18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

—мена поколений. ѕереславль-«алесский. ѕереславские рассказы.

23 ма€ 2018 - enot

35.ѕ–.05

 

—мена поколений на переславской земле.

 ».ƒ.—тепанов

 

«–одственник ничем не отличаетс€ от

любого чужого человека. “олько ты знаешь его

немного лучше. ј всЄ остальное так же.

ƒружить и общатьс€ с ним ты не об€зан, ты ему

ничего не должен. —осед часто важнее, он всегда р€дом».

 

—урова€ и  мудра€ мысль Ѕориса »вановича —мирнова

 

ƒл€ мен€ ѕереславль-«алесский  - это отдельна€ культура  жизни. ≈го землю и окрестности города всегда € называю именно «переславские» земли.  Ќе московские, не €рославские, не подмосковные, а именно переславские. ¬ каждом городе с богатым историческим прошлым есть сво€ особенность, свой колорит. я не восхищаюсь ѕереславлем-«алесским, но и не унижаю его. ќн такой, какой он есть, и € принимаю его таким, со всем хорошим и плохим. ¬ этом городе родилась мо€ мама, мои два  родных д€ди и одна тЄт€. ƒвоюродные брать€ и  двоюродна€ сестра.

 

¬ этом городе пока ещЄ стоит дом, который построил мой дедушка на  ошелЄвской улице, и не засыпан ещЄ колодец выкопанный там же. я посчитал, что  в общей сложности €  прожил на  ошелЄвской улице почти три года моей жизни, причЄм летом. ј летом жизнь особенно активна и интересна. я с  ошелЄвки тоже.

 

Ќа переславской земле похоронены мо€ бабушка, д€ди, двоюродный брат, двоюродна€ плем€нница и более дальн€€ многочисленна€ родн€. » никуда они с этих земель уже не денутс€, останутс€ в них и с ними навсегда.

 

ћой дедушка, »ван ћатвеевич —мирнов привЄз в ѕереславль-«алесский мою бабушку ћарию ‘Єдоровну —мирнову, построил дом, родил детей и погиб, как миллионы других на ¬еликой ќтечественной ¬ойне.

 

Ѕабушка, вышла за него замуж вопреки воле своих родителей. ќна была уже в религиозном браке, но  детей там не было, как и любви.  огда же –—‘—– жЄстко потребовало государственной регистрации браков, то дедушка »ван предложил бабушке ћарии зарегистрировать брак с ним. „то та с удовольствием и сделала. ј когда это произошло точно, мне неизвестно. Ќо сразу же после этого событи€ бабушка и дедушка уехали  жить в ѕереславль-«алесский. “акие вот мои сведени€.

 

”каз об об€зательной  повторной государственной регистрации браков был прин€т новой властью ещЄ в 1918 году, но особо не соблюдалс€. ƒо этого браки заключались в церкви.  ј жЄсткий пор€док в этой сфере общественной жизни был наведЄн повсеместно за 1926 год к моменту прин€ти€  «оЅ—ќ 1926 года.  одекс  законов  «ќ Ѕраке и —емье» вступил в силу с 1 €нвар€ 1927 года. ѕервый же ребЄнок јнна »вановна  родилась 27.12.1927.

 

∆или они хорошо и счастливо, так, по крайней мере, мне кажетс€. ѕрошлое часто рисуют в романтических тонах, но тут € вижу обычный труд, рождение и воспитание детей. ќбычна€ нормальна€ жизнь, прерванна€ войной. ƒедушка, по моим сведени€м, был санитаром. ј санитары, на поле бо€, часто погибали. ” мен€ нет сведений о том, где погиб дедушка, где он похоронен. я слышал разные версии, но документов не видел.

 

Ѕабушка же вырастила детей, растила внуков, замуж больше не вышла. ћен€ лично она недолюбливала, € был  «круговой», по еЄ словам. » ещЄ совершенно не послушным. Ќо бабушка была доброй, а € не требовал всеобщей  любви, мне хватало любви моих родителей и сестры. “ак что отношени€ мои с бабушкой были нормальные и почти бесконфликтные. Ѕабушки не стало в но€бре 1986 года. “ак ушло первое поколение моих пр€мых родственников с переславской земли в неЄ.

 

ј дети бабушки и дедушки активно жили своей жизнью. ћо€ мама  лара »вановна жила в те времена на  амчатке. ј до этого поколесила по стране.  расно€рский край,  убань, “верска€ область, ¬олгоград,  урильские острова  были дл€ неЄ совсем не абстрактными географическими пон€ти€ми, а нормальным местом жительства. ќна жила в —оветском —оюзе, в –оссийской ‘едерации.

 

Ѕрать€ мамы, д€д€ ёра и д€д€ Ѕор€ остались в родном ѕереславле. «Ќа  ошелЄвке» - так мы все называли дом, построенный дедушкой, они копали и пололи гр€дки. ∆енились и рожали детей и не покидали надолго переславские земли.  

 

—естра мамы, тЄт€ јн€, жила в Ѕаку. “уда еЄ послали после окончани€ ¬”«а по распределению.  ¬ышла замуж, родила двух сыновей —ашу и ћишу. ћуж еЄ, д€д€ ќлег, был городской житель, из славного интернационального города Ѕаку. Ёто сейчас Ѕаку столица азербайджанского суверенного государства. ј пока была жива тЄт€ јн€, это был  весьма своеобразный город, но всЄ же столица јз——–, входившей в состав могучего —оветского —оюза.

 

—амым обычным дл€ мен€ всегда казалось то, что  лара »вановна и јнна »вановна всегда носили фамилию отца. ќни были —мирновы.  ћен€ть свою фамилию на фамилию мужа, с моей точки зрени€, больша€ глупость. „ужие люди, объединившись в семью, не станов€тс€ автоматически родственниками. ј фамили€ это, прежде всего,  признак рода, семьи твоего отца. » мен€ть фамилию это значит добровольно отказыватьс€ от св€зи со своим родом. “акое у мен€ было всегда мнение почему-то.

 

ј дети, родившиес€ в семье, уже родные и отцу, и матери. –одственники им. Ќо муж и жена всегда остаютс€ чужими людьми, такова их судьба, хот€ и живущими в одной семье. Ѕолее того, мне почему-то всегда казалось, что девочки больше принадлежат роду отца, а мальчики  - больше роду матери. ќтсюда логично вытекала любовь отца к дочери, больша€, чем к сыну, и любовь матери к сыну, заведомо больша€, чем к дочери.

 

“олько лицемеры  утверждают, что люб€т своих детей всех одинаково. ƒети же не инкубаторские цыпл€та, они разные. » это логично их любить или не любить по-разному. ћен€, например, мама всегда любила больше чем сестру, это же очевидно! » что в этом плохого?! я же  всегда больше чем маму любил свою сестру. Ќе знаю почему, но с детских лет так сложилось. я всегда отдавал себе отчЄт, что, скорее всего, когда мамы не станет, то сестра останетс€. —естру выгоднее было любить, чем маму. » ещЄ сестра была очень красива€.

 

Ќо в мире есть другие обычаи и традиции, иные, чем были у старшего поколени€ рода —мирновых по женской линии. ћногие  женщины стесн€ютс€, скрывают свои фамилии, мен€ют их на фамилию мужа. “ем самым, с моей точки зрени€, отказываютс€ от своего рода.

 

 ≈сть ещЄ такие народы, у которых род ведЄтс€ по материнской линии. Ћогично ведь тогда, иметь девочке фамилию матери  и давать еЄ своим сыновь€м и дочер€м? Ёто уважение к своим предкам. Ќо логике в мире, и даже здравого смысла трудно найти. ƒа и с уважением к предкам, к их религии, к их убеждени€м очень часто тоже большие проблемы.

 

Ќапример, мне кажетс€ странным, не логичным, хоронить человека по христианским обр€дам, если человек был не религиозен при жизни и не высказывал своего желани€ быть так похороненным. ’ристианам-то удобно, им же всЄ равно мЄртвого или живого добавл€ть к своим последовател€м.   рест став€т на могиле – знак того, что плюс один мЄртвый христианин. ј как же вол€ или воззрени€ умершего на это?! ј кто его спрашивает! ѕлюс один и всЄ!

 

         ћен€ть же веру без угрозы самому физическому  существованию вообще глупость. «ачем это лицемерие?   ак могут дети  людей, исповедовавших иудаизм,  становитс€ христианами? «ачем так не уважать своих предков? ћой папа был коммунистом, с моей точки зрени€, это тоже религи€. ѕричЄм не хуже и не лучше любых других. ƒа, она пока проиграла, но зачем  же лицемер€т лидеры коммунистов, истово крест€сь в храмах? »ли они не коммунисты, а социалисты, и просто используют бренд «коммунист» дл€ собственных целей?!

 

         ≈динственна€ и сама€ при этом древн€€ религи€, разрешающа€ эти противоречи€ – €зычество. ћного есть разных богов. ј кого  почитать здесь и сейчас  удобно   конкретно мне – тех и уважаем и поддерживаем! ¬ерь в кого хочешь, но уважай и других богов.         ѕоэтому €зычники, под угрозой физического уничтожени€, становились христианами.  ѕоэтому русское православие имеет скорее €зыческие корни, чем христианские. Ќо это оп€ть, только моЄ мнение. Ќа переславской земле очень сильны €зыческие традиции. ¬арварин ключ, —иний камень, и јлександрова гора древние €зыческие места.

 

Ќо и православие в дореволюционные годы щедро почтило своим присутствием переславскую землю. я не знаю ни одного другого города, где бы запрещали церковные власти строительство новых церквей  и монастырей по причине их уж большого количества на душу населени€. ѕонастроили, а кто кормить церковников будет?

 

ќчень не любили монастыри на переславских земл€х местные жители. –адовались, когда нова€ религи€ коммунизм их закрывала. «емли то в окрестност€х  ѕереславл€ почти все были монастырские, вот и работали кресть€не на эту организацию, кормили монахов. », конечно, за это не любили. Ѕабашка рассказывала. Ќо и это прошло.

 

–елиги€ дл€ некоторых людей важна, конечно. Ќо куда более важна€ св€зь у человека с землЄй, где живЄт его род. ” женской линии семьи —мирновых, хот€ сами они большую часть жизни провели вне переславской земли, было это понимание. »ли интуитивное чувство, если хотите. —воих детей на лето они всегда привозили к бабушке на  ошелЄвку. » многие из них, через какое-то врем€, почувствовали необходимость вернутьс€ на переславскую землю.  Ёто было уже третье поколение св€занных с переславской землЄй  людей.

 

¬ начале 1980-х годов «Ќа Ѕотике» возник  дачный кооператив «ƒружба».  ћой д€д€ Ѕор€ получил там участок земли и стал обустраиватьс€. ¬сЄ было так, как бывает на дачах. ¬агончик, дом, первые тонкие €блоньки, гр€дки, клубника-земл€ника. ≈му помогали дети, и даже €, с большим удовольствием бетонировал фундамент его дачного домика.  роме как «на  ошелЄвке» возникло ещЄ одно место встреч родни – «на Ѕотике».

 

“ретье поколение росло, его представители учились, женились, рожали детей, обустраивались в жизни.  ј тут ещЄ наступили «лихие дев€ностые», парад суверенитетов, развал великой страны —оветский —оюз. ¬се было примерно как у всех и везде.

 

¬ Ѕаку русские, да и многие другие народы, почувствовали себ€ лишними. —аша, мой двоюродный брат из Ѕаку, к этому моменту, уже жил в ћоскве. ћиша, второй бакинец, и его жена ћара стали  решать, где им строить свою новую жизнь ќни купили квартиры в ћоскве и стали покидать свою родину. ѕроцесс был долгими и многоэтапным, ведь все изначально планировали жить в славном, тЄплом и весЄлом городе Ѕаку, а не в холодной –оссии.

 

Ќо, «времена не выбирают, в них живут и умирают», а место жительства сменить возможно, хоть и не легко. ћосква всЄ же лучше, чем »зраиль, было бы хуже - не приехали бы.  “ак что сменили место жительство, освоились, слегка утратили акцент. ќсобо забавно было наблюдать, как двоюродный брат ћиша объ€сн€л своим дет€м, четвЄртому поколению, что переславские и московские земли,   - это их родина. „то –осси€ их родина, что они русские и это их земл€. » сейчас они твЄрдо это знают. ѕламенные патриоты, как и мои двоюродные брать€ из Ѕаку. ѕотому что познали то, что  можно познать только на чужбине, хот€ эта чужбина их насто€ща€ родина.  ’от€ тут можно много судить и спорить.

 

Ќо св€зь с землЄй, особенно с переславской, формирует мироощущение сильнее,  чем слова. ¬ разные годы,  постепенно, в кооперативе дружба набралось несколько землевладельцев из третьего поколени€. “ак или иначе, переславские земли их брали к себе. Ќо все себ€ на них вели себ€ по-разному.  то тихо копалс€ в земле, кто продолжал  в ѕереславле праздновать фестиваль праздника жизни, начатый ещЄ в ћоскве, а может, и в Ѕаку.

 

¬ но€бре 1992 года в Ѕаку не стало тЄти јни. ¬торое поколение —мирновых начало оставл€ть мир третьему.  —путники —мирновых следовали тоже за ними, иногда ненадолго опережа€ их. ƒ€ди  ќлега не стало в 1995 году, тети —они в 2000, д€ди ёры в 2004, мамы в 2015, д€ди Ѕори в 2018. Ѕыли и безвременные потери. »з третьего поколени€ ушЄл —аша, сын д€ди ёры и тЄти —они. ј из четвЄртого мо€ двоюродна€ плем€нница Ќаташа. “ак устроен мир, он не  спрашивает о разрешении кого оставить в живых, и сам определ€ет кому уже пора в землю.

 

“ак что теперь практически  уже нет второго поколени€ на переславской земле. » третье поколение  уже в неЄ легло. —колько ещЄ поколений останетс€ способным сохран€ть св€зь с  переславской землЄй, еЄ культурой и образом жизни? ћне это, увы, не €сно.

 

ƒаже третье поколение, в лице мигрантов из Ѕаку, принесло на переславскую землю совсем иную культуру, иной образ мыслей. ∆изнь в большом сообществе восточных людей, сам факт рождени€ в Ѕаку, и прин€тие за образец окружавшей их культуры наложил на них печать «бакинцев». ј за собой на переславскую землю они привели целый «кагал» своих друзей, знакомых,  партнЄров по бизнесу. “е тоже напокупали дачи, стали обустраиватьс€ и тратить деньги.  ультурное сообщество у них там образовалось.

 

ќни гостеприимны, шумны, семейственны. ∆иво интересуютс€ новост€ми из »зраил€ и ≈гипта от родни и знакомых. „асто вспоминают Ѕаку. »м нравитс€ жить и бывать  в тЄплых странах, например в ≈гипте и ќјЁ. јктивны и предприимчивы.  —мотр€т « амеди  лаб» и футбол. Ёто не плохо и не хорошо, это просто так есть. ћне не нравитс€ эта культура, не знаю почему. ѕросто чужда. Ќо это мои проблемы. ј ещЄ это проблемы переславской земли, как распор€дитс€ она вновь прибывшими, как они со временем на ней измен€тс€.

 

ј у мен€ умерла соседка по даче, тЄт€ –оза, 31 марта 2018 года. ќна была не очень общительна, как и €. ќна была с  ошелЄвки тоже, 1936 года рождени€. ¬торое поколение. ∆ила какое-то врем€ в ћоскве, но переславска€ земл€ оказалась сильнее и милее. ≈Є сын, третье, наше поколение теперь вместо неЄ на даче пор€док наводит. «дороваемс€, говорим по-русски, и немного. ќтторжение культур не происходит.

 

ƒа и не в бакинцах третьего поколени€ беда, а в том, что четвЄртого поколени€ € на дачах почему-то не вижу. ≈сть ли оно вообще?! »ли это теперь свободные личности, свободного мира интернета, родства не помн€щие и не знающие?!  ѕока не знаю. ј переславска€ земл€  привыкла уже к сменам поколений, негоже нарушать этот обычай.

 омментарии (0)

Ќет комментариев. ¬аш будет первым!