18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

ѕроза жизни в мае -2018

31 ма€ 2018 - enot

ѕроза жизни в мае

 

».ƒ.—тепанов

 

 

 

        

 

32.»–.05

 

∆изнь в своЄм мире.

 

¬ каком мире мы живЄм?! ќтвет на этот, в общем-то, риторический вопрос имеет очень  важные последстви€. Ѕолее того, когда возникает потребность ответа  на него, это признак того, что  человек находитс€ на очередном этапе выбора пути.

 

ƒл€ мен€ очевидно, что каждый человек живЄт в своЄм индивидуальном, персональном мире. Ќасколько он  построил свой мир сам, настолько же он может управл€ть своей жизнью в нЄм сам. „асть «своего» мира человек получает от своих родителей, в основном построением мира ребЄнка занимаетс€ его мать. ѕотом  уже человек может сам строить и перестраивать свой мир. «я сделал себ€ сам», - это именно о построении своего мира. Ќо насколько «сам» всЄ делает человек, это ещЄ вопрос.

 

—оциальную жизнь в различных еЄ аспектах никто не отмен€л. » различные организации, формальные и неформальные оказывают тоже большое вли€ние на построение «своего мира». √лавное  своЄ вли€ние они пытаютс€ оказать на человека с помощью «чувства вины» и «чувства долга». ќсобенно преуспели в этом религиозные де€тели, человек, с точки их зрени€, грешен изначально, то есть виновен. » только искупление этой вины, пока€ние, даЄт надежду на радостное будущее. ѕосле смерти, разумеетс€. ј жизнь надо посв€тить либо искуплению «изначального греха», либо «выполнению своего долга».  ак же иначе?!

 

ћужчина почему-то «должен» всем женщинам, особенно на 8 ћарта, женщина, почему-то «должна» своим дет€м и семье. ¬се вместе «должны» государству, причЄм часто в пр€мом смысле этого слова. ”ченики «должны» учитьс€,  получать образование. ”крепл€ть в себе, формировать «правильным образом» чувство вины и долга перед кем-то.  то кому  должен – это главный и наиболее существенный вопрос в жизни современного человека.

 

— банками пон€тно, если вз€л денег у них, то, разумеетс€,  должен им сразу. ј вот даже с родител€ми уже  проблемка.  огда те завод€т детей, то их не спрашивают о согласии. ƒаже воспитывают согласно своему разумению. » это нормально. Ќенормально, когда различные ювенальные органы лезут в этот процесс. Ёти-то куда, их-то кто звал? Ќо к моменту совершеннолети€ дети обычно уже внутренне определ€ютс€ по поводу того, кто кому должен. »ногда и значительно раньше определ€ютс€. “ут важно пон€ть, должны ли дети родител€м, или родители дет€м?! ¬ любом случае, кто-то кому-то должен, особенно в нашем обществе.

 

 лассические жители «западной цивилизации» не люб€т быть должными ни родител€м, ни дет€м. ќт долгов банкам труднее отказатьс€, банки очень уж хорошо умеют сделать так, что будешь им должен до  самой смерти. «ато, если ты принадлежишь «западной цивилизации», то ты должен раздел€ть еЄ ценности и взгл€ды на мир. ј этот долг всем долгам долг. ћногие, даже  проживающие « на западе» не собираютс€ отдавать этот долг гостеприимному обществу. Ќо если сами не отдадут, то будут отдавать их дети этот долг, раздел€т «ценности», с помощью образовани€, ювенальной юстиции  и банков «выбьют» из их семьи и рода  этот долг.

 

¬от и протестуют многочисленные радикалы на западе против этого «долга», а заодно и против всех остальных мерзких долгов. ѕонимаю людей, даже радикалов. ќни не хот€т платить долги, это тоже нормально.  ј легче всего не платить долги, разрушив систему. Ќет системы, нет долгов ей! Ёто же давно известно, вот и возникают многочисленные террористы. ’от€, как правило, люди, осознано идущие на террор, тоже имеют «долги», но другой системе. » та от них тоже требует «выполнение долга». ƒругих вариантов принудить людей на противоестественное поведение нет. ¬ыход€т они из подчинени€ системы без долгов. —ами своЄй головой и в своЄм мире живут.

 

¬ св€зи с развитием интернета, индивидуальных гаджетов и информационных технологий человек получил возможность более  сильной индивидуализации, чем раньше. » более дл€ непосредственно окружающих его людей скрытой, но полностью открытой дл€ «хоз€ев» информационных площадок, социальных сетей. “ам есть свои «долги», главный из которых посто€нно присутствовать и принимать участие в жизни «информационного сообщества». » законы «жизни» там немного отличаютс€ от «реальной».

 

’от€ кака€ жизнь реальна?  акой мир насто€щий?  ќказываетс€, всЄ очень просто. ƒл€ сознани€ человека реальным €вл€етс€ тот мир, которому он удел€ет внимани€. ќн может удел€ть внимание многим мирам. ј насколько это соответствует мирам окружающих его людей, это второй вопрос.  “е же тоже живут где-то там в своих мирах.  » пересекаютс€ только в тех вопросах, которые  возникают резко и очевидно. Ќапример, в вопросе, почему посуда  не мыта ещЄ?!  » когда находитс€ такой вопрос, то с помощью чувства долга и чувства вины пытаютс€ его решить. » с тем или иным успехом решают эту проблему.

 

ћир денег, долгов и вины силЄн. ќн занимает умы  большинства людей на планете, но не всех. ≈сть такие хитрецы, которые живут в иных мирах. Ёто совсем не по вкусу многим,  это не типично, это возмущает. » против таких людей, так или иначе,  пытаютс€ выстроить контригру. ¬ернуть их «на «емлю». Ќо это только игра разума, ведь все  люди обладают личными мирами. » если у кого-то его личный мир полон борьбы за выживание, то это его личные проблемы. ¬ «западной цивилизации» есть великолепна€ фраза: «это не мо€ проблема». “аким образом человек пытаетс€ не получить очередную порцию  эмоций дл€ стимулировани€ своего «чувства долга» и «чувства вины». ¬едь у него, как правило, уже есть долги перед банком, ему и так жить т€жело, зачем ему в его собственный мир пускать чужие проблемы?!

 

» жизнь  многих людей безрадостна, бесперспективна, погана€ така€ жизнь. ¬с€ в долгах и в  нав€зываемой вине. ¬от и отвлекаютс€   от неЄ наркотиками и алкоголем, виртуальными играми и конструированием личной действительности. » очень многие хот€т  путешествий, смену внешних декораций, при неизменном внутреннем мире. » жить,  на какое-то врем€, становитс€ легче. ’от€ в мир долгов и вины приходитс€ возвращатьс€. ¬ мир проблемных детей и родителей, не соответствующих своим образом жизни твоим личным представлени€м. Ѕолее того, мучащим теб€, чувством вины и долга.

 

ј € живу в мире, где нет, или почти нет чувства вины. Ќе нужно оно мне. ’от€ многие, очень многие, хотели бы, чтобы € чувствовал вину, или хот€ бы признал еЄ наличие. ј у мен€ не получаетс€ это почти никогда. ¬едь это непри€тно быть виновным, вот и не хочу  € слушать аргументацию людей, пытающихс€ доказать мне, наличие вины в моей жизни. ѕока  не получаетс€ у них ничего, но, может быть, и получитс€ когда-нибудь. ћир боли  и вины силЄн. ј может быть, в моЄм случае, и обойдЄтс€ как-нибудь.

 

» ещЄ в моЄм  мире нет моего долга делать что-нибудь дл€ кого-нибудь. Ќе должен € никому ничего. ’от€ банки пытаютс€ мен€ врем€ от времени снабдить очень выгодными кредитами и сделать должным. Ќо пока более-менее балансирую. — государством тоже более-менее разбираюсь. ’от€ любое государство умеет эффективно делать человека должным. –ано или поздно взыщет твои долги. Ќо, может быть, но в случае смерти долги переход€т дет€м по наследству?! ’от€ в случае с государством всЄ неопределЄнно всегда.  ƒумаешь, что не должен, а потом штраф за нарушение правил дорожного движени€. —ильно государство. — людьми легче, с людьми часто бывают взаимные долги и взаимозачЄты. ƒа и разборок на эту тему € не боюсь. ќпыт есть, разберЄмс€!

 

Ќо жить в обществе и быть свободным от общества нельз€, и у мен€ даже нет такой цели. ѕросто, когда € имею возможность, то € что-то делаю дл€ других. я ничего никому не должен, но если имею возможность и желание, то мне при€тно что-то сделать дл€ другого человека. ј вот если €, с точки зрени€ абстрактного человека, должен что-то сделать дл€ него, то тут проблема. ƒелать сразу почему-то ничего не хочетс€, да и возможности почти нет. ƒел своих очень много почему-то возникает, и очень важных.

 

»ногда люди прос€т мен€ что-то сделать. ћне это очень при€тно, мне радостно, что € кому-то зачем-то нужен. Ќе должен им ничего, но имею возможность помочь в чЄм-то.  ак правило, € это  делаю, но есть одна проблема – сроки. ¬едь € делаю, когда сам это сделать захочу и буду иметь возможность. Ќо ведь если смогли обратитьс€ с просьбой, как правило, ждут немедленной реакции. ¬едь это так трудно попросить, все же такие гордые и самосто€тельные! “ак что прос€т редко почему-то. » € очень редко кого-то о чЄм-то прошу, € ведь тоже очень гордый и самосто€тельный. —читаю, что если к кому-то обратилс€ с просьбой, то даю этому человеку возможность  что-то сделать дл€ мен€ без чувства вины и долга. ѕросто, по доброте душевной.

 

» ещЄ, если € не пою утром радостные песни, то  мой мир, где € живу, требует  корректировки. »ли смены внешних декораций.  «начит, € неправильно как-то живу в своЄм мире, безрадостно. ј это глупо и бесперспективно. ¬едь зачем  человеку жизнь, если она не приносит ему радости? ј ссылатьс€ на какие-то внешние обсто€тельства всегда можно. Ќо в них ли дело?

 

¬ообще, если разобратьс€, в странном мире € живу. Ќо почему он странный? ” мен€ за окном светит сейчас солнышко, поют птички. Ѕолее-менее тепло. —оседи через улицу режут металл. –асцвели  уже целых два тюльпана. ¬ доме совсем нет колбасы, зато во дворе очень много есть дел. ≈сли будет возможность, то их буду делать, ведь это при€тно, если есть возможность и желание. ∆елание уже есть, так как  наводить пор€док при€тно, всЄ становитс€ ещЄ лучше.  расивее и радостнее.  ј что человеку дл€ счасть€ нужно?! »меть возможность и желание жить в радости в окружении красоты. »ли € не прав, и в чЄм-то ошибаюсь?!

 

 

 

 

 

33. –.05

 

 амчатские рассказы.

ћо€ маленька€ причастность.

«нам€ ѕобеды над ѕриморским.

 

¬ конце апрел€ 1980 года было ещЄ много снега в окрестност€х ѕриморского (ѕетропавловска- амчатского-50, сейчас ¬илючинска).  Ќе знаю, кто это придумал, но 27 апрел€, в воскресенье, больша€ группа лыжников пошла на «покорение» вершины  олдун. √лавными дл€ мен€ там были  отова √алина ѕетровна и ћигачЄв ¬алентин »ванович – наши тренеры. «а ними и шли в полном составе наши лыжные секции. Ѕыли ещЄ из взрослых какие-то люди, но в пам€ти осталось только то, что у некоторых из взрослых в рюкзаках были неудобные и громоздкие металлоконструкции.

 

Ѕолее массового лыжного меропри€ти€ на моей пам€ти не было.  Ѕыло решено отправл€тьс€ от дороги, недалеко от магазина ¬илюй, напротив кочегарки, и идти по хребтам сопок. »ли по перевалам, или по верхней части, если у сопок есть перевалы. “ам был наст покрепче, и, по идеи, идти было легче.

 

ѕока  цепочка лыжников неторопливо  начинала движение, € умудрилс€ потер€ть сознание. Ќикогда ни до, ни после, в моей жизни не было столь удивительного происшестви€. ¬ерхней частью лыжной палки € дал сам себе подложечку, в район шеи. » упал в снег, хот€ в сознание пришЄл очень быстро, ведь лежать  мордой в снегу не очень-то и при€тно. «ато, какие волшебные цветные круги плыли у мен€ перед глазами! Ќаконец-то  € их увидел, а то читал только раньше: «у него круги поплыли перед глазами», а насто€щих, хороших и цветных  кругов никогда не видел.

 

’от€ мой странный поступок слегка обеспокоил √алину ѕетровну, но при осмотре моей довольной морды лица, пребывающей в какой-то возвышенной эйфории, она не обнаружила необходимости в медицинской помощи. ƒа еЄ и не было, никакой необходимости. ’от€ выражение на этой самой морде было диковатое и странное.  ќчень уж задумчиво √алина ѕетровна смотрела на мен€. Ќо € не собиралс€ отказыватьс€ от ещЄ не начавшегос€ похода, цветные круги перед глазами  - это не причина. ѕравда, при падении разбилс€ мой термос с гор€чим чаем. Ќо оставались ещЄ бутерброды. я выбросил уже ненужный термос, без него было удобнее идти, а  провести двенадцать часов без пить€ дл€ мен€ и сейчас вообще не проблема. » тогда это тоже было абсолютно несущественно.

 

Ўли долго. Ќа наш ѕриморский открывались довольно-таки необычные виды. ¬место термоса надо было вз€ть фотоаппарат, но как хороший исполнитель, € вз€л термос и бутерброды, согласно команде тренеров. ј про фотоаппарат  даже и не подумал. ќбычно, фотографии ѕриморского в те  времена делали с  олдунихи или с —игнальной сопки. ј  тут был иной необычный ракурс.

 

 огда топчешь снег, а не бежишь по хорошо накатанной  лыжне, обычно больше устаЄшь. ¬ нашем походе лыжню не утаптывали специально, даже во многих местах были различные варианты продвижени€ вперЄд. я шЄл ближе к хвосту цепочки, и мог выбирать более удобные варианты. ’от€ двигались мы довольно-таки медленно. ћедитаци€ при  катании на лыжах всегда присутствует. ѕризнавай это или не признавай. “ак же как и особый режим функционировани€ организма.   ое-кто называет такой вид медитации динамической. “ак что € был, как и другие участники похода, в изменЄнном состо€нии сознани€. —ветило солнце и было хорошо.

 

Ќо вот мы и добрались до вершины  олдуна. Ќа его  вершине уже монтировали сборный флагшток. ќн был изготовлен у нас на  судоремонтном заводе. Ќеудобные металлоконструкции были доставлены на место назначени€ взрослыми и превратились в флагшток. ≈го укрепл€ли камн€ми, и какими-то раст€жкам. ќсновна€ масса  народа стала есть бутерброды, принесЄнные с собой,  и пить чай. ¬рем€ уже было послеобеденное. я грустно и без аппетита пожевал застывшие бутерброды, не тащить же их обратно?!  то-то угостил тЄплым чаем.  Ѕыло холодно. ƒул ветер, хот€ солнышко и светило, но мы были неподвижны.

 

Ќаконец флаг  был закреплЄн на флагштоке. ќн был очень большой,  но сразу же развернулс€ на  ветру. ¬се закричали ура, и была дана команда спускатьс€. ћы ринулись вниз по склону. Ќадоело уже торчать на ветру! —разу стало веселее, при спуске каждый выбирал себе маршрут сам, как ему удобнее. ј оборачиватьс€ назад было некогда и небезопасно. Ќикто не хотел ткнутьс€ носом в снег.  ƒовольно-таки быстро € оказалс€ у больницы, сн€л лыжи и пошЄл домой. ѕоход дл€ мен€ был завершЄн.

 

ƒома € нормально поел и выгл€нул в окно. «а окном был привычный серо-белый пейзаж, вид на  олдуниху и  олдун. ярко светило солнце и красный флаг был отчЄтливо виден на фоне голубого неба. » € там тоже был, совсем ещЄ недавно.  Ќесколько раз за день € смотрел в окно на красный флаг. » на следующий день тоже.  ак он там, на вершине?! “ам же ветер и холодно! Ќо ветер, посто€нный ветер, на вершине держал красный флаг в развЄрнутом состо€нии.

 

»ногда причастность, проста€ причастность к событию, делает жизнь человека более значимой. ¬оевавшие в ¬еликой ќтечественной ¬ойне все были причастны к ѕобеде. » трудившиес€ в тылу тоже были причастны. ј вот поколени€, пришедшие  в жизнь после неЄ, свою причастность могли ощутить только через родных и близких. „ерез книги и воспоминани€ участников тех событий. „ерез знани€ и пам€ть, через свои поступки.

 

¬ 1945, 1946, 1947  праздновали 9 ћа€. ќчень близко была война, очень важна была победа в ней. ј потом как-то перестали. ≈щЄ был праздник 2-3 сент€бр€ –ƒень окончани€ ¬торой ћировой ¬ойны и ѕобеды над милитаристской японией. ”чреждЄн 3 сент€бр€ 1945 года.  Ќо его тоже перестали праздновать. ј в 1965 году по инициативе Ѕрежнева, оп€ть 9 ћа€ стал ѕраздником. Ѕрежнев был причастен к той войне, не мог забыть о ней.  — 1975 года стали удел€ть особое внимание ветеранам.  я помню, как это обрадовало многих из них. ¬спомнили и об их причастности на государственном уровне.

 

¬озродились ѕарады на  расной ѕлощади. » каждый, принимавший в них участие, или смотревший их по телевизору, подтверждал свою причастность к ѕобеде. ѕусть не непосредственную, а опосредованную. ¬едь в каждом из нас есть гены народа, победившего в той ¬еликой ќтечественной ¬ойне. » даже простое осознание этого факта делает нас причастными. ј поступки, участие в праздничных меропри€ти€х,  делают нас причастными  ещЄ больше.

 

¬ 1991-94 годах парады в ћоскве не проводились, убивалась причастность. Ѕолее того, Ѕорис ≈льцин  9 ћа€ 1996 года сказал, что парад на  расной ѕлощади будет проводитьс€ последний раз. ѕомню, как покоробили мен€ эти слова.  то он такой, что бы лишать весь народ причастности к ѕобеде? ’от€ в 1997 году отказалс€ подписать законопроект одобренный √осдумой о внесении 3 сент€бр€ в дни воинской славы, как даты ѕобеды над милитаристской японией. Ѕыл президентом тогда, мог.

 

Ќо «ельцины» приход€т и уход€т. ѕричастность или непричастность к тем или иным событи€м – это личное дело каждого.    примеру, —ахалинска€ областна€ государственна€ дума не успокоилась, и ещЄ  три раза вносила оп€ть  законопроекты о «3 сент€бр€» в 2000, 2002, 2003 годах. » ещЄ много чего делали! ѕричастными к  победе над японией считали себ€ жители —ахалина и  урильских островов! » только в 2010 году  добились своего. » другие граждане нашей страны помн€т свою причастность. ѕарады ѕобеды оп€ть идут  на  расной ѕлощади.

 

’от€ уже очень мало осталось ветеранов, но причастность стала €рко осознаватьс€ многими.  » уже  «Ѕессмертный полк» идЄт по всей –оссии. —ама€ насто€ща€ причастность к ѕобеде, выраженна€ в действии.

 

ј 9 ма€ 1980 года «нам€ ѕобеды трепетало на ветру над ѕриморским. “ак мы, его жители, отмечали 35 годовщину ѕобеды. »  не важно, что € тогда не думал о своей причастности к ней. ¬ажно было дл€ мен€ то, что € тоже принимал своЄ маленькое участие в подн€тии красного флага над  олдуном, где он стал «наменем ѕобеды.  ¬едь ознаменовать эту славную дату мы и отправились ещЄ в апреле. ѕодн€ли знам€ народа-победител€. ј сейчас,  реет ли «нам€ ѕобеды над ¬илючинском?! Ќад  олдуном?! ’от€  это не так уж  и важно, поступки могут быть различными, главное – причастность.

 

 

34.»–.05

 

—транные происшестви€ в Ѕелоруссии и –оссии.

 

¬ конце апрел€ 2018 года € совершил странный поступок. ≈го последстви€ ещЄ не вполне мне €сны. Ќо то, что они уже есть и ещЄ будут про€вл€тьс€ – уже очевидно. ѕочти весь апрель € провЄл в Ѕелоруссии. “ак получилось, хот€ обычно в середине апрел€ начинаетс€ мой «“юльпановый дозор», сидение на даче и за тюльпанами надзор. ќчень поздно наступила весна в –оссии, и  первый тюльпан расцвЄл у мен€ только третьего ма€. Ќо речь сейчас не о тюльпанах, а об иных личност€х.

 

— этой странной компанией € познакомилс€ совсем не случайно. я был просто обречЄн на знакомство. ќни жили там, куда € приехал, и задержалс€ почти на мес€ц. ћестные, куда от них денешьс€? —начала пригл€дывались друг к другу, потом мы беседовали врем€ от времени, а потом стали друзь€ми – товарищами. ј когда € собиралс€ возвращатьс€ в –оссию они, почти все, захотели ехать вместе со мною.

 

Ёто было странно, хот€ € к ним очень сильно привык и тоже хотел продолжение тесного общени€. ƒаже приглашал к себе пожить, на дачу. ј то им в городе было душно и пыльно, да и мне на даче порой не с кем было перекинутьс€ добрым словом даже. «лым словом можно перекинутьс€ с сосед€ми, это просто. “акие вот дела. ƒолгих сборов не было, мне даже показалось, что они всю жизнь ждали этого момента. ћомента отъезда с их родины, из Ѕелоруссии. ’от€ утверждать, что по€вились они все дружно на свет именно в Ѕелоруссии  € не могу, но, точно, большую часть своей жизни провели безвылазно там.

 

-ѕоедим мы с тобой, натерпелись уже тут, - сказал самый старший и самый здоровый из них.

-ћальчику давно пора мир посмотреть, - добавила симпатична€ молода€ мамаша с симпатичным ребЄнком.

-Ќадо сразу обустраиватьс€ в –оссии, пока мы молодые, -вторила им молода€ пара.

- ј мне, может, рану на голове залечат, в –оссии ведь лучше медицина, чем в Ѕелоруссии, - добавил ещЄ один из компании.

- ƒа мне-то что, машина больша€, всех заберу! –√остеприимно  отвечал €. Ќа даче поживЄте, лето ведь. “юльпанами полюбуетесь.

-Ќе могу € уезжать, хотелось бы, но не могу. «десь много дел. – ¬ыступил в свою очередь в беседу ещЄ один матЄрый товарищ.

- » € останусь. ƒруга бросать не могу. – Ёто высказалс€  симпатичны папа малыша, собиравшегос€ вместе с мамой начать осматривать мир, начина€ пр€мо с –оссии.

- я еду. ––ешительно высказалс€ мелкий, но решительный товарищ, слегка взъЄрошенный и боевой.

 

ѕоехали с раннего утра. Ѕлиже к границе, среди моих попутчиков началась кака€-то странна€ возн€. «доров€к, оказываетс€, много где побывал, и много чего знал про различные границы. ќн предложил всем пересечь границу в багажнике, спр€тавшись под пакетами. ћелкий и нахальный сразу отмЄл это предложение.

 

-ѕеркосрак от погранцов не будет пр€татьс€. —вои реб€та. – «а€вил он, и нахально залез на сидение р€дом с водителем.

- ѕаспортов у нас нет, надо пр€татьс€. – јвторитетно говорил  здоров€к. – Ќе пуст€т иначе в –оссию. ƒа и водител€ накажут за нарушение административных правил.

-ј разве –осси€ и Ѕелорусси€ не одна страна? – ”дивилс€ €.

-—трана-то вроде бы одна, а без паспорта нельз€ через границу.- ѕродолжал свою линию здоров€к. – —кажешь, что мы соврали, если возьмут нас на границе, что соврали, будто есть у нас паспорта. ћеньше штраф будет. ј вышли мы все из леса у дороги. ѕопросились довезти до границы только. Ќу и заснули. ј ты забыл, где граница.

-¬ багажник под пакеты не пущу! ћалышу и молодой мамаше не место в пластиковых пакетах! – –ешительно ответил €. – ≈сли спрос€т, что в багажнике, то что € отвечу? “ела в пакетах?

-Ќе хочу в багажник, - захныкал малыш.

-¬от так и ори, если останов€т, что в туалет хочешь, - поучал здоров€к, а ты, мамаша, спрашивай, где ближайший туалет! ѕограничники не люб€т орущих детей, которые  хот€т в туалет. Ѕыстро их отпускают.

- Ћадно, вот вам куртка и оде€ло. ћожете укрытьс€ на заднем  сидении, типа заснули. » орать не надо. – ”мно придумал €.

-≈сли что, € бегу обратно в Ѕелоруссию. ѕрорывалс€ ужераньше, плечо даже порвали. ќтсижусь дома, это лучше чем штрафы платить! –«доров€к  был настроен решительно.

 

я, конечно же подозревал, что что-то не так с этой компанией.  ак-то уж они с очень большим интересом отнеслись именно ко мне и моей большой машине. ƒокументов у них не было вообще! ¬от так номер они выкинули. — другой стороны, мен€ никогда ещЄ не останавливали на российско-белорусской границе. Ќикогда. ћожет быть, и на этот раз проскочим? ј вот и граница. ќстановили первый раз. ѕопросили паспорт показать. ѕоказал. ћашина с московскими номерами, паспорт с древней московской пропиской. —ам € абсолютно спокоен.

 

- „то везЄм в багажнике? – ѕоинтересовалс€ вежливый пограничник.

- Ќичего в багажнике не везЄм. ¬ернее, обычную ерунду везЄм. – ќтветствовал €.

- ƒоброго пути.

 

—амое интересное, что  гордо сидевшего на сидении р€дом со мной ѕеркосрака пограничник даже паспорт не попросил показать! —воих они что ли чуют? »ли просто не заметил?! ƒолго ещЄ, опаса€сь камер видеонаблюдени€, сидели тихо белорусы под куртками и оде€лами на заднем сидении. ј ѕеркосрак, молчавший до границы, теперь разговорилс€. ќн рассказывал, как служил в спецназе, в —оветском —оюзе. » хот€ погранцы это не спецназ, но свои, крепкие реб€та.

 

ѕостепенно  белорусы вылезли из под оде€ла и с интересом смотрели на окружающий мир. ћир был менее зелЄным, чем на их родной земле. » чем ближе мы подъезжали к ћоскве, тем всЄ менее зелЄным становилс€ мир. ј лица у этой публики становились веселей.

 

-ƒокументы у теб€ на даче часто провер€ют милиционеры? – ƒеловито поинтересовалс€ здоров€к.

-Ќи разу не было такого, -ответил €.

-Ёто хорошо!

 

я не знал, хорошо ли это или плохо, но здоров€к, видимо, знал. ѕриехали мы ко мне на дачу без лишних приключений, хот€ по дороге их звали остатьс€ у себ€ добрые сердобольные  люди. ћесто где жить предлагали. Ќо белорусы решили держатьс€ крепкою кучкою. ќни мне нравились, так как были деловиты, не многословны, аккуратны в быту. ѕомогали мне по хоз€йству чем могли, но с территории дачи нос не высовывали. „ерез неделю  старший белорус начал со мной беседу.

 

-  сивы нам надо. Ѕез ксив  заработать не сможем.

- ј как дома жили без документов? –—просил €.

- “ам кажда€ собака и кошка нас знала.

- „то делать собираетесь?

- ѕо €рмаркам и выставкам работать будем. Ќу, ещЄ € строить могу.

- ѕаспорт сложно сейчас сделать.

-ƒа просто ксивы сделай.

-’орошо. Ќо деньги на фото и ксивы тоже нужны.

 

Ѕелорус разв€зал узелок, вынув его из огромной барсетки. “ам было достаточно денег.  ак € раньше не заметил его сумку-барсетку? „то в еЄ огромном нутре ещЄ хранитс€?

 

-≈щЄ есть кое-что на продажу. ƒа и из Ѕелоруссии могут передать, в крайнем случае, деньжат. ƒелай всем ксивы!

- ј имена, какие у вас имена?

- »мена наши слишком известные в Ѕелоруссии были. ѕусть будут теперь в –оссии новые имена. я – Ѕульбаш,  мадам у нас ѕикулик, еЄ малыш – Ћютыч, в честь его папаши назван. “ыч – так зовут папашу. ћолодЄжь  у нас  имеет имена ¬авЄрка и ¬ишна. ”даренный головой –ома. ј в Ѕелоруссии остались Ћукаш и “ыч.  ѕеркосрак же он и есть ѕеркосрак, он новое им€ ни за что не возмЄт. ¬от такие у нас имена.

- ј фамилии?

-‘амилию твою возьмЄм. “ы не против?

- ј отчество?

-Ѕелорусычи мы все.  “олько ѕеркосрак потомственное отчество имеет. ќн – ”ль€ныч. ƒа и Ћютыч хочет быть “ычечем. Ћютыч “ычич. «вучит?

-«вучит.

- Ѕудут ксивы, в партию вступим тут, ≈дина€ –осси€ называетс€, правильна€ вроде бы парти€, прав€ща€. “ы сам там?!

- Ќет. я сам беспартийный. ¬аше дело куда вступать,  хоть в   оммунистическую партию вступайте, хоть в Ћиберально- демократическую.

-ƒобре. ќбмеркуем варианты.

 

Ќа том и порешили.  сивы буду им делать, в моей семье прибавилось бойцов. –ано или поздно “ыч и Ћукаш тоже решатьс€ приехать. ѕикулик уже спрашивала мен€, когда мой следующий рейс в Ѕелоруссию. »м всем нравитс€ у мен€, и € к ним уже привык. » мне абсолютно не важны причины их перемещени€ в –оссию, не важны их разборки в Ѕелоруссии и сложности с самоидентификацией.

 

ћне важно, что медведей в –оссии стало больше, и они очень симпатичные. » у них есть конкретные планы на жизнь в моей родной стране, а как страна сейчас теперь называетс€ уже тоже не особо важно.  ћо€ –одина – —оветский —оюз, и живу € на  своей –одине, как и медведи. ” нас сво€ медвежь€ цивилизаци€. ћедвежь€ парти€, и даже премьер министр из медведей.

 

 ƒа, информаци€ дл€ тех, кто не в теме. ѕеркосрак, “ыч, Ћукош, ¬авЄрка, ¬ишна, ѕикулик, Ћютыч, Ѕульбаш и –ома – плюшевые мишки. ќчень они симпатичные. »  их лица смотр€т на мен€ с надеждой. Ћичности они, хоть пока и без документов. » говор€т они со мной, и € с ними, это же нормально?! √оворить с кошками, собаками, детьми и мишками?! »ли это только игры разума и сознани€?!

 

 

35.ѕ–.05

 

—мена поколений на переславской земле.

 

 

«–одственник ничем не отличаетс€ от

любого чужого человека. “олько ты знаешь его

немного лучше. ј всЄ остальное так же.

ƒружить и общатьс€ с ним ты не об€зан, ты ему

ничего не должен. —осед часто важнее, он всегда р€дом».

 

—урова€ и  мудра€ мысль Ѕориса »вановича —мирнова

 

ƒл€ мен€ ѕереславль-«алесский  - это отдельна€ культура  жизни. ≈го землю и окрестности города всегда € называю именно «переславские» земли.  Ќе московские, не €рославские, не подмосковные, а именно переславские. ¬ каждом городе с богатым историческим прошлым есть сво€ особенность, свой колорит. я не восхищаюсь ѕереславлем-«алесским, но и не унижаю его. ќн такой, какой он есть, и € принимаю его таким, со всем хорошим и плохим. ¬ этом городе родилась мо€ мама, мои два  родных д€ди и одна тЄт€. ƒвоюродные брать€ и  двоюродна€ сестра.

 

¬ этом городе пока ещЄ стоит дом, который построил мой дедушка на  ошелЄвской улице, и не засыпан ещЄ колодец выкопанный там же. я посчитал, что  в общей сложности €  прожил на  ошелЄвской улице почти три года моей жизни, причЄм летом. ј летом жизнь особенно активна и интересна. я с  ошелЄвки тоже.

 

Ќа переславской земле похоронены мо€ бабушка, д€ди, двоюродный брат, двоюродна€ плем€нница и более дальн€€ многочисленна€ родн€. » никуда они с этих земель уже не денутс€, останутс€ в них и с ними навсегда.

 

ћой дедушка, »ван ћатвеевич —мирнов привЄз в ѕереславль-«алесский мою бабушку ћарию ‘Єдоровну —мирнову, построил дом, родил детей и погиб, как миллионы других на ¬еликой ќтечественной ¬ойне.

 

Ѕабушка, вышла за него замуж вопреки воле своих родителей. ќна была уже в религиозном браке, но  детей там не было, как и любви.  огда же –—‘—– жЄстко потребовало государственной регистрации браков, то дедушка »ван предложил бабушке ћарии зарегистрировать брак с ним. „то та с удовольствием и сделала. ј когда это произошло точно, мне неизвестно. Ќо сразу же после этого событи€ бабушка и дедушка уехали  жить в ѕереславль-«алесский. “акие вот мои сведени€.

 

”каз об об€зательной  повторной государственной регистрации браков был прин€т новой властью ещЄ в 1918 году, но особо не соблюдалс€. ƒо этого браки заключались в церкви.  ј жЄсткий пор€док в этой сфере общественной жизни был наведЄн повсеместно за 1926 год к моменту прин€ти€  «оЅ—ќ 1926 года.  одекс  законов  «ќ Ѕраке и —емье» вступил в силу с 1 €нвар€ 1927 года. ѕервый же ребЄнок јнна »вановна  родилась 27.12.1927.

 

∆или они хорошо и счастливо, так, по крайней мере, мне кажетс€. ѕрошлое часто рисуют в романтических тонах, но тут € вижу обычный труд, рождение и воспитание детей. ќбычна€ нормальна€ жизнь, прерванна€ войной. ƒедушка, по моим сведени€м, был санитаром. ј санитары, на поле бо€, часто погибали. ” мен€ нет сведений о том, где погиб дедушка, где он похоронен. я слышал разные версии, но документов не видел.

 

Ѕабушка же вырастила детей, растила внуков, замуж больше не вышла. ћен€ лично она недолюбливала, € был  «круговой», по еЄ словам. » ещЄ совершенно не послушным. Ќо бабушка была доброй, а € не требовал всеобщей  любви, мне хватало любви моих родителей и сестры. “ак что отношени€ мои с бабушкой были нормальные и почти бесконфликтные. Ѕабушки не стало в но€бре 1986 года. “ак ушло первое поколение моих пр€мых родственников с переславской земли в неЄ.

 

ј дети бабушки и дедушки активно жили своей жизнью. ћо€ мама  лара »вановна жила в те времена на  амчатке. ј до этого поколесила по стране.  расно€рский край,  убань, “верска€ область, ¬олгоград,  урильские острова  были дл€ неЄ совсем не абстрактными географическими пон€ти€ми, а нормальным местом жительства. ќна жила в —оветском —оюзе, в –оссийской ‘едерации.

 

Ѕрать€ мамы, д€д€ ёра и д€д€ Ѕор€ остались в родном ѕереславле. «Ќа  ошелЄвке» - так мы все называли дом, построенный дедушкой, они копали и пололи гр€дки. ∆енились и рожали детей и не покидали надолго переславские земли. 

 

—естра мамы, тЄт€ јн€, жила в Ѕаку. “уда еЄ послали после окончани€ ¬”«а по распределению.  ¬ышла замуж, родила двух сыновей —ашу и ћишу. ћуж еЄ, д€д€ ќлег, был городской житель, из славного интернационального города Ѕаку. Ёто сейчас Ѕаку столица азербайджанского суверенного государства. ј пока была жива тЄт€ јн€, это был  весьма своеобразный город, но всЄ же столица јз——–, входившей в состав могучего —оветского —оюза.

 

—амым обычным дл€ мен€ всегда казалось то, что  лара »вановна и јнна »вановна всегда носили фамилию отца. ќни были —мирновы.  ћен€ть свою фамилию на фамилию мужа, с моей точки зрени€, больша€ глупость. „ужие люди, объединившись в семью, не станов€тс€ автоматически родственниками. ј фамили€ это, прежде всего,  признак рода, семьи твоего отца. » мен€ть фамилию это значит добровольно отказыватьс€ от св€зи со своим родом. “акое у мен€ было всегда мнение почему-то.

 

ј дети, родившиес€ в семье, уже родные и отцу, и матери. –одственники им. Ќо муж и жена всегда остаютс€ чужими людьми, такова их судьба, хот€ и живущими в одной семье. Ѕолее того, мне почему-то всегда казалось, что девочки больше принадлежат роду отца, а мальчики  - больше роду матери. ќтсюда логично вытекала любовь отца к дочери, больша€, чем к сыну, и любовь матери к сыну, заведомо больша€, чем к дочери.

 

“олько лицемеры  утверждают, что люб€т своих детей всех одинаково. ƒети же не инкубаторские цыпл€та, они разные. » это логично их любить или не любить по-разному. ћен€, например, мама всегда любила больше чем сестру, это же очевидно! » что в этом плохого?! я же  всегда больше чем маму любил свою сестру. Ќе знаю почему, но с детских лет так сложилось. я всегда отдавал себе отчЄт, что, скорее всего, когда мамы не станет, то сестра останетс€. —естру выгоднее было любить, чем маму. » ещЄ сестра была очень красива€.

 

Ќо в мире есть другие обычаи и традиции, иные, чем были у старшего поколени€ рода —мирновых по женской линии. ћногие  женщины стесн€ютс€, скрывают свои фамилии, мен€ют их на фамилию мужа. “ем самым, с моей точки зрени€, отказываютс€ от своего рода.

 

 ≈сть ещЄ такие народы, у которых род ведЄтс€ по материнской линии. Ћогично ведь тогда, иметь девочке фамилию матери  и давать еЄ своим сыновь€м и дочер€м? Ёто уважение к своим предкам. Ќо логике в мире, и даже здравого смысла трудно найти. ƒа и с уважением к предкам, к их религии, к их убеждени€м очень часто тоже большие проблемы.

 

Ќапример, мне кажетс€ странным, не логичным, хоронить человека по христианским обр€дам, если человек был не религиозен при жизни и не высказывал своего желани€ быть так похороненным. ’ристианам-то удобно, им же всЄ равно мЄртвого или живого добавл€ть к своим последовател€м.   рест став€т на могиле – знак того, что плюс один мЄртвый христианин. ј как же вол€ или воззрени€ умершего на это?! ј кто его спрашивает! ѕлюс один и всЄ!

 

         ћен€ть же веру без угрозы самому физическому  существованию вообще глупость. «ачем это лицемерие?   ак могут дети  людей, исповедовавших иудаизм,  становитс€ христианами? «ачем так не уважать своих предков? ћой папа был коммунистом, с моей точки зрени€, это тоже религи€. ѕричЄм не хуже и не лучше любых других. ƒа, она пока проиграла, но зачем  же лицемер€т лидеры коммунистов, истово крест€сь в храмах? »ли они не коммунисты, а социалисты, и просто используют бренд «коммунист» дл€ собственных целей?!

 

         ≈динственна€ и сама€ при этом древн€€ религи€, разрешающа€ эти противоречи€ – €зычество. ћного есть разных богов. ј кого  почитать здесь и сейчас  удобно   конкретно мне – тех и уважаем и поддерживаем! ¬ерь в кого хочешь, но уважай и других богов.         ѕоэтому €зычники, под угрозой физического уничтожени€, становились христианами.  ѕоэтому русское православие имеет скорее €зыческие корни, чем христианские. Ќо это оп€ть, только моЄ мнение. Ќа переславской земле очень сильны €зыческие традиции. ¬арварин ключ, —иний камень, и јлександрова гора древние €зыческие места.

 

Ќо и православие в дореволюционные годы щедро почтило своим присутствием переславскую землю. я не знаю ни одного другого города, где бы запрещали церковные власти строительство новых церквей  и монастырей по причине их уж большого количества на душу населени€. ѕонастроили, а кто кормить церковников будет?

 

ќчень не любили монастыри на переславских земл€х местные жители. –адовались, когда нова€ религи€ коммунизм их закрывала. «емли то в окрестност€х  ѕереславл€ почти все были монастырские, вот и работали кресть€не на эту организацию, кормили монахов. », конечно, за это не любили. Ѕабашка рассказывала. Ќо и это прошло.

 

–елиги€ дл€ некоторых людей важна, конечно. Ќо куда более важна€ св€зь у человека с землЄй, где живЄт его род. ” женской линии семьи —мирновых, хот€ сами они большую часть жизни провели вне переславской земли, было это понимание. »ли интуитивное чувство, если хотите. —воих детей на лето они всегда привозили к бабушке на  ошелЄвку. » многие из них, через какое-то врем€, почувствовали необходимость вернутьс€ на переславскую землю.  Ёто было уже третье поколение св€занных с переславской землЄй  людей.

 

¬ начале 1980-х годов «Ќа Ѕотике» возник  дачный кооператив «ƒружба».  ћой д€д€ Ѕор€ получил там участок земли и стал обустраиватьс€. ¬сЄ было так, как бывает на дачах. ¬агончик, дом, первые тонкие €блоньки, гр€дки, клубника-земл€ника. ≈му помогали дети, и даже €, с большим удовольствием бетонировал фундамент его дачного домика.  роме как «на  ошелЄвке» возникло ещЄ одно место встреч родни – «на Ѕотике».

 

“ретье поколение росло, его представители учились, женились, рожали детей, обустраивались в жизни.  ј тут ещЄ наступили «лихие дев€ностые», парад суверенитетов, развал великой страны —оветский —оюз. ¬се было примерно как у всех и везде.

 

¬ Ѕаку русские, да и многие другие народы, почувствовали себ€ лишними. —аша, мой двоюродный брат из Ѕаку, к этому моменту, уже жил в ћоскве. ћиша, второй бакинец, и его жена ћара стали  решать, где им строить свою новую жизнь ќни купили квартиры в ћоскве и стали покидать свою родину. ѕроцесс был долгими и многоэтапным, ведь все изначально планировали жить в славном, тЄплом и весЄлом городе Ѕаку, а не в холодной –оссии.

 

Ќо, «времена не выбирают, в них живут и умирают», а место жительства сменить возможно, хоть и не легко. ћосква всЄ же лучше, чем »зраиль, было бы хуже - не приехали бы.  “ак что сменили место жительство, освоились, слегка утратили акцент. ќсобо забавно было наблюдать, как двоюродный брат ћиша объ€сн€л своим дет€м, четвЄртому поколению, что переславские и московские земли,   - это их родина. „то –осси€ их родина, что они русские и это их земл€. » сейчас они твЄрдо это знают. ѕламенные патриоты, как и мои двоюродные брать€ из Ѕаку. ѕотому что познали то, что  можно познать только на чужбине, хот€ эта чужбина их насто€ща€ родина.  ’от€ тут можно много судить и спорить.

 

Ќо св€зь с землЄй, особенно с переславской, формирует мироощущение сильнее,  чем слова. ¬ разные годы,  постепенно, в кооперативе дружба набралось несколько землевладельцев из третьего поколени€. “ак или иначе, переславские земли их брали к себе. Ќо все себ€ на них вели себ€ по-разному.  то тихо копалс€ в земле, кто продолжал  в ѕереславле праздновать фестиваль праздника жизни, начатый ещЄ в ћоскве, а может, и в Ѕаку.

 

¬ но€бре 1992 года в Ѕаку не стало тЄти јни. ¬торое поколение —мирновых начало оставл€ть мир третьему.  —путники —мирновых следовали тоже за ними, иногда ненадолго опережа€ их. ƒ€ди  ќлега не стало в 1995 году, тети —они в 2000, д€ди ёры в 2004, мамы в 2015, д€ди Ѕори в 2018. Ѕыли и безвременные потери. »з третьего поколени€ ушЄл —аша, сын д€ди ёры и тЄти —они. ј из четвЄртого мо€ двоюродна€ плем€нница Ќаташа. “ак устроен мир, он не  спрашивает о разрешении кого оставить в живых, и сам определ€ет кому уже пора в землю.

 

“ак что теперь практически  уже нет второго поколени€ на переславской земле. » третье поколение  уже в неЄ легло. —колько ещЄ поколений останетс€ способным сохран€ть св€зь с  переславской землЄй, еЄ культурой и образом жизни? ћне это, увы, не €сно.

 

ƒаже третье поколение, в лице мигрантов из Ѕаку, принесло на переславскую землю совсем иную культуру, иной образ мыслей. ∆изнь в большом сообществе восточных людей, сам факт рождени€ в Ѕаку, и прин€тие за образец окружавшей их культуры наложил на них печать «бакинцев». ј за собой на переславскую землю они привели целый «кагал» своих друзей, знакомых,  партнЄров по бизнесу. “е тоже напокупали дачи, стали обустраиватьс€ и тратить деньги.  ультурное сообщество у них там образовалось.

 

ќни гостеприимны, шумны, семейственны. ∆иво интересуютс€ новост€ми из »зраил€ и ≈гипта от родни и знакомых. „асто вспоминают Ѕаку. »м нравитс€ жить и бывать  в тЄплых странах, например в ≈гипте и ќјЁ. јктивны и предприимчивы.  —мотр€т « амеди  лаб» и футбол. Ёто не плохо и не хорошо, это просто так есть. ћне не нравитс€ эта культура, не знаю почему. ѕросто чужда. Ќо это мои проблемы. ј ещЄ это проблемы переславской земли, как распор€дитс€ она вновь прибывшими, как они со временем на ней измен€тс€.

 

ј у мен€ умерла соседка по даче, тЄт€ –оза, 31 марта 2018 года. ќна была не очень общительна, как и €. ќна была с  ошелЄвки тоже, 1936 года рождени€. ¬торое поколение. ∆ила какое-то врем€ в ћоскве, но переславска€ земл€ оказалась сильнее и милее. ≈Є сын, третье, наше поколение теперь вместо неЄ на даче пор€док наводит. «дороваемс€, говорим по-русски, и немного. ќтторжение культур не происходит.

 

ƒа и не в бакинцах третьего поколени€ беда, а в том, что четвЄртого поколени€ € на дачах почему-то не вижу. ≈сть ли оно вообще?! »ли это теперь свободные личности, свободного мира интернета, родства не помн€щие и не знающие?!  ѕока не знаю. ј переславска€ земл€  привыкла уже к сменам поколений, негоже нарушать этот обычай.

 

 

 

36.ѕ–-ƒѕ.05

 

 

—видетель 9-го ма€ 1945 года

ќдин случайный  листок – свидетель 09.05.1945.

 

         ѕочти каждое лето в детстве € проводил у бабушки в ѕереславле-«алесском. ќчень любил спать на сеновале.  — 13 до 17 лет мне выпала така€ возможность – старшие брать€ подросли  и сеновал  попал в моЄ распор€жение. Ќа сеновале, кроме сена и пыли,  сто€л ещЄ сундук с колодками дл€ изготовлени€ обуви – мой д€д€ ёра когда-то этим занималс€ профессионально - во врем€ войны работал в артели  обувщиков с 13 лет.

 

          аждое лето € приводил сеновал в пор€док – чистил по возможности от пыли и затаскивал постельное бельЄ и оде€ла.  ¬ каком году это было - не помню, но € отодвинул сундук, стрем€сь максимально благоустроить «мой» сеновал. ѕод ним лежал старый  листок – обложка тетради. ѕочему-то € его вз€л и  он у мен€ сохранилс€. “екст € не читал – плохо было видно и вообще не до этого, но там была видна хорошо одна надпись: «9 ма€ 1945 г»!  ¬идимо, за эту надпись € его и сохранил.

 

Ћет  п€тнадцать – двадцать назад, перебира€ многочисленные залежи бумаг, перевод€ их в цифровой формат, € наткнулс€ на него снова. “екст был плохо виден, но € его отсканировал с большим разрешением. ј в 2017 году, оп€ть ро€сь в цифровых уже архивах, оп€ть встретил его, распечатал с большим увеличением и прочитал. ѕривожу его полностью.

 

         «9ма€ 45г.

–адостный, счастливый день! ¬с€ страна ликует! ј ещЄ только вчера € никак не думала, что  сегодн€ будет окончена война – великий праздник!

 

ј мне очень-очень грустно, ведь не вернЄтс€ папа! я его больше не увижу. ћама плачет и у мен€ сами кат€тс€ слЄзы из глаз.  ак мы несчастны! ќ! ≈сли бы папа был жив! ” мен€ бы был самый счастливый день в жизни. ћама ушла к ћане ћатвеевой. » мне ужасно жаль маму, она так страдает…  я не знаю, что сделала, только бы ей быть счастливой. » € пишу, а слЄзы у мен€ не перестают. ¬се радуютс€, а нам горе, несчастье.

 

Ќичто нам не поможет, никто не заменит этой т€жЄлой утраты. Ќу мы ладно, а мама…  ƒаже не хочетс€ и писать.

 

“амара  со мной провела почти весь день, то у нас, то у них. » этот день у мен€ останетс€ в пам€ти навсегда. Ќаписала письма јле —м.  и Ќине Ќов. ј как стемнеет, пойду к “амаре ћ. посидеть. ’оть умри – но его не вернЄшь!  ак-нибудь проживЄм. ¬ырасту – ни за что не оставлю маму. ¬сем, чем могу буду помогать ей, хоть немного см€гчить еЄ долю. ’оть бы  лара  с Ѕорей были послушными  и хорошими детьми.  Ќе расстраивали бы еЄ. ёрка в ярославле, уехал на  4 дн€ от артели.

 

ќй! ¬сЄ-таки т€жело, но ладно, хоть кончилась война, и многие ещЄ вернутьс€. ƒа сколько сейчас семей осталось без отцов, даже без матерей, совсем без родных. Ќо всЄ равно очень жаль папу. ќ! я его бы сейчас задушила в объ€ти€х…»

 

”же нет в живых тЄти јни, написавшей эти строки. ќна родилась 27.12.1927 и  9 ма€ 1945 училась в школе. Ќо  когда читаешь их, чувствуешь еЄ  эмоции. ќна писала это всЄ только дл€ себ€. Ќо ушла эра дневников, как лучших слушателей, пришла эра блогов и лайков, сканов и цифровых документов. «¬ремена  не выбирают, в них живут и умирают». Ётот лист-свидетель 9 ма€ 1945 года  смог заговорить  только в 2017 году, после того, как стал цифровым, и € смог поделитьс€ этим текстом со всеми. — днем ¬еликой ѕобеды всех! » живых, и ушедших от нас.

 

 

¬ажна€ тема.

 омментарии (0)

Ќет комментариев. ¬аш будет первым!