосто€нке.  Ёто фишка удивл€ет многих судей, которых уже почти ничем не удивишь, а  Ѕогатый Ѕуратино был удивлЄн такой оперативностью.

 

-Ќу ладно, договор есть, но беседу  нашу ты согласовал? – ®рничал Ѕуратино.

-ј с какой целью интересуетесь? Ёто мои личные отношени€ с јвтором, агентские.  » о них никого информировать  €  не собираюсь. «ачем? – ѕарировал €.

-Ќу, € тоже хочу  теб€ вз€ть в свои јгенты, может быть. ¬от причина и цель моего интереса.

-Ёто уже другой разговор.  то же не хочет наживатьс€? – ќтветил € вопросом на вопрос и переслал по WhatsApp Ѕогатому Ѕуратино текст сообщени€ от Ѕедного ’удожника. “екст гласил : «„Є т€нуть кота за хвост? ƒавай,  договаривайс€. ѕусть подписывает ƒоговор о —оавторстве. ћне некогда ждать». “екс Ѕогатому Ѕуратино понравилс€, он даже стал сме€тьс€.

-«начит, вот как. ¬двоЄм на мен€ одного теперь навалились. ј финансируй всЄ €! » јгентом € хочу теб€ вз€ть на других услови€х. Ќе нравитс€ мне в јгентском договоре дес€ть процентов. ќчень не нравитс€!

-“ак легко уберу. –аз не нравитс€ в јгентском договоре, пусть дес€ть процентов буду  в  ѕриложении є1 к этому договору, и касатьс€ только первого тиража  ниги вашей совместной.   то же протии? «а ваши деньги любой каприз. Ќо тогда сначала надо подписать Ѕедному ’удожнику и Ѕогатому Ѕуратино ƒоговор о —оавторстве. » только после этого € готов говорить об јгентском ƒоговоре между нами.

-Ќе нравитс€ моим юристам твой договор. ћного неопределЄнности, не типичный он.

-ј Ѕедному ’удожнику нравитс€. ќн его уже подписал. – —казал € и вынул ѕодписанный Ѕедным ’удожником ƒоговор о совместной де€тельности и соавторстве. – ћне им поручено подписать договор сегодн€, или не подписывать вообще. ” него есть уже другие предложени€.

-» кто ему что предложил? ≈сли не секрет? – ”дивилс€ Ѕуратино.

-я и предложил вчера, если что. я от напечатани€  100 экземпл€ров  ниги не обеднею, да у мен€ их будет тогда  целых 60 экземпл€ров, а не 50 как у теб€. » именно моЄ им€ будет  красоватьс€ на обложке ѕервой  ниги ¬еликого јвтора. »менно € войду в историю, а не ты.

-Ќу и что тебе мешает так кинуть мен€? – перешЄл на пон€тийный образ общени€ Ѕуратино.

-ѕрофессиональна€ этика мешает. –¬здохнул €. – ƒетали этой сделки  мне стали известны в силу профессиональной де€тельности. » пусть мне оплачивают мои услуги обедами, но оплачивают. » € же их жрал, не подавилс€! «начит, не могу, по моим пон€ти€м, кинуть теб€. ј вот если ты откажешьс€ от подписани€ ƒоговора о совместной де€тельности и соавторстве, то это будет не кидн€к, а  обычный бизнес. —ам же решаешь, это только твой выбор.

-ј поговорим ещЄ на эту тему? »ли дожать хочешь быстро? “ипа «да» или «нет»? -  Ѕуратино, хот€ уже и был готов подписать ƒоговор, но не  переставал торговатьс€.

-ѕоговорим, отчего же не обсудить детали. ћы же рассчитываем на многолетнее сотрудничество, партнЄрство, соавторство.  ј тут хот€ и сроки поджимают, сроки всегда и всех поджимают, но  јвтор поручил мне, как јгенту, сегодн€ решить этот вопрос, так что € могу беседовать и обедать спокойно до 12 ночи.

-¬се юристы жулики, но ты, ’итрый  ёрист, большой жулик. ѕонимаешь, в ƒоговоре о совместной де€тельности и соавторстве, не определено много существенных моментов. ј их хотелось бы определить.

-ѕонимаешь, какой бы не был строгий договор, всегда есть не€сные моменты. »х все не определишь, от всего в жизни не застрахуешьс€. ¬едь любой договор можно нарушить и потом судитьс€ годами.  Ќо смысл в этом какой? ’итрый и запутанный договор всегда затрудн€ет де€тельность. ј договоры о совместной де€тельности вообще очень сложные. »х отрабатывают годами. ј рамочное соглашение, ведь ƒоговор о совместной де€тельности и соавторстве €вл€етс€ именно рамочным соглашением, по своей сути, позвол€ет его уточн€ть и конкретизировать в ѕриложени€х в любое врем€.

-Ќо что это за пункт, где договор можно расторгнуть в любой момент? Ёто вообще юристы не понимают. –

-ёристы у теб€ тупые. ’от€, по јвторскому праву юристов хороших очень мало.  ачество юристов познаЄтс€ только в  судах, а в скольких процессах в рамках јвторского права твои юристы принимали участие?

-Ќе было такого.

-» какой смысл им  показывать ƒоговор тогда? „тобы подписались, что одобр€ют? ќни тупые, но не дураки, никогда не одобр€т. ¬едь договоры отражают реальные отношени€, а не какие-то мифические юридические. ј они не те, и не те не знают. ј в реальных отношени€х если соавторы возненавид€т друг друга, то это мгновенный конец соавторства, однозначно.  » вводить в обычай, в обычную практику, суды между соавторами глупо, это  противоречит здравому смыслу. «ачем это надо, кому это надо, может, тогда вообще с этим делом не затеватьс€?

-Ќу а как регулировать частности? Ќюансы, возникающие по ходу дела?

-ќперативно, ѕриложени€ к ƒоговору – это его часть, и в них всЄ можно уточн€ть до бесконечности.  » без их подписани€ не надо вообще совершать значимых действий. ј когда пройдЄшь один раз этот путь, то  потом всЄ станет просто и €сно.

-ƒавай подпишу. ”бедил типа в том, что подписать и что-то делать это разные вещи. “ем более, что при всЄм богатстве выбора, выбора вы мне не оставили.  я говорю этому делу «да». Ќо готовь ѕриложени€, буду торговатьс€.

-„итай произведени€, и готовь  нигу, был мой ответ.

 

Ѕогатенький Ѕуратино подписал ƒоговора о совместной де€тельности и соавторстве.  — 25 декабр€ он уже работал, јгентский договор работал с 26 декабр€. ƒо конца года  € наде€лс€ юридически оформить все эти отношени€.  ¬рем€ ещЄ было. я был сыт и  моЄ первое јгентское поручение выполнил в полном объЄме и в установленные сроки.

 

“ранспортные расходы, €, конечно, понЄс, но это были не те транспортные расходы, которые стоило возмещать. ¬едь не строгое следование «букве закона или договора», а следование его духу и смыслу было моей задачей. ћен€ кормили хорошо,  и € был доволен, так как, на мой взгл€д, мо€ де€тельность была полезна всем еЄ участникам. ј ведь это так редко, когда юрист приносит пользу всем. Ёти твари часто принос€т проблемы, а польза обычно приноситс€ ими только некоторым, да и те исстрадаютс€,  пока получат эту пользу.  ёристы, прежде всего, принос€т пользу себе, сут€жничество - оно такое.

 

8.ќбеденный марафон.

 

ћногие думают, что все Ѕедные ’удожники по определению €вл€ютс€ Ћохами ќбыкновенными. Ќу, это не совсем так, вернее, часто даже совсем не так. ’удожник, по определению, обладает достаточно высоким уровнем фантазии. ¬едь он, прежде всего “ворец. ј натворить что-нибудь без фантазии сложно. ѕоэтому, если уж Ѕедный ’удожник придумает себе какую-нибудь цель, то он может придумать и достаточно оригинальные пути дл€ еЄ достижени€.

 

ѕоэтому уже 27 декабр€ 2018 года € имел честь оп€ть обедать и одновременно ужинать в обществе Ѕедного ’удожника и ещЄ  р€да приглашЄнных им незаур€дных личностей. ¬ этот раз жарили шашлыки на улице, и подавали их в дом тем, кто не любил романтики уличного быта.  ак-то так случилось, что Ѕедный ’удожник жил в достаточно богатом доме, на своей земле и мог себе позволить жарить шашлыки в любое врем€ дн€ и ночи. „ем он с упоением и занималс€, предоставив мне полную  возможность решать все юридические  и пон€тийные вопросы с его двум€ будущими соавторами. –аз назвалс€ јгентом јвтора, то работай, јгент, если жрать шашлыки, конечно, хочешь! —праведливо.

 

ѕочему-то запах жар€щегос€ на угл€х м€са  в чистом морозном воздухе неизменно вызывает желание есть. “ак что € сразу, без долгих прелюдий набросилс€ на этих  будущих соавторов. »х было два: ’удожник и  орректор-–едактор. ’удожник был мужик и тоже сильно хотел жрать, поэтому, был  готов  на всЄ, сразу и без вс€ких долгих рассуждений. ј вот –едактор- орректор была бабой, похоже, не особо прожорливой. Ќе толста€ вроде бы, а может быть очень волева€. ѕризнаков жажды шашлыков на еЄ лице было не заметно.

 

-¬аши предложени€? – Ќачала она сразу вопрошать.

-ј что ¬ы сами-то хотите? –ќтветил € вопросом на вопрос.

-ƒенег и побольше. » чтобы ничего не делать. ј если делать, то где-нибудь в “урции или ≈гипте, отдыхаючи, там мне легче и плодотворнее работаетс€. ѕроверенно. – —тала повышать ставки  орректор.

-я не против, но не за мой счЄт. я вообще јгент, тружусь за несколько экземпл€ров будущей  ниги,   да за еду сейчас. ––асставил €  всЄ на свои места.

-Ћадно, тогда, сколько платить  за мой т€жкий труд будете? – ”точн€ла она детали.

-Ўашлыки если дадут, и то хорошо, - вздохнул €. – ’удожник наш ведь Ѕедный, а его трудами мы все тут кормитьс€ собираемс€.

-ƒемь€н Ѕедный не плохо совсем жил. –Ќеожиданно высказалась мадам. – я с ним весьма плодотворно работала. ј этот тип куда лучше ƒемь€нки пишет. Ќа пор€док лучше.  — ним можно и лишний вес набрать.

 

ƒревность  орректора-–едактора как-то не в€залась с еЄ моложавым обликом. ƒаже противоречила ему. Ќо € почему-то не сомневалс€, что всЄ так оно и было.

 

-ј где вы с ним работали? – –ешил уточнить €.

-¬ «ѕравде», разумеетс€. “ака€ сурова€ школа корректорского  дела  была мною там пройдена. ј была € совсем юной девчушкой, но на всю жизнь запомнила, как надо работать.

-ќшибитьс€ было страшно? – ѕоинтересовалс€ € делами давно минувших дней.

-ќшибитьс€ было невозможно. Ќе ошибались почти. – ¬здохнула заслуженный корректор. – Ќо это уже в прошлом. “еперь это не в цене, правильность мыслей и их изложение мало кого интересует. Ќо всегда надо держать уровень, иначе самому будет противно.

 

 орректор-–едактор весьма неожиданно подобрела. “о ли от первой порции принесЄнных Ѕедным ’удожником шашлыков, то ли от первых ста граммов водки, весьма лихо ей выпитых. я не пил, поскольку был за рулЄм, и слегка даже позавидовал такой лихости. “€нуть  дальше не имело смысла, дама была конкретна€, и € ей сразу дал текст договора.

 

 

 

 

–едактор- орректор неожиданно легко подписала ƒоговор совместной де€тельности и соавторстве.   -–.  “олько заметила при этом, что, с точки зрени€ русского €зыка,  договор составлен вопиюще безграмотно. », видимо, от расстройства, выпила ещЄ сто грамм водочки. ёридический €зык имел к русскому весьма специфическое отношение. ќсобый сленг.

 

’удожник же прочитав этот же договор, сказал, что ему и одного экземпл€ра  ниги хватит. ћол, у него вс€ких картинок полно, он сколько хочешь их намалюет. ј так хоть люди увид€т его произведени€, может, кому понравитс€.

 

-ј на что ’удожник живЄшь? – ѕоинтересовалс€ €.

-—кульптуры ва€ю. –—кромно улыбнулс€ ’удожник.

-“ак тво€ фамили€ вроде бы не ÷еретели? ј скульптуры т€жело продать. ћатериал оп€ть же дорого стоит.- ”точн€л € у ’удожник его образ добычи средств на жизнь.

-Ѕрать€ хорошо плат€т. „асто заказы делают. Ќе голодаю.

-„то за брать€ такие богатые у теб€? – –аскапывал истину €.

-Ѕратки, их некоторые называют. я  же их зову  брать€ми ’удожников. ћрут часто, пам€тники им из мрамора и гранита рублю. ћного предварительных заказов есть. ќни реальные пацаны, красоту тонко чувствуют и цен€т. – ќткрыл свою тайну процветани€ ’удожник. – ѕравда, раньше умирали чаще, платили больше, но зато сейчас стало спокойнее работать. “вЄрдых заказчиков много, почти все полностью предоплату внос€т. ј то, помню, давно это было уже, в прошлом веке,  один заказал дл€ друга грандиозный монумент, задаток дал, и сам умер, убили его. ј его друзь€ оплачивать не захотели предварительный заказ, и ему самому очень скромно почести отдали. ƒа и потом сами все поумирали, из-за жадности, наверное. ѕришлось под себ€ переделывать монумент, очень уж хороший художественный вкус был у того брата. Ќо зато  у мен€, благодар€ тому заказу, есть прекрасный пам€тник. я его уже установил на своей будущей могиле. ’орошее место подогнали брать€, очень хороший участок на престижном кладбище, хороший пам€тник.

 

ѕомолчали, сурово пережЄвыва€ шашлыки. ’удожник был по совместительству философ и жизнелюб. Ќо мне, как јгенту, это было не важно. ¬ажно было оформить все юридические документы побыстрее. “ем более, что Ѕедный ’удожник уже собиралс€ нести новую порцию шашлыков.

 

-Ќо оформить книгу, всю книгу, обложку, иллюстрации, это же труд? ј вс€ких труд надо оплачивать. – √нул свою линию €.

-ƒа. ќформление книги – рутина. —огласен. – —огласилс€ ’удожник.

-ћожет, ты как ’удожник-ќформитель ещЄ прославишьс€? ¬ Ѕиблиотеках труды авторов иногда переживают скульптуры. ¬он, скульптур Ћенина на ”краине мало уже, а по Ѕиблиотекам труды есть ещЄ.

-ћожет и прославлюсь. ѕочему бы нет? – –азумно согласилс€ ’удожник-ќформитель.

 

» € ему подсунул очередной договор, который он, не особо чита€, подписал. ѕонимаю, у него брать€ все по пон€ти€м живут и умирают. ”важаю.

 

 

         ѕод вторую порцию шашлыков все, кроме мен€, оп€ть выпили водочки, а  это была уже втор€ бутылочка на троих. —ильны были будущие соавторы, и € зримо ощущал их силу.

 

-ј не нужен ли вам всем вместе јгент, дл€ предоставлени€ ваших интересов перед третьими лицами? –«адал им € важный вопрос. – я, конечно, јгент Ѕедного ’удожника, но, может и вам нужен јгент?

-ћне лично об€зательно нужен јгент, чтобы отвезти мен€ домой. я тут недалеко живу. –„Єтко определила свою позицию  орректор-–едактор.

-» мне нужен јгент. ≈сли он, конечно, не похоронный. “ех агентов у мен€ в знакомцах очень много есть. – ћило и жизнерадостно улыбнулс€ ’удожник-ќформитель.

 

“ак что € им предоставил дл€ ознакомлени€ и подписани€ јгентские договоры.

 

 

ј заодно € позвонил Ѕогатенькому Ѕуратино. ѕро јгентский договор рассказал, особенно про п.9 в нЄм. » о том, что сейчас творитс€ в доме Ѕедного ’удожника. “ак  что почти все будущие соавторы, подписали его в один момент, в 21-00 27 декабр€ 2018 года. ѕравда, был один, Ѕедный ’удожник, подписавший его раньше. Ќу, пусть он и Ѕедный ’удожник, но, на мой взгл€д, самый хитрый из всех своей бесхитростной простотой. ј ещЄ у него очень вкусные шашлыки получаютс€.

 

 онец ѕовести и начало работы јгентом.

 омментарии (0)

Ќет комментариев. ¬аш будет первым!