18+

 ƒобро пожаловать!

 ћы рады приветствовать ¬ас.  «арегистрируйтесь и получите на свой e-mail письмо с инструкцией по активации учЄтной записи. јктивируйте свою учЄтную запись и ¬ам станут доступны все функции сайта.  ¬ы сможете завести блог, загружать фотографии и общатьс€ с друзь€ми.

 

“ы то - что ты ешь! »ли о пищевых основани€х политической экологии.

22 марта 2012 -

 

“ы - то, что ты ешь! »ли о пищевых основани€х политической экологии.


 —.Ќ.  ћаленко
  ј.√. Ќекита
 
Ќадо признать, долгие годы осуществл€лась неверна€ практика. √оворили, что, мол, волки сыты и овцы целы! ј было ли так на самом деле? Ќет, товарищи! ƒрали овец у всех на глазах! ќднако никто из овец не нашел в себе мужества честно сказать: "ƒоколе?!" ”вы, все молчали! ƒа, в приличном обществе во врем€ еды не  разговаривают! ≈сли ешь ты. Ќо когда ед€т теб€, высказыватьс€ можно. » нужно! ѕора назвать вещи своими именами. ƒумаю, выражу общее мнение, если скажу: "Ќе могут волки быть сыты, пока овцы целы!" Ёто очковтирательство, простите за пр€моту!
—. јльтов.

—атирические образы в творчестве —емена јльтова, на самом деле, не лишены глубокого политэкологического смысла. јналогии между природными и социальными законами по€вились еще в јнтичности. ƒревние греки видели в них про€вление высших космических принципов быти€. ѕрагматичный ’1’ век утверждал, что между природой и социумом если и есть определенна€ св€зь, то она про€вл€етс€ совсем иначе, нежели в возвышенных божественных или стройных эволюционных модел€х. „еловек, безусловно, остаетс€ животным, однако включенна€ в само основание социальных отношений эта «животность» приобретает другой вид.
— точки зрени€ политической экологии, современный человек €вл€етс€ хищником номер один, замыка€ на себе всю экосистему планеты. Ѕыл ли он таким изначально или приобрел этот статус постепенно, – вопрос до сих пор проблематичный. ќднако сегодн€ мы можем констатировать, что человечество в целом последовательно придерживаетс€ хищнической стратегии. » тут уже не столько проблема удовлетворени€ голода, сколько базова€ модель всей общественной жизни.
„еловек уже на заре цивилизации превратил свои первобытные охотничьи порывы в правила и законы, по которым и сегодн€ протекает жизнь цивилизованного общества. » тут же экологический характер св€зи человека с природной средой приобрел политическую окраску! ƒаже  природные ландшафты, служившие ранее естественным фоном жизни и кормовой базой,  начинают постепенно превращатьс€ в политическую карту. ”же во времена наскальных рисунков и первых топографических изображений просматриваютс€ будущие конфигурации управленческих ресурсов, геополитических предпочтений и рисков.
»стори€ открытий, захватов, наследований и переделов ресурсных богатств есть истори€ политизации пищевых отношений человека с природной средой.   такому положению дел мы давно привыкли, потому и не удивл€емс€. Ќикто ведь не протестует, когда захваченные во врем€ очередной войны материальные ценности победитель гордо именует «трофе€ми» – как на охоте! —амо название содержит €вный намек на то, что исторически первыми трофе€ми как раз и были продукты питани€.
“акие про€влени€ хищнической природы человека непосредственно формируют и модели политической жизни человека. ¬ любой экосистеме выдел€етс€ слой продуцентов и детрита, – то есть основани€ дл€ жизни хищников (консументов). ѕопросту говор€ – есть жертвы, а есть и хищники. Ёта зависимость €вл€етс€ естественной, а значит, бессознательной формой сосуществовани€ различных организмов в пределах любого природного ландшафта. ѕарадоксально, но именно така€ же модель отношений активно используетс€ во всех человеческих сообществах.
     Ёто значит, что в значительной мере и целые сообщества людей движимы бессознательными пищевыми импульсами. Ќо есть и разница… ќтношени€ человека и природы позвол€ют четко установить пищевые роли (человек – коллективный хищник, природа – совокупный продуцент), и никого это не смущает…  роме, разве что, вегетарианцев. ј вот в  социальных и политических отношени€х подобные роли прин€то тщательно скрывать. ’ищник использует «покровительственную окраску», притвор€€сь невинным цветочком. ” людей в качестве «покровительственной окраски» чаще всего используютс€ религиозные, этические или идеологические мотивы.
     ¬ наших сообществах, где все примерно физиологически равны, трудно обнаружить социальные основани€ выделени€ ролей «хищников» и «жертв». Ќесмотр€ на это, вс€ социальна€ система сконструирована в соответствии с экологическими закономерност€ми. √лавным содержанием природных экосистем €вл€ютс€ взаимодействи€ различных видов живой природы. ј вот на уровне человеческих сообществ подобного видового разнообрази€ не наблюдаетс€.
     Ќо этот недостаток с бессознательной легкостью восполн€етс€! —оциальные иерархии искусственно раздел€ют людей, представителей одного вида, на продуцентов и консументов. ¬ы можете возразить, ведь в современном обществе никто никого не съедает!  аннибализм существует только в самых отсталых обществах, и осуждаетс€ практически всеми. Ќо это верно только отчасти. ѕросто цивилизаци€ несколько иначе толкует сам процесс поедани€. «ѕотребление» верхними уровн€ми социальной иерархии нижних осуществл€етс€ не в форме буквального «кровавого» употреблени€ в пищу. ѕолитизированные экологические сообщества изначально отрабатывают иные способы «охоты», «дележа добычи» и «насыщени€».
     —овременный человек ориентирован не столько на грубые, материальные, сколько на статусные, корпоративные, «модные» формы удовлетворени€ своих естественных потребностей. ѕо мере развити€ культуры его пища становитс€ все менее натуральной, но все более символической. ƒостаточно обратитьс€ к одному из главных ритуалов христианской религии – причащению. ¬ерующие, пам€ту€ о выдающемс€ «пищевом» чуде »исуса ’риста,  когда он п€тью хлебами накормил более п€ти тыс€ч человек, трепетно вкушают его «тело» и «кровь». ѕри этом они «наедаютс€» исключительно духовно, или как сегодн€ модно говорить, «виртуально».
     Ќынешний этап развити€ человеческой цивилизации постепенно избавл€етс€ и от символического компонента. ћы все чаще довольствуемс€ лишь знаками наших социальных отличий, выраженными преимущественно в денежной форме. ‘актически пищей становитс€ не реальный кусок м€са или те же «хлеба», но обещанные возможности, надежды, мечты и ожидани€.  ак ни странно, не только сами деньги, но обещани€ денег оказываютс€ чрезвычайно действенной управленческой мотивацией.
     ј ведь если разобратьс€, идеологи€ потребительства, пронизавша€ все политико-экологические ландшафты современного мира, с легкостью отбрасывает человека к доисторическим временам. –ождественские распродажи все более напоминают кровавые, в пр€мом смысле этого слова, пиры ¬алтасара. —оциологи отмечают, что абсолютное большинство покупок, сделанных на волне потребительского безуми€, оказываютс€ абсолютно ненужными.
Ќо разжигаема€ в бессознательных стадах потребителей страсть к удовлетворению пищевых инстинктов, жажда потреблени€ товаров и услуг становитс€ ведущим фактором укреплени€ экономики и государства в целом. –азгадка этого кажущегос€ парадокса предельно проста – общество, построенное по таким принципам, с необходимостью порождает слой профессиональных управленцев. Ќа сегодн€шний день в развитых странах их число достигает 40% населени€. ѕроизвести и создать оказываетс€ менее важным, чем распределить! »менно управленцы занимаютс€ регулированием производства, потреблени€ и обмена пищевых иллюзий. ј этот фактор €вл€етс€, по мнению авторов, неоспоримым свидетельством окончательной и бесповоротной политизации экологии человека и окружающих его природных ландшафтов.

 

ѕохожие статьи:

ќбщий раздел√ольфстрим и ”краина. Ћедниковый период.

ќбщий раздел арта реальности или образ мира - Ђвойнаї

ќбщий разделѕолитическа€ экологи€ простыми словами

ќбщий разделѕотер€нные реки –оссии, или куда пропала река  убань?

ќбщий раздел«аконы ѕолитической экологии.

–ейтинг: 0 √олосов: 0 2786 просмотров
 омментарии (0)

Ќет комментариев. ¬аш будет первым!