18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

Ћандшафт, индивид, сообщество. ѕределы толерантности.

23 апрел€ 2012 -

 Ћандшафт, индивид, сообщество. ѕределы толерантности.

 

 

».ƒ. —тепанов

                                               

         „еловек не существует сам по себе, он существует в пространстве. ќн живет в какой-то местности, в определенном  населенном пункте, в какой-то стране, на планете «емл€. —уществует определенный  вмещающий ландшафт, независимо от того, осознает это  человек  или нет.

 

Ћандшафт, в котором мы живем.

 

ћожно привести р€д различных классификаций ландшафтов.  Ќапример, естественный (природный) и техногенный (измененный де€тельностью человека). я проведу не совсем классическую классификацию ландшафтов  в которых существует современный человек в –оссии.

1.√ородской. 2.—ельский. 3. ƒачный . 4.–екреационный 5.¬иртуальный. 6.ѕриродный. 7.»деальный.

 

1.√ородской ландшафт €вл€етс€ неотъемлемой частью жизни современного человека. ќказывает огромное вли€ние на психику и поведенческие  особенности человека.

 

2. —ельский  ландшафт. ћного  людей воспевает сельский ландшафт, идеализирует сельский образ жизни, но в силу различных жизненных обсто€тельств, не могут в нем комфортно существовать.  «начительно переработан, не очень разнообразен.

 

3. ƒачный ландшафт - очень-очень разный. √лавна€ отличительна€ особенность – полностью  переосмыслен и  переформирован в соответствии со взгл€дами  на дачное хоз€йство дачников.  ќчень разнообразен. ќт плантаций картошки, до буйства фантазий и красок любителей цветников.  —амый близкий из всех  и родной человеку. ƒачники – не сельские жители. ¬озвращение на землю и  контакт с нею  был вполне осмысленным, выстраданным. —амый динамично мен€ющийс€.

 

4.–екреационный – под ним понимаем ландшафт, созданный в местах массового отдыха людей, часто искусственный.   природному имеет небольшое отношение, скорее это компенсаци€ дл€ людей, живущих в городских ландшафтах.

 

5. ¬иртуальный. »нтересно отметить, что по€вилс€ достаточно недавно.  Ўироко представлен с экранов телевизоров и компьютеров. ћожет быть очень разнообразным, но не €вл€етс€ реальным.  ћожно сказать, что это вообще не ландшафт. ” реального ландшафта есть много характеристик, а у виртуального  гораздо  меньше. Ќо тем не менее многие люди провод€т  значительную часть своей жизни в виртуальной действительности, которой соответствуют и виртуальные ландшафты. “ак что часть людей нашего времени живет в виртуальных ландшафтах.

 

6.ѕриродный ландшафт - это тот, который €кобы не тронут человеком. »нтересно отметить, что таких ландшафтов  на планете «емл€ практически не существует. ћы имеем планету Ћюдей. Ќо условно, природный ландшафт – это  ландшафт, соответствующий своей природно-климатической зоне. Ѕудем считать такие ландшафты базовыми, природными.

 

7.»деальный ландшафт. ”  каждого человека есть свое представление идеального ландшафта – дл€ кого-то это пол€ и реки, дл€ других – леса и озера, дл€ третьих – море и горы… Ќо дл€ мен€ это природный (базовый) ландшафт, в котором существует субландшафт  более богатый, но и более преобразованный человеком, чем базовый .Ёто субландшафт дачного типа.  ¬ случае  прекращени€ хоз€йственной  и рекреационной де€тельности   природа постепенно вернет все к базовому состо€нию.  ∆ить человеку на планете «емл€ и не оказывать на нее воздействие невозможно. ѕоэтому  идеальное воздействие  возможно при всевозможном обогащении базового ландшафта  человеком.  “олько человек, сознательно преодолевающий отчуждение между ним и природой, способен обогащать  ландшафты. „еловек, отчуждающий себ€ от природы, обедн€ет их.

 

 

 

 

»ндивид и сообщество.  ак мы живем в ландшафтах.

                                                                                                                  

            ¬не зависимости от нахождени€ в тех или иных ландшафтах люди демонстрируют определенные устойчивые образцы поведени€.

ѕроведем их классификацию.

1.√ородской. 2.—ельский. 3.ƒачный. 4.Ёкспедиционный. 5.“радиционно-этнический. 6.¬иртуальный. 7.»деальный.

 

1.√ородской образец поведени€   наиболее распространен.  —уть его проста – максимальный комфорт, максимальное отчуждение себ€ от природной среды как враждебной. “ехническа€ оснащенность и информационна€ зависимость.

 

2.—ельские жители не столь зависимы от комфорта и прочих «городских» радостей. ћного реальной информации о  ландшафтах, в которых они существуют. «нают, что кос€т траву, а не сено…. ѕрисутствует т€га к городскому образу жизни.

 

3. ƒачный образец поведени€    совмещает различные аспекты. ѕрисутствуют в разных дол€х и городские, и сельские черты. —ама€ характерна€ черта – это  активное преобразование  своей среды обитани€ на даче. јктивное творческое начало присутствует  во всем. ћного энтузиазма и оптимизма. ”станавливаютс€ своеобразные отношени€ со своими растени€ми.  √лавна€ проблема – приходитс€ возвращатьс€  к городскому образу жизни, а не хочетс€.

 

4.“радиционно-этнический.  ак это не покажетс€ странным, но р€д людей на планете «емл€ все еще продолжают жить, как жили, их  предки. ” каждого народа свои обычаи, и тут есть большое разнообразие.

 

5. Ёкспедиционный образ жизни  не св€зан со средой. „еловек €вл€етс€ «вечным командировочным», работает в любом месте планеты…. ќчень адаптирован к любым услови€м.

 

6. ¬иртуальный. ¬есь мир  у р€да людей  св€зан с интернетом.  ¬се значимые событи€ протекают в нем . ј реальна€ жизнь – только фон.

 

7.»деальный образ жизни – вот тут фантазии людей разворачиваютс€ во всю ширь!!! ќбразец поведени€ как категори€ тут не подходит. »деальный образ жизни – это такой, который делает человека счастливым.

 

            ¬ зависимости от различных  образов жизни людей и различных ландшафтов,  где они осуществл€ют присущий им образ жизни возникают  различные взаимосв€зи и взаимозависимости. » как следствие, различный уровень толерантности  по поводу этих взаимосв€зей.  аждый индивид и каждое сообщество индивидов имеет свои, обусловленные их образом жизни пределы. ¬ыход за их пределы €вл€етс€ интолерантностью и влечет €вный конфликт интересов в различных формах.

 

¬нешние вызовы.

 

 

 

     Ёти сообщества индивидов составл€ют собой определенные, достаточно устойчивые социальные системы. Ќо периодически любое сообщество людей (система) и каждый отдельный человек (элемент системы) подвергаютс€ воздействию внешних вызовов. Ёто могут быть как вызовы, исход€щие от других  сообществ людей (систем), так и иные ( к  примеру,  природные  или техногенные).“олерантность к ним ( или устойчивость, или терпимость) определ€етс€  не только самой личностью индивидуума  или  морально-этическими нормами, действующими в сообществе людей, но и тем местом, тем ландшафтом, где им  был сделан вызов.  ћожно привести различные примеры того, что в зависимости от места воспри€ти€ внешнего вызова мы имеем различные реакции и пределы толерантности.  «Ќахождение в привычном и естественном дл€ них и их образе жизни ландшафте  побуждает поступать людей наиболее свойственным им образом.    ћожно говорить, что их реакци€ более естественна. Ќо естественность реакции не подразумевает большей толерантности или интолерантности. ¬ зависимости от   св€зей, установленных между ландшафтом и сообществом  людей   существуют предельно допустимые нормы внешних вызовов,  которые не разрушают эти взаимосв€зи в  этом ландшафте. “о есть социальна€ система все еще остаетс€ устойчивой. ѕри переходе через эти предельно допустимые нормы систем  про€вл€етс€ интолерантность и данна€ система разрушаетс€. 

—тоит отметить, что в р€де ландшафтов при определенном образе жизни сообществ людей, вообще некорректно использование  таких пон€тий, как толерантность или интолерантность. ќ какой толерантности  может идти речь при обнаружении на своих охотничьих угодь€х чужака, промышл€ющего с оружием в руках. »ли фермера, обнаружившего чужака, убирающего его урожай!  огда речь идет об использовании корм€щего ландшафта чужими толерантности быть не может – это условие выживани€ местного сообщества.

 

ѕовышение пределов толерантности, как услови€ стабильности.

 

 

 

“олерантность, терпимость – необходимый элемент дл€ существовани€ техногенных ландшафтов, с большой скученностью и разнообразием поведени€ населени€, имеющего  различный культурологический бэкграунд.

Ќо рано или поздно толерантность перейдет в интолерантность, так как любому терпению приходит конец. ¬оспитание толерантности, терпимости, позвол€ет только отсрочить социальные взрывы по различным основани€м и поводам. Ќе надо забывать, что существуют внешние вызовы. ƒа и сами техногенные ландшафты и  различные образы жизни современного человека предполагают такую реакцию.

“олько наличие культурологической альтернативы развити€  индивидуума и различных сообществ людей, прочно св€занной с различными ландшафтами, позвол€ют убрать в исторической перспективе такое пон€тие как «толерантность» и заменить его на «уважение». ѕри отсутствие системного конфликта освоени€ корм€щего  ландшафта.

—амый известный пример такого повышающего общую толерантность общества взаимодействи€  в –оссии  - это дачные ландшафты в –оссии и дачный образ  жизни. Ќаличие этих факторов спасло –оссию от  всеобъемлющего социального взрыва в 90-х годах, при изменении базовой социальной системы в стране. » до сих пор, €вл€етс€ фактором позвол€ющим многим росси€нам иметь более высокие пределы толерантности в тех техногенных ландшафтах, где люди, лишенные  своего ландшафтно-творческого пространства уже про€вл€ют интолерантность.

–ассмотрение  человека во вмещающем его пространстве позвол€ет прогнозировать его пределы толерантности и пороги наступлени€ интолерантности.  —ообщество «ѕолитическа€ экологи€» , использу€ данный инструментарий предсказало событи€ в ≈гипте и Ћивии. ѕри необходимости, можно получить  достаточно точный прогноз по любому региону.

Ќаличие альтернатив развити€ человека во взаимосв€зи с ландшафтами, позвол€ет в р€де случаев исключить пон€ти€ «толерантности» и «интолерантности», так как исключаетс€ сама  основа дл€ них.

Ќадо осознавать, что в самом образе жизни людей, живущих в техногенных городских ландшафтах, заложен механизм перехода толерантности в интолерантность. ƒл€ повышени€  порога перехода необходимо иметь возможность или механизм предоставлени€ альтернатив развити€ различным сообществам и индивидам.

ѕока же парадигмой развити€ современного общества альтернативы развити€ не предусмотрены. —уществует только глобальна€ цивилизаци€ потребителей. ¬ состо€нии перехода в интолерантность. “ак как пределы толерантности уже на пределе.

ѕохожие статьи:

ќбщий раздел–езервации, территории, земства - опыт успешного применени€ законов политической экологии как фактор глобальной политики.

ќбщий раздел—истемы автономного энергообеспечени€ зданий и образ сельского дома будущего

ќбщий раздел—истема взаимодействи€ с окружающим ландшафтом, как средство экологической защиты.

ќбщий раздел“олерантность в виртуальном пространстве Ц »нтернет

ќбщий раздел—ооотношение св€зей в опыте советской архитектуры

–ейтинг: +2 √олосов: 2 4135 просмотров
 омментарии (2)
0 # 24 апрел€ 2012 в 14:29 0
“ак что же ¬ы предлагаете? –аз в городской среде, где скученность больша€, толерантность на пределе, то куда всем - в пол€, на природу?
0 # 24 апрел€ 2012 в 19:05 0
..может стоит попробовать вместо толерантности креативность?)
” мен€ создалось впечатление, что в статье рассматривалс€ только один вид воздействи€, человека на окружающую природу.. может € ошибаюсь?).