18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

ѕроза жизни в мае. —борник

4 августа 2017 - enot

 ѕроза жизни в мае

 

».ƒ.—тепанов

 

—видетель 9-го ма€ 1945 года

 

         ѕочти каждое лето в детстве € проводил у бабушки в ѕереславле-«алесском. ќчень любил спать на сеновале.  — 13 до 17 лет мне выпала така€ возможность – старшие брать€ подросли  и сеновал  попал в моЄ распор€жение. Ќа сеновале, кроме сена и пыли,  сто€л ещЄ сундук с колодками дл€ изготовлени€ обуви – мой д€д€ ёра когда-то этим занималс€ профессионально - во врем€ войны работал в артели  обувщиков с 13 лет.

          аждое лето € приводил сеновал в пор€док – чистил по возможности от пыли и затаскивал постельное бельЄ и оде€ла.  ¬ каком году это было - не помню, но € отодвинул сундук, стрем€сь максимально благоустроить «мой» сеновал. ѕод ним лежал старый  листок – обложка тетради. ѕочему-то € его вз€л и  он у мен€ сохранилс€. “екст € не читал – плохо было видно и вообще не до этого!  Ћет  дес€ть назад, перебира€ многочисленные залежи бумаг, € наткнулс€ на него снова и  был поражЄн прочитанным текстом. ѕривожу его полностью.

         9ма€ 45г.

–адостный, счастливый день! ¬с€ страна ликует! ј ещЄ только вчера € никак не думала, что  сегодн€ будет окончена война – великий праздник!

ј мне очень-очень грустно, ведь не вернЄтс€ папа! я его больше не увижу. ћама плачет и у мен€ сами кат€тс€ слЄзы из глаз.  ак мы несчастны! ќ! ≈сли бы папа был жив! ” мен€ бы был самый счастливый день в жизни. ћама ушла к ћане ћатвеевой. » мне ужасно жаль маму, она так страдает…  я не знаю, что сделала, только бы ей быть счастливой. » € пишу, а слЄзы у мен€ не перестают. ¬се радуютс€, а нам горе, несчастье.

Ќичто нам не поможет, никто не заменит этой т€жЄлой утраты. Ќу мы ладно, а мама…  ƒаже не хочетс€ и писать.

“амара  со мной провела почти весь день, то у нас, то у них. » этот день у мен€ останетс€ в пам€ти навсегда. Ќаписала письма јле —м.  и Ќине Ќов. ј как стемнеет, пойду к “амаре ћ. посидеть. ’оть умри – но его не вернЄшь!  ак-нибудь проживЄм. ¬ырасту – ни за что не оставлю маму. ¬сем, чем могу буду помогать ей, хоть немного см€гчить еЄ долю. ’оть бы  лара  с Ѕорей были послушными  и хорошими детьми.  Ќе расстраивали бы еЄ. ёрка в ярославле, уехал на  4 дн€ от артели.

ќй! ¬сЄ-таки т€жело, но ладно, хоть кончилась война, и многие ещЄ вернутьс€. ƒа сколько сейчас семей осталось без отцов, даже без матерей, совсем без родных. Ќо всЄ равно очень жаль папу. ќ! я его бы сейчас задушила в объ€ти€х….

”же нет в живых тЄти јни, написавшей эти строки. 9 ма€ 1945 она училась в школе. Ќо  когда читаешь их, чувствуешь еЄ  эмоции. ќна писала это всЄ только дл€ себ€. Ќо ушла эра дневников, как лучших слушателей, пришла эра блогов и лайков. «¬ремена  не выбирают, в них живут и умирают». Ётот лист-свидетель 9 ма€ 1945 года  смог заговорить  только в 2017 году. — днем ¬еликой ѕобеды всех! » живых, и ушедших от нас.

 

—емейна€ истори€

 

         ћир мен€етс€ посто€нно – это его важное свойство.  ѕорой изменени€ почти неразличимы, порой они очевидны и ужасают. »стори€ как наука сформировалась  сравнительно недавно. Ќаука  ли это?!  ≈сли есть ученые, то однозначно – наука.  —тепень довери€ ко мнению историков у обычных людей не очень высока. ‘изикам и математикам довер€ют больше. –азличное понимание и трактовка исторических фактов обыденное дело. –азна€ методика, разные подходы, разные выводы – всЄ зависит от конкретной личности историка. » как тут  жить, кому верить, на чЄм основывать и оправдывать своЄ нынешнее состо€ние, к чему стремитьс€?!

         Ѕольше всего человек довер€ет своему собственному опыту и мнению авторитетных дл€ него людей. јвторитетов сейчас в мире немного осталось. ј среди историков их  и вовсе нет. »ли почти нет, или просто не известны. ƒл€ нормального, среднего, обычного, типичного человека. Ќо истори€ важна. ƒаже  очень, трактовка тех или иных исторических фактов необходима дл€ прогностической де€тельности.   примеру, стратегический союз  ита€ и японии не возможен. »з-за истории отношений. «нание истории необходимы дл€ планировани€ жизнеде€тельности. ¬опрос не праздный – что делать со своей жизнью? √де еЄ планировать и осуществл€ть?! “о ли продав всЄ на родине бежать в ≈вропу-јмерику, то ли обустраивать –оссию. “о ли покупать квартиру в „ерногории- анаде-Ћатвии-Ўвеции…, то ли строить хоромы в ¬ологодской-ярославской-  раснодарском- расно€рском- рыму  и сажать сады. “о ли не заводить детей – зачем им страдать, то ли тащить эту ношу семейно-счастливого человека и гордитьс€ своими предками-потомками.        

         ѕо большому счЄту, это выбор каждого свободного человека, личный выбор. ѕри всей нынешней критике либеральных ценностей, права и свободы человека, особенно права, никто  не собираетс€ отмен€ть. ѕро об€занности вспоминаетс€ реже, но это тоже не проблема.  ак же его сделать?

         –еально, у любого человека есть только одна свобода, и есть она всегда – это свобода выбора.   примеру, выборы любых депутатов тоже свобода, но нереальна€, а скорее виртуальна, мифическа€. Ќо и это не беда. ѕринимать участие в игре под названием «¬ыборы» или не принимать – это и есть свобода выбора. Ќо на выбор человека вли€ет его истори€ жизни. ¬сем известно, что «русские не сдаютс€». Ёто исторические сведени€.  ѕолезные дл€ своего поведени€ в будущем. —амоидентификации и планировани€ де€тельности.  Ќо когда со всех сторон убеждают, что это не так… √одами тверд€т средства массовой информации, привод€т «исторические факты»… ј как ———– сдали… ј как в плен попадали массово… ј как…   Ќо сдавались ли при этом русские? “ут мнение у каждого своЄ. „асть людей считает, что сдавались. „асть – что сдавались не русские; другие думают,– что их предали, кое-кто – что обманули.  Ќекоторые убеждены, что  русские не сдавались никогда…. ћнений, как у дурака фантиков.

         ј конкретно, сдавалс€ ли твой дед, воевавший с фашистами? “ут точно известно. ќн русский? ј ты, если пережил перестройку-гласность-ускорение-уничтожение ———–-дикий капитализм сдавалс€?! »ли был обманут, был против, был за? Ќе верю, что пережившие все эти процессы кому-то сдавались. —датьс€ – это в определЄнный волевой акт, свобода в поведении. Ќадо ещЄ найти, кому сдатьс€.

         ѕри рассмотрении истории через призму семейной, родовой истории возникает несколько ина€ картина, чем при чтении  истории от историков. √лавное еЄ отличие от  других «историй», в том, что ты довер€ешь этим сведени€м. Ёмоционально участвуешь. ƒовер€ешь еЄ очевидцам. ќна дл€ теб€ правдива, без сослагательного наклонени€. ¬ ней известно, что твой дед, не сдавалс€. ј не, может быть…Ќ≈ ћќ∆≈“ Ѕџ“№. ѕотому что, доподлинно известно, как это было. » даже если что-то  ему виделось не так, как должно по мнению «историков», то это его Ћ»„Ќјя »—“ќ–»я. ј принимать еЄ потомкам на веру или нет – их выбор, выбор свободных личностей.

         ≈сли принимают – то присоедин€ют к известной личной истории предка свою личную историю. “ак возникает истори€ семьи, рода. ќна редко бывает публична€, но всегда эмоционально-достоверна€. » изменению почти не подлежит. Ћучше, если она описана на бумаге. ћеньше недостоверных толкований. Ќо в основном она бывает устна€. ѕриведу один пример. ќтец на войне сбил самолЄт из винтовки. ƒети и жена, возникшие после войны относились к этому как к полу-достоверному факту. “ипа легенда есть така€. Ќеделю назад дети посмотрели на сайте, где собраны сведени€ о награждЄнных войнах. ƒа, отец награжден за сбитый из винтовки вражеский самолЄт. ¬от и легенда. ѕравда, подтверждЄнна€ публично открытыми документами. —емейна€ истори€, которой надо гордитьс€, уважать и не замалчивать. √ерой может быть скромен, но его потомки не имеют права замалчивать. ѕотому что и у них есть или будут потомки, и они имеют право знать семейную историю.

         ≈сть дл€ каждого человека только два пути. ѕрисоединитс€ к своему роду, семье и к семейной, родовой истории.  —охран€ть еЄ, уважать еЄ и участвовать в историческом процессе, в семейном историческом процессе – творить историю семьи.  ƒругой путь – отдать все на откуп публичным историкам – пусть дают дет€м то, что выгодно управл€ющему слою сегодн€. —амому отказатьс€ от семейной истории, стать человеком мира. ¬ернее атомарным, без роду и племени человеком. ∆ить какими-то общечеловеческими  ценност€ми, или европейскими, или американской мечтой…. ƒа кака€ разница. √лавное, не ценност€ми —¬ќ≈… семьи, —¬ќ≈√ќ рода.  ¬ принципе, можно и так.  аждый выбирает дл€ себ€, и отвечает за свой выбор.

          онсолидаци€ или разобщенность – вот последстви€ такого выбора. „тишь ты историю своей семьи – автоматически консолидируешьс€ с теми, кто тоже чтит. ј иное – разобщение. ѕричем в реалии, разобщение со всеми, эсхатологическое одиночество. ѕоскольку потомки однозначно не будут уважать историю предка, презревшего свою семейную историю, сменившего или предавшего идеалы предков. я про исторический процесс. ѕолный разрыв с историей своей семьи ведЄт утрате единени€ со всеми предками. я не про единство лезби€нок или любителей собак.  Ёто просто группы по интересам. » они мало вли€ют на исторические процессы в семье.

         ƒвадцатый век – кровавый век стЄр не только из истории, но и с лица планеты «емл€ очень много наших соотечественников. –азошлись трактовки истории в диаметрально-противоположные стороны из-за идеологических причин, кровной вражды гражданских позиций. Ќо семейна€ истори€ осталась, хоть ей порой удел€лось не очень много внимани€. ¬осстановление, систематизаци€ этих знаний сейчас происходит повсеместно. Ќайдена точка консолидации общества – победа в ¬еликой ќтечественной ¬ойне. Ќе во второй мировой войне – в которой победили 3 сент€бр€ 1945 года, а в ¬еликой ќтечественной ¬ойне, в которой победили 9 ма€ 1945 года, котора€ началась 22 июн€ 1941 года. “ака€ вот семейна€ истори€ в –оссии сейчас. » возрождаетс€ она сейчас на наших глазах. ≈Є создают люди, не безродные люди, а те, кто чт€т своих предков их историю. ј кто был за белых или красных, за Ќаполеона или  утузова, за ћама€ или »вана  алиту – не столь сейчас важно. ’от€ за –омановых или –юриковичей – до сих пор не затихают баталии. Ќо не столь уже эмоциональные. ћне больше нрав€тс€ –юриковичи – при них не было крепостного права. Ќо это дело вкуса. ј в отношении ¬еликой ќтечественной ¬ойны мне всЄ €сно – € из семьи победителей. Ќо, каждому – своЄ. ” каждого свой выбор.

 омментарии (0)

Ќет комментариев. ¬аш будет первым!

јвторизаци€

√олосовани€

—колько времени вы тратите на поездку до работы?

 арта